Для любого истинного христианина Библия является Словом Божьим. Это наивысший авторитет, наш свод законов и правил, по которым мы призваны жить. Причем дух Писания гораздо важнее его буквы. В Библии записана воля Божья для нас. Со страниц Писания Господь общается с человеком.
Библия научает, очищает и обличает нас (1 Тимофея 3:16). Писание вдохновляет человека на верный путь, вселяет надежду. Библия – это книга жизни.
Толкователь Мэтью Генри справедливо заметил: «В Священном Писании имеется все для каждого случая. Писание – это совершенный закон веры и жизни».
Читая Библию, мы познаем Бога. Мы начинаем лучше понимать Его характер, пути, Его волю для нашей жизни. Представить христианство без этой книги просто невозможно. Библия – основа нашей веры. В ней черпали вдохновение великие мужи Божьи. Она писалась на протяжении многих веков и оказала огромное влияние на историю человечества.
Главной особенностью Библии является ее богодухновенность. Дух Святой вдохновлял авторов делать те или иные записи. Они, будучи послушны Его голосу, выполняли эту задачу. Тот факт, что Библия была написана под водительством Духа Святого, не означает, что Бог диктовал авторам каждое слово. Моисей, Давид, Павел, Петр, Лука и другие писатели прикладывали и свои собственные усилия. Так что Библию можно назвать совместным творением Бога и человека.
Центральной темой Библии является спасение мира через Иисуса Христа. Она проходит красной нитью через все книги. Где-то этот момент звучит более явно, где-то менее. Но общая тематика отчетливо видна. Не зря ученые подчеркивают единство обоих заветов. В этом и заключается уникальность Библии.
Богодухновенность Библии
Говоря о Библии, Генри Геллей пишет: «Мы найдем в ней единство мысли, указывающее на то, что Один Разум вдохновил ее писателей и собирателей всех книг, проявляющих печать ее Автора и что она в уникальном и особом виде является Словом Божьим».
Это очень точно подчеркивает принцип богодухновенности Священного Писания.
Библия имеет огромный авторитет, поскольку является книгой, через которую Бог раскрывает сам Себя. Он вкладывает Свои слова и мысли в людей и доносит через них Свое Слово. Для этой цели Он использует Моисея, Давида, Ездру, Неемию, пророков, евангелистов и апостолов.
Сначала Слово Божье представляло собой собрание книг Ветхого Завета. Именно таким Священным Писанием пользовался Иисус и первые христиане. Оно до сих пор остается главной книгой евреев. Однако у нас нет никаких оснований отвергать эту часть Библии. Во 2 Тим. 3:16 Павел называет Писание богодухновенным.
Важно понимать, что он имеет в виду Ветхий Завет, ведь новозаветный канон еще не был тогда сформирован. (Канон Ветхого Завета был принят до Р. Х.)
Исследователь Кинер Крейг пишет: «Утверждение Павла о богодухновенности согласуется с ветхозаветным пониманием закона и божественных пророчеств как слова Божьего».
Однако христианам было недостаточно Ветхого Завета. Возникла необходимость в книгах, которые объясняли бы суть христианской веры. Этими произведениями стали Евангелия, Деяния Апостолов, апостольские послания и книга Откровения. Мы знаем, что мысли Божьи намного превосходят мысли человеческие (Ис. 55:8-9). Но в трудах пророков, апостолов и их соратников четко прослеживается голос Божий. Эти книги были буквально пропитаны силой Святого Духа и божественной мудростью. Печать Творца настолько четко прослеживалась в этих писаниях, что их божественное происхождение не вызывало сомнения.
Безусловно, не все труды выдающихся мужей Божьих были богодухновенными. Например, в сочинениях второго поколения христианских лидеров, которых в истории церкви назвали апостольскими отцами, мы видим некоторые отступления от первохристианства. Их сочинения уже не имели той силы Духа Святого, которая была характерна для трудов Петра, Павла и других библейских авторов. Тому есть простое логическое объяснение – книги Поликарпа, Климента, Игнатия и других собственными трудами этих людей, а не творением Духа Святого. Эти сочинения очень полезны и назидательны, но там содержатся некоторые ошибки в учении, потому их нельзя назвать богодухновенными. В первые века христианства (как и во все последующие века) были также еретические произведения. Церкви нужно было подчеркнуть, что они не имеют ничего общего с истинным учением.
Словом, в ранние века было много различного материала, описывающего учение Христа. В связи с этим возникла необходимость определить основание веры. (Мы сейчас не будем касаться символов веры и Вселенских соборов, поскольку нас интересует только Слово Божье). Церковь пришла к тому, что возникла необходимость определить канон Нового Завета.
Встал вопрос, какие книги являются богодухновенными, а какие нет. В немалой степени этому поспособствовал еретик Маркион, который создал свой собственный канон. Он включил туда лишь те книги, которые подтверждали его взгляды. Фактически он представил свою Библию, убрав оттуда все места, которые не подтверждали его точку зрения. Естественно, это не было Словом Божьим. Церковь отреагировала на это и составила свой канон. Именно этот вариант и стал текстом Нового Завета.
С одной стороны, определить критерии богодухновенности можно только верой. С другой, отцы церкви руководствовались объективными критериями при определении каноничности книг. Учитывались следующие моменты:
1. Апостольское авторство или подтверждение авторитета книги апостолом.
2. Признание авторитета книг ранней церковью.
3. Согласованность с книгами, подлинность которых не подлежит сомнению.
Такой подход позволил определить писания, которые создавались по вдохновению от Духа Святого. Хотя богодухновенность некоторых книг Нового Завета подвергалась сомнению, после тщательного исследования их все же признали каноническими. Существуют разные данные относительно спорных книг. К ним обычно относят Послания к Евреям, Иакова, 2 Петра, 2 и 3 Иоанна, Послание Иуды и книгу Откровения.
Важно понимать, что церковь не создавала канон. Она всего лишь признала книги, которые обладали признаками каноничности. Библия, которую мы сегодня имеем, это собрание книг Ветхого и Нового Завета. Священное Писание не является плодом церковной традиции. Это работа Духа Святого. Бог Сам руководил процессом написания и определения канона. Истинные христиане были единодушны в том, что процесс формирования канона происходил под воздействием Духа Божьего. Либеральные богословы не были согласны с таким утверждением, но это лишь свидетельствует о сомнительном основании их веры.