УЛИЦА ПЛЮЩИХА.
Название может ввести в заблуждение, будто когда тут были места сплошь заросшие плющом. К тому же неподалёку была скотобойня. По легенде, холм близ скотобойни в жару покрывалась мухами, за что и получила название "Мухина гора". Соответственно места не самые лучшие для жизни и в силу заброшенности порастали плющом. Ну логично же, да? Но мы же говорим о Москве. Тут не всегда всё так однозначно в названиях.
Плющиха прозвана так не по растению, а скорее по рассаднику пьянства - кабаку. Кабак назывался "У Плюща". Вероятно, владелец носил фамилию Плющев. По другой версии Плющом владельца прозвали из-за весьма крупной бородавки на носу. Место не отличалось радужной атмосферой и уютом. Тут была дешевая, крайне низкого качества выпивка. Но когда качество останавливало тех, кому мучительно хочется выпить? Фактор цены в таком моменте имеет более важное значение. Кабак пользовался невероятной популярностью, хотя посетителем частенько становилось дурно от продаваемого пойла. Поэтому третья версия гласит, что в кабаке посетителей начинало плющить.
До Плющихи улица именовалась Смоленской, по проходившей здесь дороги на Смоленск. Здесь же располагалось подворье ростовского архиерея (изобилие Ростовских переулков близ Плющихи именно по этой причине). И как это улицу у столь важной дороги, в сторону "Западных ворот" страны переименовали по кабаку? В конце 16 века дорога на Смоленск пошла через село Дорогомилово (нынешняя Большая Дорогомиловская улица), Соответственно, и нынешняя Смоленская улица проходит именно по этой дороге.
Кстати, название фильму «Три тополя на Плющихе» дало кафе, которое по сценарию стояло на этой улице и называлось «Три тополя». На самом деле этого кафе никогда не существовало, поэтому вы его там не найдёте при всём желании. Кафе сделали для фильма. Как отсняли, так сразу и разобрали.
Район «Зюзино». Случается, что название вводит в заблуждение. С районом Зюзино именно так. Кстати, я пишу район, а не улицу. Понятное дело, что в районе улиц в изобилии, с самыми разными названиями. Дескать, можно было и по улице написать. Но, нельзя. Зюзинская улица находится не в районе Зюзино.
Находится Зюзинская в районе Черёмушки. Это как же так вышло, что Зюзинская не там, где, по идее, должна быть? Кто и зачем так сделал?! Тут хоть и косвенно, но всё же замешано имя Фиделя Кастро.
Зюзинская улица названа в честь крупного подмосковного села, центра обширной волости. История у села богатейшая и уходит корнями в глубокую древность. По сути, такое название надо бы сохранить, пускай село и превратилось в один из районов Москвы. Так и планировали основную улицу именовать Зюзинской. Но тут случилось недовольство граждан. Впрочем, тут надо начать с рабочего посёлка.
С появлением СССР пошла масштабная индустриализация. Сёла близ Москвы исчезали, а на их месте зачастую появлялись рабочие посёлки. Зюзино исключением не стало. Вместо села появился посёлок Волхонка ЗИС (впоследствии Волхонка - ЗИЛ). Бараки - не лучший вариант жилься. Поэтому при Хрущёве в Зюзино происходят масштабные изменения: на месте рабочего посёлка возводился жилой район с многоэтажными домами. В дома эти заселяли людей, понятия не имеющих об истории места. Среди новосёлов нашлись и те, кого жутко раздражало название, ассоциировавшееся у них с пьянством и прочим маргинальным непотребством. Название то вновь было "Зюзино", а не вариации рабочего посёлка.
И понеслась: активные граждане активно собирали подписи под требованием убрать Зюзинскую. Вместо же присвоить улице имя Фиделя Кастро. Почему же нет, если он верный товарищ СССР?
А потому нет, что в рамках борьбы с культом личности категорически запрещались прижизненные наименования. Дело то было в 60-х годах. Моссовет (мэрия по тогдашнему) предложение отверг. Но и связываться с активными гражданами не решились, по итогу попросту убрав Зюзинскую. Заместо неё появилась Каховка. Зюзинские проезды тоже переименовали в Перекопскую и Херсонскую улицы. А раз нет улицы Кастро, то и требование граждан назвать кинотеатр Гаваной было отвергнуто. По итогу предпочли придерживаться черноморской тематики и в районе был кинотеатр «Одесса».
Время шло, нравы менялись, люди переосмысляли окружающую действительность. Хотя, если говорить откровенно, не все переосмысляли. Да и нравы не особо менялись. Для многих Зюзино продолжало ассоциироваться исключительно с плохим. Но вот деятели Общества охраны памятников истории и культуры думали иначе, видя в Зюзино исключительно хорошее и исторически значимое.
