Найти в Дзене
Калининградский зоопарк

Бегемоты навсегда или вспомнить всех! (часть 1)

В честь Всемирного Дня бегемота, который отмечается 15 февраля, наш зоопарк просто обязан почтить память всех своих – недаром же у нас на печати и всех прочих эмблемах красуется символ бегемота! И если о калининградских бегемотах мы рассказываем постоянно, то о бегемотах довоенной поры впервые. А о них есть, что рассказать!

О бегемоте в Кёнигсберге мечтали давно. В 1908 году один из первых выпусков газеты Кёнигсбергского зоосада вышел с изображением тропического гиганта на обложке, картинку позаимствовали в книге «Животные Земли» Маршалла. Сейчас это называется «визуализацией желаний», и метод сработал в 1914 году! Вы помните, тогда началась Первая мировая война, Кёнигсбергский зоосад был вынужден закрыться. Но за несколько недель до этого, в начале лета, Кёнигсберг впервые обзавёлся собственным бегемотом.

Цветная обложка одного из первых выпусков местной «Газеты Кёнигсбергского зоосада», глава редакции - директор Герман Клаасс.
Цветная обложка одного из первых выпусков местной «Газеты Кёнигсбергского зоосада», глава редакции - директор Герман Клаасс.

Директор зоосада Майснер писал в отчёте:

«Из всех животных, приобретённых в течение отчётного года, самый большой интерес вызвал молодой бегемот «Мтото», лучшим доказательством этого служат 27 590 посетителей, которые успели посетить зоосад до его закрытия, чтобы посмотреть на животное.»

Мы даже можем предположить, когда именно произошло столь радостное событие. В отчёте говорится, что самым лучшим днём стал 7 июня, когда в Кёнигсбергском зоосаде побывали 13 115 человек, и это без учёта владельцев годовых абонементов! Представляете себе столпотворение перед павильоном?!

1920-е годы, фотооткрытка «Привет из Кёнигсбергского зоосада. Наш Мтото».
1920-е годы, фотооткрытка «Привет из Кёнигсбергского зоосада. Наш Мтото».

Зоосад закрылся 17 августа 1914 года. Листаем дальше годовые отчёты. На первой же странице документа за 1918 год сообщалось важнейшее: в воскресенье 30 июня после нескольких недель восстановительных работ ворота зоосада снова открылись для публики. Горожане так соскучились по своему зоосаду, что за один день обеспечили его выручкой в размере 70 519 марок! Второе полугодие 1918 года по результатам превзошло все прошлые, даже самые лучшие года. А как бегемот Мтото перенёс военное лихолетье? Вы знаете, неплохо! Жил себе, здравствовал, сохранял привлекательный вид – настолько славный, что во время послевоенной инфляции, когда содержание бегемота обходилось «в копеечку», точнее, «в марочку», его продали в Амстердам! На голландской земле Мтото прижился и даже стал отцом маленького бегемотика.

Другое дело, что кёнигсбержцам не хватало радости. Поэтому в 1926 году зоосад приобрёл Розу. Трёхлетка-самка бегемота была доставлена прямиком из Восточной Африки! Конечно, такое событие не могло ускользнуть от местной прессы. Начиная с 26 июня 1926 года, главная городская газета «Кёнигсбергер Альгемайне» во всех подробностях живописала, как Роза осваивается в своём новом доме.

1920-е годы, самочка бегемота Роза в коллекции Кёнигсбергского зоосада, фото из архива Калининградского зоопарка.
1920-е годы, самочка бегемота Роза в коллекции Кёнигсбергского зоосада, фото из архива Калининградского зоопарка.

Вот такие ассоциации вызывает у нас Всемирный День бегемотов!