Вчера задумался: в какой момент случилось, что взрослые, бывшие любознательными детьми с острым, пытливым умом, превратились в ленивых разумом врагов развития детей собственных?
Читал комментарии некоторые и ужасался. Хотя нет…не ужасался. Ужасался — слишком громко сказано. Удивляйся, скорее всего. Неприятно удивлялся.
Вот пишут мне — тексты на устном итоговом собеседовании сложные! Поискал тексты, вы уж простите, но вспомнив свои школьные времена, могу сказать: то, что нашел, это на уровне третьего класса. Ну ок, ок, пятого, сделаем скидку…
Родился, служил, работал.
Я как раз в ответе-то на комментарий это и сказал. А мне возражают, мол, это вы текстов про авиаконструкторов не читали! Вот их, если ребёнок сам авиастроением не увлекается, он точно прочитать и пересказать не сможет, там слова сложные!
Ээээ?
Я ж нашел текст об Ильюшине на рустьюторс! Я ж его открыл и заново обалдел. Там самое длинное слово — «аэрогидродинами́ческого». Даже ударение выставлено.
Сложно??? Для кого?
Наверное, я что-то в этой жизни перестал понимать.
Хотя…
Тоже в комментариях, на этом же канале, примерно год назад, уважаемые родители на полном серьезе обсуждали, что детям нынче сложно на уроках литературы, потому что литература изучается устаревшая. Писатели на другом русском писали и говорили, в старших классах так вообще Толстой в программе имеется, а у него там французского много…а у детей помладше — былины. И еще «Песнь о Вещем Олеге». И о полку Игореве слово… А в былинах да всяких «песнях»слова непонятные, значения которых дети не знают.
Признаюсь, я не помню былины наизусть. Вот такой я нехороший человек. Но добавлю - я не помню затруднений в их чтении, ни у кого из нашего класса.
Попалось непонятное слово — ищешь его или в сносках, или в словаре. А словари тогда в виде книг были, сейчас же достаточно в поисковую строку непонятное вбить.
Так если непонятные слова - в чем проблема их значение узнать сейчас? Раньше же узнавали.
Больше скажу… у нас в классе с отличниками было туговато. На звание «гордость школы» мало кто тянул. Но однажды, классе в пятом, кто-то принес в школу подарочное, как бы сейчас назвали, издание «Слова о полку Игореве». В одной книге были собраны практически все версии этого произведения, а начиналась она с варианта на старославянском.
Старославянский разбирали на переменах чуть ли не всем классом, это же было безумно интересно, почти как шифр или тайнопись. Ко второму-третьему дню начало «Слова…» уже наизусть знали, и кто такой «Боян» вопросов не вызывало, и почему половцев сравнивают с «пардужим гнездом» выяснили. По пути выяснения ещё немного истории даже изучили, пардужим гнездом летописец именовал свору или выводок гепардов, и половцев с гепардами сравнивал. А гепардов на Руси хорошо знали, как ни странно, их приручали и князья для охоты держали.
И при этом, еще раз добавлю, у нас был среднестатистический класс.
И вот эти дети выросли, стали родителями, а теперь говорят, что их детям былины читать сложно. Почему??? Когда они сломались???
Мне не понять. Равно как не понять, почему подростку сложно читать об авиаконструкторах, или вот биографии известных людей. Что сложного? Да, в моем детстве изучали весьма ограниченный круг исторических личностей. Но уж биографию Ленина - с детского сада знали! А во втором классе каждый, наверное, уже успевал прочитать книжку с рассказами о Ленине для детей. «Ригель» помните? А чудесный рассказ о том, как в доме «поселился секрет» ?
При этом рассказы были гораздо сложнее, чем нынче тексты на итоговом собеседовании в девятом классе…
И это только поверхностно прошелся, копнуть глубже — так вовсе страшно становится.
Нет, это не дети поглупели или испортились. Это мы, взрослые, такое с ними сотворили, испортившись сами…