Они стали заявлять о необходимости вернуть в топонимику Зюзинскую улицу. А это уже будет покруче активных граждан, собирающих подписи. Начались обсуждения-осуждения. Мол, как же это так получается? Имеется архитектурный шедевр Нарышкинского стиля - храм Бориса и Глеба! И не абы кем сделанная, а великим зодчим Яковом Бухвостовым (отмечу, что это верно лишь отчасти). Что тут и археологические раскопки проводились, принесшие массу открытий. А названия улицы не имеется? Плохо! Моссовет решил не связываться с ними и попросту вернул название. Вот только не на прежнее место, а то уж очень прижилась Каховка. Да и бюрократической возни появилось бы в избытке. Поэтому выбрали то, что ещё не названо. Вернее, названо на время: Проектируемый проезд No 4668А3. Кому нужны эти циферки? Только рады были назвать Зюзинской улицей.
Вот так Зюзинская появилась на картах Москвы в 1982 году и остаётся там по сей день. Ну, а что в Черёмушках? Это всё административные границы округов и районов, которые периодически меняются, зачастую игнорируя историческую целостность.
А почему Зюзино? О! Тут однозначного ответа нет, а версии расходятся. По наиболее растиражированной версии, местностью владел один из опричников Ивана Грозного - Василий Зюзин. Дескать, сам царь даровал ему эти угодья. Есть совершенно несогласные с этим мнением. Мол, как это здесь царь будет даровать земли, когда по этой дороге может пойти войско Крымского ханства? Опричник был: Согласны! И с тем, что земли в подарок получал, согласны! Но на самом деле в другом месте. Одноименное району село Зюзино расположено в 13 км от города Раменское, в северо-северо-западном направлении. Там-то и дали земли опричнику. По менее известной версии - название по фамилии бояр Зюзиных, о которых практически не сохранилось упоминаний. Ну и версия о том, что местное крестьянство часто закидывало за воротник и повсеместно ходили пьяные в зюзю, от чего так и нарекли местность. Оно, конечно, возможно. Только село было ох какое непростое, лакомый кусочек с шикарной территорий и приносящее хорошую прибыль владельцам, среди которых были Морозовы, Прозоровские и Бекетовы. Так что "Зюзино" - это точно не по кабаку. Да и вряд ли родилось из "пьяных" названий.
А вот теперь о нынешнем положении дел! В Зюзино имеется рюмочная, которая находится совсем рядом с НКБ №17 (Наркологичка), что уже весьма символично. Рюмочная стилизована под советское заведение, да и меню примерно схоже. Здесь проходят различные концерты и место пользуется популярностью. С появлением рюмочной слово "Зюзино" заиграло новыми красками.
КРИВОКОЛЕННЫЙ ПЕРЕУЛОК.
Кривоколенный переулок расположен в Центральном столичном округе района "Басманный". Первое известное название переулка - Кривое Колено - упоминается еще в 18 веке. Версии названия расходятся. По одной, назван он так по своей структуре: с обоих концов прямолинейного 430 метрового переулка имеются резкие изгибы. И вот за эти резкие изгибы его и прозвали "кривым коленом". По другой версии, был тут кабак, откуда все выходили на Кривых коленях. С названием решили не цацкаться, назвав кабак "Кривое колено". Эдакая гарантия результата. Ведь для посетителей кабака, где, по сути, не было закуски и алкоголь был отнюдь не высокого качества, главным было что? Разумеется, результат! Есть и третья версия. Переулок так назван по структуре, а кабак открыли по названия переулка, уж очень оно подходило для питейного заведения.
В Кривоколенном произошла легендарная драка двух поэтов, один из которых был пьян. Ну кто из поэтов мог драться, будучи в состоянии алкогольного опьянения? Понятно дело, тот, кто написал о московских изогнутых улочках (Кривоколенный весьма соответствует этим строкам). Сергей Есенин подрался тут с Борисом Пастернаком. Но не в кабаке, а в месте, совершенно не располагающему к физическим конфликтам. Дело было в редакции легендарного журнала "Красная новь", располагавшегося в доме по адресу: Кривоколенный переулок, 14.
Думаю, что из названия журнала очевидна его направленность? Журнал открывал таланты или сотрудничал с уже состоявшимися писателями. Кто только не заходил в издательство под адресу: Кривоколенный переулок, 14! Начиная Владимиром Маяковским, Исааком Бабелем, Сергеем Есениным и заканчивая Анной Ахматовой и Аркадием Гайдаром.
