В Москве система обращения с животными отличается от остальных регионов нашей страны. Некоторые моменты - значительно лучше, чем в регионах, некоторые хуже. Как выяснилось, не все себе представляют, как устроен процесс в Москве, давайте разбираться.
Во-первых, нужно отметить для региональных читателей - в Москве принят только безвозвратный отлов животных в приюты, причем как собак, так и кошек. Любой желающий, даже больной или живодер, может пожаловаться на собак или кошек и их отловят в приют. Таким образом, Москва поощряет нетерпимость к животным на улицах, особенно к кошкам.
Какие структуры отвечают за животных в Москве?
Как мы видим, фактически бездомными животными - компаньонами занимается, в основном, Департамент ЖКХ. И тут - тоже отличие от регионов, в которых бездомными животными, как правило, занимаются управления ветеринарии. Структуры ЖКХ- это непрофильные структуры. Департамент ориентирован в основном на работу с населением, на работу по жалобам, на работу с мусором или инженерными сетями. В своем кадровом составе специалистов по животным не имеет.
Городскими приютами в Москве занимаются ГБУ "Автодор" - управления по округам и ГБУ "Доринвест", подчиняющийся Департаменту ЖКХ напрямую. Эти структуры занимаются также дорогами и мусором. Например, из-за переезда Кожуховского приюта, расположенного в Восточном административном округе Москвы в Новую Москву и переподчинения его новой структуре - ГБУ Автодор "ТиНАО", не имеющей никакого опыта в управлении приютами - начались огромные управленческие проблемы, которые привели к многим и многим смертям животных (отдельно можно сказать и про недостатки строительства и проектирования, так как приют переносили из-за строительства промзоны "Руднево", проектированием приюта почему-то занялся Департамент инвестиционной политики г. Москвы, не имеющий вообще никакого отношения к животным, итог получился весьма печальным. Вместо образцового нового приюта спроектировали и построили настоящий концлагерь).
Заказчиком деятельности по управлению приютами в большинстве округов являются Префектуры округов, а в ЦАО, Зеленограде и СЗАО - Заказчиком деятельности является непосредственно Департамент ЖКХ. Такая структура была установлена 468 ПП г. Москвы от 2016 г. Почему именно так, сейчас уже сложно установить, но на данный момент все так и остается, кроме ситуации в Новой Москвой. Новый приют, а точнее перенесенный из ВАО Кожуховский приют по прежнему ведет отлов животных в ВАО, а вот заказчиком услуг по управлению приютом является, фактически, префектура ТиНАО, хотя по 468 ПП г. Москвы они не могут являться такими заказчиками.
Что касается комитета ветеринарии г. Москвы, то по отдельному приказу от 13 августа 2020 года N 1281-ПП он должен заниматься региональным государственном надзором за соблюдением законодательства о животных на территории г. Москвы. Однако, мы о такой его деятельности мало знаем, если она есть и на жалобы о содержании животных в приютах они фактически не реагируют. Так как они же должны следить и за соблюдением КоАП РФ, а именно новой статьи о животных - 8.52, то в случае выявления нарушений каким образом они могут установить, скажем, личность подозреваемого в совершении административного правонарушения? Только в рамках межведомственного взаимодействия с органами МВД, что еще больше усложняет задачу. Статья 8.52 да и любые статьи КоАП РФ или Коап г. Москвы (5 глава ) может работать только в случае если подведомственность статьи относится к полиции. То есть здесь законодатели недоработали, в таком виде как сейчас эти статьи сложно применимы.
И еще печальный вывод, владельческими животными г. Москвы не занимается вообще никакая структура. Комитет ветеринарии занимается только вакцинацией их от бешенства и все. А ведь популяции владельческих и бездомных животных тесно связаны между собой, часть владельческих животных оказывается на улице. Количество владельческих животных в Москве также никто никогда не считал, а ведь, помимо всего прочего, владельческие собаки, например, это нагрузка на городскую инфраструктуру, дополнительные биологические отходы.
Отдельно мы хотим отметить деятельность - комиссии по экологической политике в Московской городской Думе, которую возглавляет Александр Соловьев. И рабочую группу по бездомным животным Общественной палаты г. Москвы, возглавляемую Сергеем Ладочкиным. В условиях отсутствия работы по региональному надзору, фактически эти структуры осуществляют общественный контроль за деятельностью по обращению с животными в Москве и помогают волонтерам продвигать темы животных и решать возникающие проблемы.
Как обстоит в Москве дело с региональным законодательством?
У многих регионов нашей страны есть свои местные региональные нормы и законы, которые регулируют сферу обращения с животными. Сейчас во многих регионах активно идет законотворческая деятельность, к сожалению, законы разрабатывают некомпетентные региональные власти на свое усмотрение. Полномочия их были расширены недавними поправками в 498 ФЗ "Об ответственном обращении с животными", мы писали и подробно разбирали все минусы этих поправок.
В Москве, так как нет общей единой структуры, занимающейся животными, а есть только непрофильный департамент ЖКХ, занимающийся содержанием животных в приютах и не издающий региональных законов, заниматься изменением законодательства просто некому, поэтому все законы г. Москвы очень и очень старые и нет никаких намеков, что в ближайшее время что-то изменится. С одной стороны - есть плюсы в этом состоянии, так как и ухудшения в сторону убийства животных также маловероятны. Однако эти устаревшие и мертвые нормы фактически не работают и носят формальный характер.
Документ, касающийся владельческих животных в г. Москве - Это Временные правила содержания собак и кошек 1994 года (ПП Москвы № 101 от 08.02.1994 г.,) последние изменения в документ вносили в 1998 году.
