Найти тему
СберПро

Столкновение с реальностью: почему гироскутеры Segway не вытеснили с улиц автомобили

Оглавление

Электрические скутеры с оригинальной системой управления придумал Дин Кеймен (Dean Kamen) — успешный изобретатель из Америки. До этого он преимущественно занимался медицинскими девайсами. Кеймен задумал избавить улицы от выхлопных газов, а людей сделать более манёвренными.

Название скутеров происходит от английского глагола segue — «плавно переходить, перетекать из одного состояния в другое». В качестве прототипа Дин Кеймен взял изобретённое им инвалидное кресло iBOT, которое умеет балансировать на двух колёсах и подниматься по ступеням.

На этапе стартапа Segway получил широкую поддержку бизнес-знаменитостей. Инвестор Джон Дорр высказал мнение, что новый транспорт окажется значимее, чем интернет, а Стив Джобс посчитал, что он будет важнее персонального компьютера.

Публичные продажи стартовали в ноябре 2002-го. За первые 13 месяцев компания Кеймена планировала продать более 100 000 сигвеев, а производственные мощности были рассчитаны почти на полмиллиона скутеров в год. Но за следующие пять лет удалось продать только 30 000 штук.

Почему не получилось?

Сигвеи были слишком дорогими. Первые сигвеи стоили около 5000 долларов, что для американцев было сопоставимо со стоимостью компактного автомобиля. Компания стремилась снизить цену до приемлемой — 1000 долларов, но не смогла. Дорого стоили никель-металлогидридные аккумуляторы, да и производство располагалось не в Китае с его дешёвой рабочей силой, а в Нью-Гемпшире.

Образовался замкнутый круг: из-за небольшого количества продаж компания не получала достаточно прибыли, чтобы снизить цену и сделать товар более массовым. По этой же причине мало вкладывали в продвижение других конструкций: моноколёс, картов, сигвей-роликов.

На них негде было ездить. Скорость 10—16 км/ч не подходила для того, чтобы Segway использовали на автомобильных дорогах. А на тротуарах они создавали неудобства пешеходам из-за широкой колёсной базы и проблем с манёвренностью. Компания прилагала много усилий, чтобы изменить законы в Штатах в пользу сигвеев, но Великобритания и часть европейских стран так и не одобрили их появление на улицах.

Сигвеи были недостаточно устойчивыми. Если ездок совершал ошибку в управлении, например слишком резкий наклон, гироскутер мог продолжить движение сам по себе. Хотя в рекламе говорилось, что освоить Segway можно за 15 минут, покупатели посещали специальные тренировочные курсы.

Как следствие, периодически возникали инциденты. Один из самых известных — падение в 2003 году действующего президента Джорджа Буша (прихрамывая, тот вернулся на платформу и продолжил поездку на глазах у журналистов). В 2010-м не справился с управлением и погиб после падения с обрыва британский бизнесмен Джими Хеселден, который за год до этого стал владельцем Segway.

Куда делась компания?

В апреле 2015 года Segway купил конкурент Ninebot. Сборочные цеха перенесли в Китай, а в июле 2020-го производство официально закрыли. В руководстве Ninebot сообщали, что рынок насытился сигвеями. Всего за 20 лет было продано около 140 000 гироскутеров.

Сейчас китайская компания использует бренд Segway в основном для своих электросамокатов. В ассортименте также есть немного мини-гироскутеров, большинство из них продаётся под названием Ninebot.

Чему может научить история Segway

Неудача Segway несёт в себе пару важных уроков.

Понимать, с кем конкурируешь за потребителя. Ближайшим конкурентом сигвеев оказались не автомобили, а самокаты: благодаря другому форм-фактору они более манёвренны на дороге, их можно перевозить в общественном транспорте, брать в офис. К тому же они стоили в разы дешевле.

Впрочем, изобретатель сигвеев не ошибся насчёт перспектив электротяги, — мы рассказывали, каким будет транспорт будущего.

Правильно позиционировать продукт. Компания использовала неверный подход в маркетинге. Сигвеи рекламировали знаменитости, фактически это была дорогая игрушка для использования в ограниченных пространствах, а не полноценный транспорт. Такой образ плохо сочетался с планами массового производства.

О том, как точнее учитывать запросы пользователей с помощью технологий, читайте здесь.

#Антикейс #Транспорт #Технологии