Из-за чего дрались поэты. Конкуренция? Расхождение взглядом? Зависть? Женщина? Плагиат? Вот как впоследствии вспоминал Борис Леонидович:
«Хотя с Маяковским мы были на «вы», а с Есениным на «ты», мои встречи с последним были еще реже. Их можно пересчитать по пальцам, и они всегда кончались неистовствами. То, обливаясь слезами, мы клялись друг другу в верности, то завязывали драки до крови, и нас силою разнимали и растаскивали посторонние»
Получается, это не первый случай столь открытого конфликта? По сути да. Сергей Александрович однажды сказал своему другу Асееву:
«Никто тебя знать не будет, если не писать лирики; на фунт помолу нужен пуд навозу — вот что нужно. А без славы ничего не будет! Хоть ты пополам разорвись — тебя не услышат. Так вот Пастернаком и проживешь!»
Ну за глаза, пожалуй, не очень хорошо так. Но он и в лицо Пастернаку сообщал следующее:
«Я знаю также и то, что наши потомки будут говорить: «Пастернак? Поэт? Не знаем, а вот траву пастернак знаем и очень любим».»
Было и ещё хлеще. Пришёл Есенин на читку поэмы Пастернака «Сестра моя – жизнь». Читал автор. Есенин до конца не дослушал, да и другим помешал, с нарочитым шумом выйдя из зала во время выступления Пастернака и молвив:
«Сам виноват, надо владеть слушателями».
Борис Пастернак подобного не вытворял. Да и не в его это было характере. К тому же о творчестве Есенина отзывался исключительно положительно. А тут влез в драку, в чём отродясь не был замечен. Есенин спровоцировал? Ну, в сериале, где народный артист России Сергей Безруков играл белокурого поэта, так трактуется завязка драки:
- Что обосрался? - спрашивает Есенин.
- Сволочь! Деревня! На! На! Вот тебе! Вот тебе, хамло!!! - отвечает Пастернак, попутно проявляя физическую агрессию.
Побеждает Есенин, так как хватает Пастернака за мошонку. И резюмирует:
«Пастернак, поэт ты, слов нету, большой. А он у тебя, — Есенин шлепнул себя по ширинке, — он у тебя, ей-богу, такой маленький… Я слыхал, что вам обрезают, но чтобы так… Еле ухватил!»
Если читать воспоминания прямого свидетеля драки Валентина Катева, то он описывает следующее:
«Королевич совсем по-деревенски одной рукой держал интеллигентного мулата за грудки, а другой пытался дать ему в ухо, в то время как мулат – по ходячему выражению тех лет, похожий одновременно и на араба и на его лошадь, – с пылающим лицом, в развевающемся пиджаке с оторванными пуговицами с интеллигентной неумелостью ловчился ткнуть королевича кулаком в скулу, что ему никак не удавалось».
А какая причина? Пастернак говорил Ахматовой:
«И только раз, когда я вдруг из его же уст услышал все то обидное, что я сам наговаривал на себя в устраненье фальшивых видимостей из жизни, т. е. когда, точнее, я услыхал свои же слова, ему сказанные когда-то и лишившиеся, в его употреблении, всей большой правды, их наполнявшей, я тут же на месте, за это и только за это, дал ему пощечину.»
А Есенин был ещё и пьян. Мог ли пьяный Сергей Александрович вести себя неадекватно? Ещё как! Мог читать свои стихи и совершенно внезапно разбить кружку о голову слушающего. Вот прям без причины. Так и тут. К сожалению, состояние алкогольного опьянения может делать человека агрессивным. В одном Есенин ошибся. Пастернака знают и помнят. И определенно не как траву, а как выдающегося писателя.
Первая часть о пьяных названиях по ссылке.
P.S. Рюмочную Зюзино в обозримом будущем могут снести. Территория с домом, в котором находится легендарная рюмочная "Зюзино", попала под комплексное развитие территорий.
"На практике, после того, как был принят закон о КРТ - застройщик может выбрать интересующую его территорию, найти в ее пределах объект, соответствующий перечню, подготовить проект КРТ и договориться с властями. После этого власти региона издают свой проект КРТ и посредством торгов заключает договор с застройщиком. Земельные участки и иные объекты, попавшие в зону КРТ, будут изъяты у собственников по закону. Вопрос заключается только в том, как быстро это произойдет. При реализации КРТ собственникам направляется соглашение об изъятии недвижимости с отчетом об оценке выкупной стоимости. Если собственник не реагирует на соглашение и не передает объект недвижимости, то он будет изъят по решению суда".
Вот такие дела.