Найти в Дзене

Железная Белла. От официантки буфетцицы до королевы Геленджика.

Берта Бородкина, известная как Железная Белла, превратилась из простой официантки в влиятельную фигуру Геленджика, наживая себе состояние на ресторанных аферах. Она подкупала высокопоставленных чиновников и щедро давала им взятки. Своей сноровкой и умением она стала единственной женщиной в Советском Союзе, казненной за экономические преступления. Бородкина владела множеством тайн и знала слишком много...
Будущая королева Геленджика, Белла Бородкина, родилась в 1927 году как Берта Король. Она была одной из десяти детей в семье богатого сапожника из украинского города Белая Церковь. С самого детства девочку звали Беллой, так как имя Берта ей совсем не нравилось. Она отличалась от сверстников своим стремлением к знаниям и упрямством, но из-за Великой Отечественной Войны она не смогла закончить даже девятый класс.
В течение долгого времени на Кубани ходили слухи о Белле, будто она родилась намного раньше и помогала немцам во время войны. Говорили, что у нее даже была татуировка на предпл

Берта Бородкина, известная как Железная Белла, превратилась из простой официантки в влиятельную фигуру Геленджика, наживая себе состояние на ресторанных аферах. Она подкупала высокопоставленных чиновников и щедро давала им взятки. Своей сноровкой и умением она стала единственной женщиной в Советском Союзе, казненной за экономические преступления. Бородкина владела множеством тайн и знала слишком много...

Будущая королева Геленджика, Белла Бородкина, родилась в 1927 году как Берта Король. Она была одной из десяти детей в семье богатого сапожника из украинского города Белая Церковь. С самого детства девочку звали Беллой, так как имя Берта ей совсем не нравилось. Она отличалась от сверстников своим стремлением к знаниям и упрямством, но из-за Великой Отечественной Войны она не смогла закончить даже девятый класс.

В течение долгого времени на Кубани ходили слухи о Белле, будто она родилась намного раньше и помогала немцам во время войны. Говорили, что у нее даже была татуировка на предплечье, которую она, по слухам, удалось срезать вместе с куском кожи... Однако эта легенда о Бородкиной никогда не была подтверждена документально.

После окончания войны Белла решила не тратить время на образование: она переехала в Одессу и вышла замуж за горожанина по фамилии Айзинберг. Однако скучная семейная жизнь быстро стала ей надоедать, поэтому в 1951 году она покинула мужа и перебралась в Геленджик. Там она вновь вышла замуж, на этот раз за отставного капитана третьего ранга по фамилии Бородкин, но через несколько лет осталась вдовой. После этого у неё было ещё четыре мужа.

Профессию Белла выбрала хлебную - она стала официанткой в кафе в Геленджике. Туристы, как правило, не скупились и щедро давали улыбчивой девушке чаевые. Но внешняя привлекательность Беллы была обманчива - за ней скрывалась жестокость и безжалостность. Она не планировала оставаться официанткой и стремительно продвигалась по карьерной лестнице: сначала стала буфетчицей, а затем заведующей кафе.

Белла оказалась очень предприимчивым руководителем: сначала она научила поваров экономить на мясных блюдах. Например, добавив немного больше хлеба или крупы в котлеты, неопытные советские посетители вряд ли заметят эту изменение. Оставшееся мясо Белла продавала на стороне, из него готовили шашлыки, которые приносили гораздо больше прибыли, чем котлеты. По приблизительным подсчетам, только этот несложный план принес Белле приблизительно 80 тысяч рублей за несколько лет.

Хитрая заведующая не останавливалась на экономии даже на чайной заварке: она лично обучала сотрудников кухни, как правильно заваривать чай с использованием карамелизированного сахара, чтобы дать ему нужный цвет. Порция сливочного масла, предусмотренная рецептом, под руководством Беллы уменьшалась наполовину.

Боясь привлечь внимание проверяющих органов, Белла ужасно боялась подать отдыхающим просроченную или некачественную еду. Поэтому, когда посетители жаловались Белле на разбавленную сметану или молоко, она разбавляла их только кипяченой водой. Если же хозяйка узнавала об официантах, которые использовали некипяченую воду, их ожидали штрафы и наказания, вплоть до увольнения.

В то же время, моральные качества работников мало интересовали Беллу - ее больше волновали их зарплаты. Каждый сотрудник ее кафе обязательно отдавал заведующей часть своей заработной платы и обеспечивал ей роскошную жизнь. Чувствуя себя настоящей королевой, Белла не скрывала своего богатства - она любила меха, роскошные драгоценности и молодых мужчин, на подарки которым не экономила в ответ на их симпатию.

