Самуил и Сарра Грейги - это отец и мать русского адмирала шотландского происхождения Алексея Самуиловича Грейга, которому в 1873 году в городе Николаеве был установлен памятник, для которого скульптор А.М. Опекушин изготовил бронзовую статую адмирала, о чем я никак не могу закончить статью. Конечно, родителей А.С. Грейга я там упоминаю (особенно папеньку, которого за развитие русского флота и за победы в морских сражениях весьма ценила Екатерина II), но вскользь, а хотелось бы поподробнее.
Начнём с прекрасной половины. Когда в 1768 году Самуил Грейг познакомился в Санкт-Петербурге со своей будущей женой, звали её Сейра. Саррой она стала именоваться в обществе вскоре после замужества, в августе того же года. Ей - 16, ему - 33. Через семь лет, 6 сентября 1775 года, у них родится первенец, тот самый Алексей, крестными родителями которого стали сама императрица Екатерина Великая и граф А. Орлов-Чесменский - боевой соратник Грейга по Архипелагской экспедиции.
В том же, 1775 году (скорей всего, до рождения младенца) был написан совершенно очаровательный парадный портрет Сарры Грейг.
Здесь ей 23 года. Она одета в нарядное платье из отливающей перламутром тонкой ткани, по полю которой щедро рассыпаны букеты цветов. Цветы же украшают и высокую прическу с плотно уложенными по бокам локонами и двумя спускающимися от затылка спиралевидными косами со множеством вплетённых в них, возможно, жемчужных, мелких элементов. Рукава и декольте платья оформлены полупрозрачными кружевами тончайшей выделки.
Сарра смотрит на нас с лёгкой полуулыбкой. Это взгляд молодой женщины, уверенной в собственной неотразимости. Левая рука спускается вниз и уходит за край холста. В прижатой к сердцу правой руке, вероятно, находится «карне де баль» (фр. carnet de bal) - миниатюрная книжечка, в которую записывались очередность танцев и имена кавалеров. Листочки таких книжек делали из пластинок слоновой кости, чтобы можно было стирать записи и наносить новые.
В подписи к портрету рядом с местом его нахождения (википедия говорит, что это Эрмитаж) я поставила знак вопроса, т.к. в Госкаталоге, в коллекции Эрмитажа, я этот портрет не нашла. Нет его и в собрании Русского музея, который указан в другом интернет-источнике.
Зато в госкаталоге Эрмитажа нашёлся более ранний - детский - портрет жены Грейга, сделанный если верить подписи, в 1748 году, хотя годом её рождения принято считать 1752. Может, это какой-то другой ребёнок? И в госкаталоге эта картина забавно названа "Портрет госпожи Кук с дочерью Саррой Грейг", ведь Саррой, да ещё и Грейг, она стала лишь в 1768 году. А портрет очаровательный:
И тут стоит сказать о девичьей фамилии жены Грейга. Она была урождённая Кук, Сейра Александровна Кук. Да-да, ближайшая родственница - двоюродная сестра - того самого Джеймса Кука, знаменитого английского мореплавателя (который в молодости служил в английском флоте - одновременно с её будущим мужем). Александр Кук, шотландец, отец Сейры, владел канатным заводом и поставлял русскому флоту канаты для кораблей. Такая морская династия.
Парадный портрет Сарры Грейг написал Карл Людвиг Христинек, русский живописец немецкого происхождения, всю жизнь работавший в Санкт-Петербурге. Он же написал и портрет Самуила Грейга, в том же 1775 году, что и портрет его жены. И наверняка, в пару к нему.
И, скорей всего, оба портрета были размещены в Ораниенбауме, в усадьбе «Санс-Эннуи», которая в 1780 году со всей мебелью и убранством была пожалована императрицей «в вечное и потомственное владение» Самуилу Грейгу.
И вот, всё это понаписав, я догадалась заглянуть в имеющийся у нас в Ярославском художественном музее каталог живописи ХVIII века из собрания Русского музея. И там русским по белому сообщается, что да, оба (парные друг другу) портрета Грейгов хранятся там, в ГРМ. Причём, в Эрмитаже находится авторский повтор портрета Сарры. Вот всё и прояснилось!..
А ещё в Русском музее хранится вот такой портрет С.К. Грейга (этот есть в госкаталоге), написанный чуть ранее (тут маловато орденов)) известным русским художником И.П. Аргуновым:
И описание к нему:
"Изображен поколенно, стоящим на палубе корабля, спиной к его борту. Поворот головы на 3/4 вправо, корпус прямо. В правой опущенной руке меч, левая, в повелительном жесте. На голове черная треуголка с золотым шитьем и белыми перьями. Белый, желтый, шитый золотом мундир с зелеными обшлагами и отворотами, зеленый, шитый золотом камзол. На шее георгиевский крест, на груди георгиевская звезда. Фон - ночное море и сражающиеся корабли."
И несколько разновидностей этого портрета из интернета (из серии "найди десять отличий"):
А ещё есть портрет С.К. Грейга работы Левицкого (или его круга, пока выяснить не удалось):
И вот вариант того же портрета - в идеальном состоянии, в красивой раме - из госкаталога, в собрании "Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого" Министерства обороны РФ работы неизвестного художника (как у них там написано):
Именно это изображение адмирала Грейга стало наиболее популярным. Именно оно было растиражировано в альбоме-подборке "Русские портреты XVIII и XIX столетий" (они находятся во многих музеях РФ).
И в последний год жизни С.К. Грейга, в 1788 году - оно же (ну, или похожее)):
После внезапной кончины Самуила Карловича Грейга в 1788 году была выпущена памятная медаль (здесь - вариант из серебра):
Жаль, что нет обратной стороны медали, но есть описание:
"Медаль круглой формы с широким бортиком на обеих сторонах. На лиц. стороне погрудный профиль адмирала влево. Плечи и грудь обвиты флагом. По окружности надпись: "САМУИЛЪ КАРЛОВИЧЪ ГРЕЙГЪ РОССЇЙСКОИ АДМИРАЛЪ.". На обороте в центре стелла с надписью в 5 строк: "ВЪ / ПАМЯТЬ / ТРУДОВЪ / И / СЛУЖБЫ"; над надписью изображен герб Грейгов с девизом "strike sure" ("Рази верно!"); женская фигура в короне крепит к гербовому щиту цепь ордена Андрея Первозванного. У подножия трофеи - флаги, знамена, пушки и якоря. На заднем плане множество кораблей. Внизу под обрезом надпись в 2 строки: "СКОНЧАЛСЯ ОКТЯБРЯ 15. ДНЯ / 1788. ГОДА .". Гурт гладкий."
И в заключение первой части хочу всем порекомендовать брошюру Юрия Крючкова о Самуиле Карловиче Грейге (1988. М. "Наука"), из которой я почерпнула немало сведений об этом славном адмирале, и которую до меня в нашей Некрасовской библиотеке, за столько лет со дня её издания, запросил всего один человек...