Найти в Дзене
Зернов.РосНОУ

Кто такой – наставник?

На днях президент России Владимир Путин поручил правительству разработать Концепцию развития наставничества на период до 2030 года. Сделать это предложено совместными усилиями комиссий Государственного совета Российской Федерации и объединений работодателей.

Хочу отметить: на уровне Российской академии наук этот документ уже существует, более того, разработан и Этический кодекс наставника Российской Федерации, а также ряд других сопутствующих документов. Так что поручение Президента будет выполнено точно и в срок.

Как член-корреспондент РАО могу сказать, что любая наука без наставничества существовать и, тем более, развиваться не может. В нашем понимании наставник – это научный руководитель с функциями воспитателя. Он своим примером показывает, что и как делать.

Конечно же, такие люди были, есть и будут. А задача всего научно-педагогического сообщества на современном этапе – постараться сделать так, чтобы их стало больше, и их положительный опыт транслировался на всю страну.

Я сам вышел из Физтеха, а там ещё с 50-х годов было налажено очень эффективное взаимодействие между студентами, аспирантами, доцентами, профессорами и пр. То есть между теми, кто учится, теми, кто учит, и теми, кто занимается фундаментальными и прикладными исследованиями. Система эта активно развивалась в 60-70-е, отчасти – в 80-е. Затем был спад, но, к счастью, сегодня именно её в РАО взяли за основу при создании упомянутой концепции. На мой взгляд – абсолютно правильное решение! И правильный вывод, по итогам минувшего Года педагога и наставника.

Если же вспоминать то, как эта идея была реализована в былые времена на других уровнях образования, то первое, что приходит в голову – это, конечно же, мастера производственного обучения в ПТУ и техникумах. Они для своих воспитанников были кумирами, потому что умели работать руками, знали предмет и могли объяснить его любому. Они находились с ребятами и в цехах, и в общежитиях, и в учебных корпусах, и на внеучебных мероприятиях.

Опять же, если брать спорт, то любой хороший тренер – это, прежде всего, именно наставник, ибо он не только помогает повышать спортивное мастерство, но и интересуется, что у тебя происходит в жизни, как это влияет на тренировки. Он всегда работает в тесной связке с семьёй и школой, пользуется полным доверием своих подопечных. Это – Наставник с большой буквы.

Да и в школе всё ровно так же. Хороший учитель – не только тот, кто объясняет предмет, не только тот, кто учит тем или иным наукам, но, прежде всего, человек, который пользуется уважением детей, является для них образцом для подражания, тем, с кем они могут, не боясь, поделиться своими секретами и переживаниями. А главное – он помогает своим коллегам стать профессионалами, подняться на более высокую ступень мастерства и самим, в итоге, стать для кого-то наставниками.

…Вспоминаю своего научного руководителя. Я к нему мог прийти в любое время и точно знал, что он всегда меня выслушает, даст совет, поинтересуется, что да как в жизни. Сколько раз бывало: встретит меня и спрашивает: «А ты чего такой усталый? Как после ночной смены?! Так ты ещё и по ночам работаешь? Нет, давай-как сделаем вот так…» - и мы вместе с ним находили какое-нибудь решение трудной жизненной ситуации. Например – предлагал подработать на кафедре, днём, чтобы ночью можно было выспаться, и ничто не мешало учёбе и занятию наукой.

Вот это для меня – образец Наставника!

А кого вы можете назвать своим наставником?