Клиффхэнгер дословно переводится как "скалолаз" или "висящий над обрывом". Какое отношение это имеет к литературе? Все просто - так называется прием, удерживающий внимание читателя. Название появилось в 30-ых годах прошлого столетия вместе с модой добавлять в кино висящего над обрывом главного героя, что вызывало у зрителя всплеск бурных эмоций - а выживет ли их любимый персонаж? Сейчас эта киношная ситуация уже давно стала клише и в кинематографе, и в литературе, а вот название прижилось.
Так что же такое клиффхэнгер? Это прием, который заставляет вас продолжать читать книгу или смотреть сериал.
Упадет герой с обрыва или выберется? Разгадает ли детектив тайну? Кого из двух поклонников выберет героиня?
Основная задача клиффхэнгера - оставить читателя с вопросом "а что же будет дальше?" Поэтому клиффхэнгеры так важны в конце каждой главы (или в конце каждой серии сериала). Вот герою грозит опасность или он на пороге открытия важной тайны, зритель в напряжении ждет... герой заворачивает за угол/открывает дверь/вскрывает конверт, мы видим его расширенные глаза/пистолет, направленный в его сторону/летящий на него горящий самолет и тут... надпись "продолжение следует".
Хороший клиффхэнгер гарантирует интерес читателя/зрителя к следующей главе/серии. А опытный писатель или сценарист равномерно распределяет ловушки для удержания внимания на протяжении всей истории, и при грамотной работе читатель или зритель не замечают, как управляют их интересом.
Не стоит путать клиффхэнгер с интригой. Интрига обычно появляется в начале истории и поддерживает интерес читателя на протяжении всей книги, раскрываясь лишь в конце. Клиффхэнгер - это что-то более одномоментное.
Как Гарри Поттер связан с Волан-де-Мортом? Сможет ли Фродо уничтожить кольцо в жерле Мордора? Это интрига.
Что ждет за приоткрытой дверью в темный коридор? Сможет ли герой уйти от погони? Это клиффхэнгер.
Какие бывают клиффхэнгеры?
1. Драматическое событие, влияющее на сюжет.
Самый распространённый тип, который вы без труда найдете в любом остросюжетном произведении - от набившего оскомину висящего на скале героя до письма о наследстве или неожиданном важном звонке.
2. Эмоциональное открытие, влияющее на эмоциональную арку персонажа.
Скарлет О`Хара узнает, что предмет ее обожания Эшли Уилкс любит другую ("Унесенные Ветром"); Вова Адидас узнает, что девушка его брата была изнасилована бандой конкурентов ("Слово Пацана"). Все это в корне меняет действия персонажей, что приводит к неожиданным последствиям.
3. Клиффхэнгер для зрителя - не видимый персонажу, но видимый зрителю.
Герою грозит опасность; он втянут в невидимую ему интригу; против него строят козни; на город надвигается ураган, о котором забыли предупредить синоптики... Главное условие - чтобы сам герой не знал об опасности. Читатель эмоционально вовлекается, он хочет предупредить героя, который на небольшой лодке собирается отправиться в открытое море на рыбалку, не подозревая о грядущем шторме...
Как и когда применять клиффхэнгер?
Применяйте этот прием, когда нужно захватить внимание читателя. Часто в начале дается интрига, а в конце ключевых моментов - клиффхэнгеры. Например, в конце каждой главы. Это позволяет удержать интерес читателя (если, конечно, вы все сделали правильно).
Первая глава "Пляжа" Алекса Гарленда заканчивается тем, что герои, получив от незнакомца (который потом покончил с собой) карту таинственного острова, отправляются на его поиски. Что ждет их на острове?
Четвертая глава "Острова Проклятых" Дэнниса Лихейна заканчивается тем, что маршалы, прибывшие в психбольницу для опасных преступников с целью поимки сбежавшей пациентки, находят некий таинственный шифр. При этом идет нагнетание опасности - глава заканчивается фразой одного из героев "Мне здесь как-то не по себе". Читатель понимает, что в больнице происходит нечто странное и переворачивает страницу.
Бывали случаи создания клиффхэнгеров ненамеренно. Так в свое время Артур Конан Дойл решил убить полюбившегося всему миру Шерлока Холмса, сбросив его с Рейхенбахского водопада. В самом начале повести "Последнее дело Холмса" автор дает понять, что герой будет убит. Но попытка избавиться от надоедливого персонажа не вышла - читатели подняли бунт, и Холмса пришлось оживлять. Так Конан Дойл, сам того не желая, создал мощный клиффхэнгер.
Умело используйте клиффхэнгеры в своих историях - и интерес читателя не будет остывать!
А если вы готовы к написанию своей книги и хотите подробнее узнать о литературном наставничестве - напишите в комментариях или мне в телеграмм https://t.me/zorinaleksey
Об авторе этой статьи: Алексей Павлович Зорин - сценарист, писатель, литературный наставник. Писал для издательства "Вечерняя Москва" и проекта Мединского "История РФ", сценарии для клипов, рекламы и короткометражных фильмов. Автор двух книг "Курьер: Темная ночь души" и "Побочный Эффект".