Жители Геленджика прозвали Бородкину шахиней из-за ее любви к роскоши. Но для тех, кто знал эту аферистку поближе, она была известна как Железная Белла. И это было совсем не случайно – благодаря своему пробивному характеру она в 1974 году стала главой треста местных ресторанов и столовых, то есть хозяйкой общепита всего курортного города.

Белла не терпела конкурентов и избавлялась от них самыми изощренными способами. Она отправляла своих людей в частный сектор, где не только жили, но и столовались курортники. Под видом отдыхающих, они заселялись в съемное жилье и, отведав домашней кухни, заливались "отравлениями", после чего подавали жалобы надзорным органам. В результате проверок и штрафов число частных поставщиков питания для постояльцев стремительно уменьшалось.

Но занимая должность главы ресторанного треста, Белла нашла новые возможности нелегального заработка. Она начала заботиться об алкогольной составляющей отдыха советских граждан. Здесь деньги были "легкой добычей". Пьяные гости развлекательных заведений Геленджика, уже к концу вечера, переставали считать наличные, и официанты начинали активно их обсчитывать.

Хоть курортники могли поймать жуликов за руку, будучи пьяными, но разбавленный крепкий алкоголь и вносящееся вино они не замечали вообще. И неудивительно, ведь Бородкина разбавляла благородный напиток ржаной водкой, которая так плавно переходила в его вкус, что ее присутствие в коньяке было практически невозможно ощутить. Конечно, алкогольное мошенничество приносило немалую прибыль.

Подводя простых курортников, Железная Белла старалась подкупить влиятельных личностей. При приезде в город серьезных и влиятельных гостей, у нее всегда было готово эксклюзивное меню с дефицитными продуктами и элитным алкоголем. Она организовывала фуршеты в ресторанах, накрывала столы на палубах круизных теплоходов и организовывала пикники во время туристических поездок. Кроме того, благодаря своим связям, Железная Белла могла без труда обеспечить чиновников легкодоступными девушками, чтобы они оставались с наиболее теплыми воспоминаниями о Геленджике.

Благодаря своей настойчивости, Белла Бородкина начала заводить мощных хранителей влияния в высших сферах власти, а также среди местных партийных лидеров и инспекторов Отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности (ОБХСС) СССР. Эти люди не интересовались ее шикарными застольями, предпочитая регулярно принимать взятки от нее в конвертах.

Среди таких зависимых от нее людей был первый секретарь Геленджикского горкома КПСС Николай Погодин. Говорили, что ее деньги получает даже "хозяин Кубани" - первый секретарь Краснодарского крайкома КПСС Сергей Медунов. Но как бы то ни было, Медунов был очень доволен Бородкиной хотя бы потому, что она постоянно угощала его высокопоставленных гостей за свой счет, не требуя денег из краевой казны.

Однако в 1981 году, несмотря на все связи, правоохранительные органы серьезно заинтересовались королевой Геленджика. И она не оказалась персоной non grata из-за ресторанных мошенничеств, как ожидалось. Оказалось, что Железная Белла организовала закрытые показы порнофильмов в одном из городских кафе. Разумеется, туда пускали не всех, а только по приглашениям и за крупные суммы.

О существовании подпольного киносалона случайно узнал неравнодушный житель Геленджика, который, стоя на страже нравственности города, пожаловался в прокуратуру. Сотрудников кафе скоро задержали прямо на месте, и они, чтобы смягчить свою судьбу, рассказали, что Бородкина знает о показах и получает от них долю дохода. Фактически именно с этого момента Железная Белла начала находиться под прицелом советского правосудия.

Однако, на самом деле, интерес к ней со стороны правоохранительных органов имел гораздо более глубокие причины. Дело в том, что именно в это время на Кубани разворачивалась операция "Краснодарское дело" - широкомасштабная антикоррупционная операция, инициированная лично главой КГБ Юрием Андроповым. По совпадению обстоятельств, Белла Бородкина стала одним из обвиняемых в показательном судебном процессе.

Несколько дней спустя после полного разрушения подпольного кинотеатра, представители правоохранительных органов навестили главу ресторанного треста у него дома. Узнав об их намерениях, непоколебимая Белла, глава треста, лишь усмехнулась им в лицо и хлопнула дверью. Она продолжала оставаться уверенной в своей неприкосновенности, даже когда настырные полицейские выбили дверь и проникли в дом. Невозмутимая Белла стояла на своем и настаивала на том, что требует извинений от незваных гостей за свое поведение. Однако оперативники отказались обращать на это внимание и приступили к обыску.

