Почему начинаются войны? Из-за ресурсов, скажет кто-то. И не ошибётся. Из-за территорий, эти богатства содержащих. Другой возразит, что стимулом могут быть противоречия разных политических формаций. Можно вспомнить интервенцию в Советскую Россию в 1918-1922 году. А кто-то вспомнит о религиозных или этнических различиях, как о виновнике столкновения. Недавний эпизод антисемитских беспорядков в аэропорту Махачкалы в конце октября 2023 года. И все они будут правы, но это только поверхностные причины, являющиеся лишь следствием основной первопричины.
«Чушь! Все войны из-за баб милых девушек!» - крикнет кто-то. [Кстати, именно так утверждал заместитель командира по воспитательной работе во время моей срочной службы, когда произносил одну из своих мотивирующих речей, стоя на плацу части в одном южном городке] Соглашусь этим утверждением. Когда-то они были предметом торговли и атрибутом престижа. Хотя если честно, остались и сейчас. Взять ту же Елену Прекрасную и начавшуюся из-за неё Троянскую войну. Понятно, что женщина была всего просто поводом, если вообще была. Вторжение сил объединённых сил греческих полисов началась не столько из-за неё, сколько из-за покачнувшегося авторитета Менелая [законного на тот момент мужа той самой Елены] и угроз потери контроля за морскими торговыми маршрутами.
Начну издалека. Косвенно во всех конфликтах виноват высокий уровень интеллекта. И способность к планированию. Конголезские львы не ходят организованными отрядами в военный поход на сенегальских львов. А представители вида Человек разумный были замечены за этим неоднократно, потому что могут продумать и спланировать военные действия.
Близкие к нам Шимпанзе тоже не отстают в организации и поддержании длительных междоусобиц. Яркий пример - это четырёхлетняя война (1974-1978) между сообществами шимпанзе Касакела и Кахама, происходившая в Национальном парке Гомбе-Стрим в Танзании. Шесть самцов и три самки с детёнышами выделились из сообщества Касакела в отдельную группу, названную Кахама, и ушли на новую территорию. Оставшиеся в Касакела самцы посчитали, что причина раскола не исчерпана и методично выслеживали самцов Кахама по одиночке и ликвидировали их. Авторы более позднего исследования этих событий склонялись к тому, что основной причиной произошедшего была нехватка фертильных самок.
Думается, что стоит исключить влияние тестостерона [который, как конечно, все помнят, отвечает не только за половую функцию, но и за агрессию вообще], который зачастую провоцирует драки, но почти никогда серьёзные боевые действия. Главная побудительный мотив любой войны, как и любого значительного противостояния, что политического, что национального или религиозного – страх потери
Всё. Статья кончилась, расходимся. [Шутка]
Попробую аргументировать. Лидер боится потерять авторитет и через это – утратить власть. Воины некого племени подозревают, что злые враги нападут первыми [про навык планирования не забываем] и упреждают их. Страх порождает агрессию. «Бей» или «беги» [сейчас ещё выделяют реакцию «замри»] срабатывающая, когда мы фиксируем опасность. Мы бьём, бежим или замираем. А потом, если угроза не исчерпана – обдумываем и планируем.
Как же прекратить войны? Начнём с того, что человек – существо биосоциальное, обе ипостаси влияют на наше поведение. С биологией мало что можно сделать, если, конечно, не начать её менять на генетическом уровне [про евгенику я скромно промолчу]. То на социальную часть можно весьма заметно влиять, и именно общество в ответе за то, что в итоге из индивида вырастет. Именно среда формирует человека, вспомните тех же детей-маугли и их проблемы социализации.
Говорят что, если ждать изменений к лучшему, то ждать придётся долго. Смотря на происходящие в мире события, становится заметно, что нас неуклонно загоняют то ли в «новое средневековье» Александра Дугина, даже не им придуманное [то самое, с потаённой мечтой о возвращении сословий], то ли в полицейское государства от Ника Бострома [c тотальным превентивной контролем], то ли ещё куда веселее двух перечисленных. Что в итоге однозначно ведёт к варварству, через ещё более глобальную бойню, в которой столкнутся две консолидированных на новых условиях стороны. Причины нестабильности общества не будут устранены, а значит тот потаённый страх в каждом из нас будет уводить нас всё дальше на «тёмную сторону».
Повышение сознательности каждого индивида, через образование и научение его принципам социальной справедливости, организации взаимодействия как между отдельными людьми, так и человеческими сообществами на базе понимания и реализации необходимых потребностей каждого члена общества. Не «хотелок», а именно необходимых потребностей. Только самоконтроль каждого над самим собой и критическое мышление [признанное некоторыми российскими профессорами недухоскрепным и являющееся с их точки зрения исключительно инструментом «прикладной русофобии»]. Тогда у нас может появиться шанс выжить не только как у биологического вида, но и как цивилизации.
Поправьте меня, если я не прав.