Сам по себе документ очень интересный, видно, что авторами планировалось создать:
в Московском экологическом фонде целевого отделения Московского общества защиты животных для финансового обеспечения городских зоозащитных программ, в том числе содержание пунктов передержки отловленных и бесхозных животных в административных округах г.Москвы
Также планировалось введение обязательной регистрации животных:
"Статья 1.5. Собаки принадлежащие гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям, подлежат обязательной регистрации, ежегодной перерегистрации и вакцинации против бешенства, начиная с 3-месячного возраста, независимо от породы, в государственных ветеринарных учреждениях по месту жительства граждан, нахождения предприятий, учреждений и организаций - владельцев животных. Вновь приобретенные животные должны быть зарегистрированы в 2-недельный срок."
Планировалось даже создание общественной инспекции по защиты животных.
Общественная инспекция по защите животных в г.Москве:
- разъясняет и пропагандирует выполнение настоящих Временных правил;
- в необходимых случаях оказывает помощь владельцам в содержании животных;
- совместно с правоохранительными органами привлекает к ответственности владельцев животных за нарушение Временных правил содержания собак и кошек в г.Москве.
Более живыми и актуальными в Москве являются два Порядка деятельности по отлову и содержанию бездомных животных, которые касаются функционирования Московских приютов.
Что касается деятельности приютов, то самый первый регламент 2001 года был самый подробный, в регламенте 2014 года часть положений была утрачена, а в регламенте 2021 года уже была утрачена значительная часть положений и норм, отчего документ, фактически, уже потерял свою логику. Но, несмотря на все эти недостатки, он является, на данный момент, самым подробным документом по содержанию животных в приютах в стране.
По логике первых регламентов в Москве существовал институт - специалистов по фауне районов и округов, которые вели мониторинг численности бездомных животных, решали вопросы, связанные с животными в своем районе, специалисты по фауне округов соответственно аккумулировали данные по округам города. Такая структура позволяла оперативно решать вопросы, связанные с животными. В настоящее время структура полностью утрачена.
Отдельным документом, совместно с Департаментом Природопользования и Охраны Окружающей среды был принят Порядок по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории г. Москвы . В этом документе, как раз изящно обошли тему возврата животных в среду обитания, а также добавили отлов диких животных.
В пункте 4.1. Животные без владельцев, не проявляющие немотивированной агрессивности в отношении других животных или человека, возвращаются в естественную среду их обитания.
Возврат содержащихся в приюте собак и кошек без владельцев в естественную среду обитания осуществляется в соответствии с правовым актом уполномоченного органа, указанного в пункте 1.5.2 настоящего Порядка.
То есть оставили выпуск в среду обитания на усмотрение Департамента ЖКХ, который в своем Порядке по осуществлению деятельности приютов для бездомных животных такого основания для выпуска обратно животных не предусмотрел.
Благодаря тому, что Москва приняла решение не возвращать собак обратно в среду обитания пострадали и несчастные кошки, которых тоже нельзя выпустить обратно.
В регламенте есть множество положений, требующих изменения и уточнения, и мы постоянно работаем с волонтерами приютов по сбору этих предложений и предоставляем их в Департамент ЖКХ, но Департамент очень неохотно идет как на диалог с общественными организациями, так и на изменение своих нормативных документов.
Проблемы городских приютов
Как мы видим в реальности, сейчас тема животных в целом заброшена городскими властями. А вот чем сейчас занимается город, так это приютами. Регламент по отлову и содержанию животных довольно часто обновляется, проблемы приютов стоят всегда очень остро, ведь там содержится около 17 000 животных (16000 собак и 1000 кошек). На содержание животных в приютах ежегодно выделяется более 1 млрд. рублей, правда бюджет имеет тенденцию к сокращению с каждым годом. Приюты были построены довольно давно, многие из них уже требуют существенной реконструкции и бюджетных вливаний в ремонт, многие до сих пор так и существуют без центральных коммуникаций.
Волонтеры приютов являются главной движущей силой изменений содержания животных и контроля содержания животных, без волонтеров невозможно пристройство животных и полноценный выгул собак. Благодаря волонтерам все проблемы приютов мгновенно становятся достоянием гласности и это позволяет бороться с жестоким обращением с животными и коррупцией.
Несмотря на очень ограниченные права волонтеров и неудовлетворительное и неуважительное обращение с ними управляющих компаний приютов, многих изменений им удается достичь, поэтому животные Московских приютов получают волонтерский качественный корм и лечение у квалифицированных специалистов и находят дом.
Что же нужно сделать г. Москве на самом деле для решения проблемы бездомных животных?
Первое, это, конечно, обратить свое внимание на владельческих животных, которые создают огромное количество проблем, как самим животным, так и горожанам. Необходимо внедрить обязательный учет, регистрацию и чипирование животных, интегрировать сервис по регистрации с порталом mos.ru и получить, наконец, данные о количестве владельческих животных (и ужаснуться).
Принять Московский региональный закон, в котором учесть требования к владельцам животных и установить ответственность за несоблюдение этих требований.
Создать единую структуру, отвечающую как за владельческих, так и за бездомных животных и вернуть окружных и районных специалистов по фауне.
Внедрить городские программы льготной и бесплатной стерилизации животных, а также пропаганду стерилизации, как меры по регулированию кризиса перепроизводства животных.
Вернуть программу ОСВВ по городским кошкам и перестать ловить кошек в городские приюты по жалобам горожан.
Внедрить пропаганду животных - как часть экосистемы, ведь если животных есть у горожан, то они будут и на улице, что касается кошек, то они в принципе являются частью экосистемы в любой стране и изъять их из среды обитания невозможно.
Мы надеемся, что наступят времена, когда к нашему мнению начнет прислушиваться и Правительство Москвы и обратит внимание на проблемы животных и их системное решение.