Сразу стало ясно, что расследованию предлагают немало интересных материалов: внутреннее убранство жилища королевы Геленджика поражало своей изысканностью. Повсюду был хрусталь, шкафы исходили разнообразием мехов и модных нарядов, в то время как шкатулки переполнялись драгоценностями... Но главной находкой для оперативников стали многочисленные стеклянные банки, наполненные деньгами до краев. Хозяйка тайно хранила их в подвале среди запасов на зиму, а также во дворе, прикрываясь кирпичными грудами. Позже они обнаружили пачки денег за батареями и даже за дорогими коврами. В результате обыска у Железной Беллы изъяли деньги и ценности на сумму свыше 500 тысяч рублей — весьма существенная сумма для тех времен.

Согласно некоторым данным, раньше Белла не столь тщательно прятала наличные: она начала делать это только после того, как в конце 70-х годов ее квартиру ограбили. Злоумышленника нашли впоследствии, и он признался, что унес сумму весьма крупную — 20 тысяч рублей. Однако на суде Бородкина, заявила о том, что показания вора — откровенная ложь, местами обещавшую ей грубое обращение, и заявила, что в действительности у нее пропало всего лишь две тысячи рублей, половину из которых она даже взяла взаймы. Однако в то время силы правосудия не смогли докопаться до Железной Беллы.

Когда Бородкину доставили в следственный изолятор, она была взбешена и настаивала на своей неправоте — считала, что произошла некая ошибка, которая должна была быть быстро исправлена... Прошел месяц. Арестантка начала жаловаться на пытки и издевательства, которые ей пришлось пережить на допросах. Железная Белла рассказывала, что каждый вечер ее жестоко избивали и выбивали все зубы. Близкие, увидевшие Бородкину через некоторое время после ареста, отмечали, что некогда могущественная Белла сильно изменилась. Она пыталась изображать безумие, но ее уловка не сработала — опытные психиатры быстро распознали обман.

Несмотря на все это, Белла продолжала надеяться на то, что могущественные защитники вмешаются и освободят ее. Однако те, кто ранее с огромным удовольствием участвовали в организованных ею праздниках, предпочли держаться в стороне и не попадать в поле зрения органов Андропова. Более того, Бородкина знала слишком много секретов знаменитых людей, и их беспокоило ее устранение. Не помог и "хозяин Кубани" Медунов: он быстро забыл, как сильно Белла старалась для него.

Что касается прикормленного Бородкиной первого секретаря геленджикского горкома КПСС Погодина, то он внезапно исчез без вести. В середине июня 1982 года Погодин посетил Медунова, а затем отправился на прогулку по берегу моря и пропал. Ходили различные слухи: одна из версий гласила, что Николай договорился с владельцем судна и был переправлен за границу. Были и менее оптимистичные гипотезы, включая одну о том, что Погодин стал "лишним" свидетелем высокоуровневых махинаций и его убили.

С того момента больше никто не видел первого секретаря горкома КПСС. Тем не менее, его исчезновение было ощутимым, так как Погодин был бы безусловно вовлечен в уголовное дело. Обвинительное заключение в деле Беллы жестко заявляло: "За последние два года (1979-1981 годы) секретарю горкома партии Погодину было передано ценностей, денег и продуктов стоимостью 15 тысяч рублей". После исчезновения одного из ее главных сторонников, Бородкина, окончательно осознала, что никто ей не поможет.

Дело Бородкиной содержало 20 томов, а на скамье подсудимых оказалось 70 ее сообщников. Вместе с собой глава ресторанного треста увлекла прокурора Николая Ковалева, утверждая, что покрыла его расходы на свадьбу. Ковалев пытался оправдать себя и предоставил сохраненные чеки на расходы, но все же потерял должность.

Но когда Бородкина поняла, что выйти из этой ситуации ей уже не удастся, она не могла представить, насколько суровой будет ее судьба. Хотя в то время смертная казнь по закону могла быть применена к женщинам, на практике в сфере экономических преступлений не было такого прецедента. Поэтому Железной Белле предстояло ожидать 15-20 лет лишения свободы с конфискацией имущества.

Приговор суда оказался шоком для всех, но для Бородкиной он был просто душевной трагедией. Полностью сломленная, она вернулась в свою камеру и просто прокричала. Единственной, кто пытался помочь ей, была ее дочь. Девушка написала множество прошений о помиловании в различные инстанции, но все были безрезультатными – отказали везде. Причина такого отказа звучала формально: отказ Бородкиной участвовать в культурно-массовых и политически значимых мероприятиях во время нахождения на свободе...

Последний год своего существования бывшая властительница Геленджика провела в застенках новочеркасской тюрьмы. Судьбоносный приговор, объявленный ей, был окончательно исполнен в августе 1983 года. Следом за этим, наследница Бородкина подала последнюю мольбу о том, чтобы принять истлевшую оболочку ее матери и положить ее на почву. Однако, в этой просьбе ей отказали. Железную Беллу погребли за счет государственных средств в безымянном месте покоя.