Сегодня обсудим морально-этический момент воспитания детей в семье, а конкретно вопросы успеваемости в школе и отношения родителей к этой успеваемости.
Мы многодетная семья. Старшие сыновья получили аттестаты о среднем образовании в 2008 и в 2017 годах. Два младших сына ещё учатся в 9 и 6 классах. Дочь обучается в 8 классе по специальной программе.
Сама я в школе была тихим троечником, как я это называю. В школу я поступила в конце 70-х годов в государстве, которого уже нет. Родители мои рабоче-крестьянского происхождения, как говорили об этом раньше. В нашей школе, как-то негласно получалось, что дети рабочих учились чуть хуже, чем дети продавцов, бухгалтеров, начальников разного уровня. Только не воспримите это, как обвинение кого-то, ни коем образом, это просто констатация фактов. Несмотря на то, что оценки мои оставляли желать лучшего, я очень благодарна своим учителям, они действительно многому меня научили.
Вот, например, делаем мы с Вовкой уроки вечером, а делали мы всегда их вместе. Поясню: Вовка - это мой сосед по лестничной площадке, друг детства и, как оказалось позже, двоюродный брат моего мужа. О, как все запутано!😊
Но продолжу, так вот - делаем мы с Вовкой уроки. Задания письменные делим пополам и каждый выполняет свою часть, потом друг у друга списывает и мы свободны. Только вот после проверки у Вовки стоит 4, а у меня трояк. Я по-первости подходила к учителю с вопросом, мне отвечали: "Ты на большее не знаешь!" Я быстро усвоила этот урок и сидела себе дальше спокойно, не отсвечивала, продолжая получать свои заслуженные троечки. В результате у меня в аттестате красуется шесть троек, все по основным предметам.
Интересно то, что желание учиться у меня с таким подходом не пропало. Мне всегда было интересно учиться и получать новые знания. И училась я всегда с большим удовольствием не за хорошую оценку, а за интересные новые знания.
Ситуация кардинально поменялась, когда я пошла получать свою первую профессию - учителя начальных классов. При поступлении я, как троечница, сдавала 4 экзамена. В год моего поступления был проведён эксперимент и на учёбу тех абитуриентов, у кого аттестат без троек, брали учиться совсем без экзаменов. Группа наша на 1 курсе была из 30 человек, примерно половина была принята по эксперименту.
На первом занятии по физике нам дали контрольную работу на знание и умение производить действия с многозначными числами и порядок действий, чистая математика. На следующем занятии в самом начале учитель называет 2 фамилии, одна из них моя. Я медленно встаю и вторая девушка с соседнего ряда тоже поднимается. Тут учитель объявляет всей группе, что только мы вдвоём справились с заданием. Остальные решили очень плохо. Получается, что я - троечница всё выполнила правильно, а отличницы простейшие задания завалили. По итогу почти всех девчонок, кого взяли без экзаменов отчислили после первой сессии. Не потянули они, значит оценки нарисованные были, я так понимаю.
Все годы учёбы, я училась очень хорошо. На повышенную стипендию, большинство экзаменов мне ставили "автоматом" - у меня не было пропусков и стояли в семестре только пятерки. Получается, что после школы я как-то резко поумнела. По многим предметам, за которые у меня была "тройка" я довольно хорошо владела темами. Я реально понимала, о чём идет речь, но в школе мои такие знания оценивались на "тройку".
Когда уже в зрелом возрасте я решила пойти учиться на новую специальность, ситуация повторилась. Я снова училась очень хорошо, не просто хорошо, а ещё и с большим удовольствием. Все курсовые и диплом у меня были "на отлично", мне было это важно, сейчас могу сказать, что горжусь этим. Мне было 38, когда я получила второй диплом об образовании - "Специалиста по связям с общественностью".
К чему я всё это рассказываю, мне не стыдно показать моим детям аттестат об образовании. Все мои дети знают, что у меня там есть тройки, такие разговоры происходят примерно раз в 10 лет))) Но и я знаю, что не всегда оценка показывает качество твоих знаний. Я - за знания, но и хорошие оценки сейчас тоже важны. Нужен хороший средний балл аттестата, тогда поле выбора для будущего у тебя будет гораздо шире. Вот, что я пытаюсь донести до детей. Свои знания и профессии я получила, но вот не смогу их перенести на флешке в их головы. Им самим надо усилия приложить для учёбы.
Парни мои старшие учились хорошо, да и сейчас младшие учатся хорошо, не всегда, но в целом хорошо. Они учатся легко, как когда-то училась я, только оценки получше у них, чем были у меня. Им бы ещё усидчивости и мотивации побольше - было бы шикарно, а так и виртуальный кнут применять приходится иногда.
Целенаправленно, уперто и методично у меня учится только один ребёнок - это моя дочь. Она учится по адаптивной программе, в силу её здоровья, ей многое даётся очень тяжело, а многое вообще не доступно, но она делает, старается, иногда даже плачет, что не получается, и опять старается. При этом она самый мой читающий ребёнок, чтение во многом компенсирует её пробелы. Такое желание учиться было бы у пацанов моих, они все бы отличниками тогда были. Правда, дочь и есть на данный момент лучшая ученица класса. Я научилась этому радоваться и с большой гордостью это говорю.
Помня свою школьную историю, я не требую от детей своих только хороших оценок, мне важно, чтобы в их головах были знания. Хочу, чтоб им нравилось учиться, надеюсь, что они хоть чуточку в меня. Старший сын любит учиться, у него постоянно какие-то проекты, семинары, он всё время совершенствуется. Глядя на младших, пока только надеюсь и пытаюсь зачатки этого желания учиться поймать, чтоб в дальнейшем культивировать.
А как вы смотрите на соотношение оценка и качество знаний? Всегда ли они соответствуют друг другу?