В Раменский историко-художественный музей я ехала на открытие выставки русского костюма. Об этом событии я подробно рассказала здесь.
Уточняя детали, я узнала, что сам музей расположен в сохранившемся корпусе рабочих казарм текстильной фабрики, построенном в 1880-х годах. (Недаром ближайшая станция железной дороги называется «Фабричная»!) Этот факт показался любопытным, но – не более того. Однако, войдя внутрь, я невольно ахнула: передо мной была ажурная чугунная лестница! Позже сотрудники рассказали, что, переехав в 2005 году в это здание, они первым делом привели в порядок именно ее.
Сегодня музей занимает третий этаж здания. Тесновато, но зато – светло и уютно. С момента постройки здесь сохранились оригинальные потолки системы Монье. В 1867 г. француз Жозеф Монье получил патент на изготовление цветочных кадок из железа и цемента. Так появился новый материал – железобетон. Вскоре изобретатель начал делать из него трубы, конструкции мостов, а затем – и потолки зданий.
Правда, сама планировка казармы с тех пор изменилась. Раньше здесь были комнаты семейного общежития, и каждый выступ потолка опирался на стену. В общежитии было много удобств (к примеру, имелась даже ясельная группа), однако порядки были строгие. К примеру, жители не имели права есть в своих комнатах. Для этого была отдельная просторная кухня-столовая с плитами и столами. Ну, точь-в-точь, как в экспериментальных домах-коммунах 1930-х годов!
Структура музея, в общем, напоминает другие краеведческие музеи. Есть здесь и кости доисторических животных, и каменные топоры. Есть и макет той самой фабрики. Поскольку в окрестностях было немало богатых усадеб, очень интересным оказался раздел «Забытые дворянские усадьбы». Здесь есть, к примеру, забавные солнечные часы с полуденной пушкой (автор – Е.С. Трындин). Если их установить правильно и зарядить пушку, то она выстрелит ровно в полдень, причем порох вспыхнет от солнечного луча!
Очень забавны стулья из рога буйвола из усадьбы Фонвизиных «Марьинка» Бронницкого уезда, сделанные во Франции. Впрочем, владельцу подарок не понравился. Возможно, поэтому они и дожили до наших дней.
Очень интересна экспозиция музея, посвященная гжельскому промыслу. Ведь само село Гжель находится всего в 10 км от Раменского, если по прямой, а залежи глин, причем разных, расположены между ними. Оно известно аж с XIV века. Здесь издавна делали глиняную посуду и изразцы. В середине XVIII века стал развиваться фарфоровый промысел. Уроженцем Гжельской волости был Яков Васильевич Кузнецов (1761-1816), основатель крупнейшей в России фарфоровой династии. К концу XIX века в округе было до 80 небольших производств. А после Октябрьской революции мастера начали выпускать разнообразные глиняные фигурки. Но дело как-то не пошло.
Свой привычный вид, белый с синим, гжельские изделия получили только в 1940-1950-х годах благодаря усилиям искусствоведа А.Б. Салтыкова и московской художницы Н.И. Бессарабовой. За основу они взяли полуфаянс XIX века. По нему Салтыков создал «азбуку гжельских мазков», а Бессарабова разработала ряд предметов нового ассортимента: кружки, вазы, молочники, кувшины. С 1980-х годов гжельские статуэтки и посуда стали очень популярны.
Много диковинок и в разделе, посвященном крестьянскому быту. Например, мялица – приспособление, с помощью которого разминали стебли льна, готовя его для пряжи.
Словом, музей замечательный! И добраться туда из Москвы, в общем, не сложно – Раменское вошло в состав диаметра D3, так что электрички туда от платформы Выхино идут каждые 5-10 минут.