Найти в Дзене
Родом-из-детства

Когда этот класс уходил из школы, я плакала от счастья...

Здравствуйте, мои замечательные подписчики и гости канала.

Пару дней один из девятиклассников после итогового собеседования (на котором я была экспертом-собеседником) сказал: "Скажите честно, вы ждете-недождетесь, когда мы закончим школу и уйдем от вас?".

Ответила честно: мне будет очень не хватать моих веселых шалунов, иногда ленивых, но в целом добрых, отзывчивых, красивых. Да, есть проблемы с учебой, но ведь в жизни важнее не отличные отметки, а человечность.

Но бывает иначе...И вспомнился давний разговор с коллегой, когда отпаивала ее, плачущую, корвалолом, наливала в кружку горячий кофе. А она сквозь всхлипывания повторяла: "За что они так со мной? Почему?".

Коллега - замечательный педагог, добившаяся очень многого в своей работе. Ее обожали ученики, нынешние и бывшие, уважали родители и коллеги. И конечно никто не предполагал, что возникнут проблемы с "сильным" классом, который ей передадут после увольнения другого педагога.

Классным руководителем в этом "А" классе была одна из завучей. Вроде бы сама и требовала строгого исполнения инструкций выставления отметок, но часто те инструкции преподносились родителям как самоуправство учителей-предметников, неспособность найти "подход" к ранимой душе ребенка, и только классный руководитель защищает их права. Вышло, что именно классная руководительница подсказала своему классу способы выпрашивания отметок.

Началось все с традиционного «Ой, не ставьте «2», можно я на следующий урок пересдам?». Добрая учительница дала несколько дней для того, чтобы ученики выполнили задания и получили положительную отметку. А в журнале (тогда был учет в бумажной форме) в нужной клеточке поставила "точку" вместо "двойки".

Как и ожидалось, некоторые должники задания так и не выполнили, и в журнал были выставлены заслуженные теперь "неуды".

Скандал вышел на следующий день: классный руководитель возмущенно сообщила, что выставление "двоек" задним числом - это грубейшее нарушение прав учеников, родители возмущены, ученики в обмороке и слезах... Никакие аргументы о том, что задержка выставления отметок была как раз по просьбе детей, не подействовали. Пришлось убирать "двойки", а на следующем уроке ученики с ухмылками проверяли в классном журнале исправления...

Далее последовали "потери" проверенных листочков с "двойками" за тесты, выдирание страниц из тетрадей, если стояли низкие оценки. И возмущенные вопросы: "А за что у меня стоит "2" ("3") за такое то число?". Попытка напомнить про работу/тест приводили к заранее отрепетированному спектаклю: "Ребята, а у нас разве была такая работа?". Остальные ученики, опуская глаза и скрывая смех, отвечали, что никаких работ не было...учитель сочиняет и специально ставит "двойки".

Деточки начали вымогать оценки у всех своих педагогов. Кто-то из учителей не стал заморачиваться и перешел исключительно на "5" и "4". Но несколько принципиальных педагогов, в том числе и наша героиня, еще старались дать знания и строго требовала выполнения домашних и классных заданий.

К окончанию первого полугодия у всех педагогов, работающих в данном классе, были заведены папки, куда складывались листочки с оценками, письменные работы выполнялись только в тетрадях для контрольных работ, все это сопровождали указания, кто в тот день болел, кто работу не сдал, сколько "пятерок", "четверок", "троек" и "двоек". Чтобы наглядно доказать факт получения отметок. Желание качать права и врать о незаслуженно выставленных "2" у большей части класса сразу исчезло.

Но конфликтные ситуации не прекратились. На одном из уроков обществознания изучали Уголовный кодекс РФ. Было задано найти информацию по статистике преступлений в регионе в сфере экономики, нарушений общественного порядка, личных прав и свобод граждан и т.п. Ничего сложного, информация открытая. Один из учеников, утонувший в "двойках", сказал родителям, работникам полиции, что учительница просила найти примеры действий маньяков, информацию о кровавых преступлениях, чтобы на уроке все это в деталях рассказать и показать картинки и фото... В кабинет врываются возмущенные родители в камуфляже (приехали прямо с работы) и начинают орать, что учителя надобно уволить за такие задания. Пришлось звать директора школы и доказывать что их сын, мягко говоря, врет, чтобы оправдать невыполненную домашку.

Другой пример. На одном из уроков зашла речь о суициде (думается, что в 11 классе подобные проблемы уже можно и нужно обсуждать) учительница упомянула о книге Пауло Коэльо "Вероника решает умереть" - мощной истории о том, как героиня научилась ценить жизнь. Подробностей не рассказывала. Одна из девочек попросила маму купить ей эту книгу. Мама в книжном магазине спросила у продавщицы, о чем эта история? Видимо, продавщица книжного магазина книгу не читала, нашла аннотацию, а там фраза "История о девушке, которая решила добровольно расстаться с жизнью". И снова летит жалоба на учителя с требованием уволить за некомпетентность...

Администрация школы во всем разобралась, учителя оставили в покое, но завуч/классный руководитель отказалась рассказать родителям, что творят их деточки - это же явно ее недоработка, кто же в этом признается.

И с этого момента педагоги никаких примеров из жизни, литературы и фильмов больше не приводили - только текст учебника и задания рабочей тетради. Никаких "войдите в положение" - все оценки выставляются сразу же. "За что стоит "2"? А вот ваш листочек с тестом - все почеркано красной пастой. Есть вопросы? Хотели, чтобы все было строго по инструкциям - получите и распишитесь!

В 3 четверти до большей части этого класса дошло, что придется теперь учить материал, никаких поблажек. И к учителям потянулись после уроков просители (причем так, чтобы остальные не видели): одиннадцатиклассники и их родители с просьбой не портить аттестат и выставить хорошие отметки добрым деткам ("Они же ничего плохого не сделали! Это же дети!"). И очень удивлялись, почему учителя не желают забыть про нанесенные им обиды, про свои слезы в подушку и уходы на больничный после скандалов.

На Последний звонок, когда выпускался этот класс, большая часть педагогов не пошла: у кого-то стояли в это время уроки, а кто-то принципиально не пожелал слушать лицемерные слова благодарности. Моя коллега утирала слезы радости от осознания того, что больше не увидит этих подлых детей в своем кабинете. Да, ей было очень стыдно такое признавать.

Большая часть класса свои отметки на ЕГЭ не подтвердила, вернее, завалила полностью. Жизнь расставила все по своим местам.

Примерно через 2 года, как рассказала коллега, некоторые ученики стали проситься к ней в друзья в соцсетях - всем отказ. Одна девочка отправила сообщение через свою знакомую: просила прощения за свое мерзкое поведение, говорила, что ей очень стыдно было врать, чтобы выгородить одноклассников, но пойти против коллектива у нее не хватило смелости.

Многие ребята из этого класса уже сами родители, их дети учатся в начальной школе. Приходится встречаться в коридорах школы. Здороваются и даже пытаются поговорить. Нет уж, не стоит... уже пообщались когда-то.

Думаете, эта история - исключение из правил? Спросите у любого учителя, были ли у него подобные случаи? Уверена, что каждый вспомнит хоть одну свою спрятанную обиду, которая никогда не забудется.

pedsovet70@mail.ru