Как я уже много раз отмечал, на территории Калининградской области существует множество мест, которые когда-то были городами, однако в настоящее время либо исчезли совсем, либо сильно измельчали. Сегодня рассказ о таком месте. Посёлок Домново. Один из немногих, который после массовых переименований сороковых годов прошлого века почти сохранил своё историческое имя. А люди здесь жили во все времена скажем так «своеобразные» и в разное время чудили по-своему. Может газы с местных болот действовали?
У древних пруссов, на скрещении важных торговых путей, стояло городище Dompnow (от прусского “основа”). Место и впрямь было “основное” - с севера окружённое цепью холмов, с юга - болотом, озёрами и небольшим ручьём. А вот перевод Доминав (Доминау) как «болотистая земля» что-то мне кажется более правильным. Прусское укрепление вождя Туммо впервые упоминается в летописи Тевтонского ордена в 1249 году. Тогда его представители были в числе тех, кто подписал с рыцарями Христбургский мирный договор, положивший конец Первому прусскому восстанию.
Впрочем, о сбежавшем в Литву вожде мы бы сегодня и не вспомнили, если бы не женщины его племени. Согласно легенде, все женщины из рода Туммо были искусными охотницами и воительницами. А чтобы удобней было целиться и стрелять из лука, они будто бы в юном возрасте... выжигали себе одну грудь. Что, впрочем, не мешало им быть очень востребованными невестами: считалось, что такая мать передаст сыновьям талант воина и охотника со своим грудным молоком. Как вы уже догадались, в лице Домнау мы имеем родину амазонок, ну или одну из них.Слава о женщинах рода Туммо разнеслась так широко, что их выдавали замуж без приданого - наоборот, женихи сами делали родителям богатые подарки. И даже случались попытки всучить заезжим женихам “фальшивых” Туммо: в некоторых прусских семьях загодя увечили дочерей, чтобы впоследствии одна грудь стала их отличительным знаком, ведущим к богатству... Любопытно, но в изысканиях некоторых хрономедиков есть версия, что на самом деле древние пруссы таким образом боролись с раком груди. Так что невесты надо сказать были несколько с «червоточинкой».
В 1309 году на месте прусской крепости ландмейстер Тевтонского ордена заложил свой замок, который был важным в стратегическом плане, т.к. стоял на перекрёстке дорог. Крепость располагалась на небольшом холме и представлял собой классический тевтонский прямоугольник с мощными подвалами, также имелся форбург. На соседнем холме в 1321 году построили первую кирху. На ручье Гертлак установили плотину (а при ней мельницу), с помощью которой заполнили ров вокруг замкового вала. В общем всё, как было прописано в древней тевтонской методичке по освоению призамковой территории.
В 1400 году Магистр Конрад фон Юнгинген выдает поселению Кульмское городское право. Герб утверждён чуть позже: на красном щите лапа орла с огромными когтями. В широком смысле орёл – символ силы. С другой стороны, возможно лапа связана с языческим культом древнепрусского божества Курке. Немецкие хронисты утверждают, что в этой местности пруссы изготавливали изображение Курке и поклонялись ему перед сбором урожая. Его почитают как божество еды, но весьма странное. Если обычно было принято молиться и приносить жертвы за то, чтобы какое-то действо произошло, то этого бога наоборот, упрашивали не противиться хорошему урожаю. Должен заметить, что русские заговоры от лихорадки с участием Коркуши, злого духа, вредящего зерну - того же поля ягода. Дикие люди, однозначно!
На радостях свежеиспечённые горожане тут же начинают перестройку кирхи. Сейчас это самый знаковый объект в посёлке, сохраняющий величие даже в нынешнем катастрофическом состоянии. Кирха Домнау невозмутимо покоится на гранитном основании, вход в башню также обрамлён гранитными камнями. Говорят, что, поднявшись наверх в ясную погоду, можно было увидеть башни Кёнигсберга. Удивительно, но внутри до сих пор сохранились каменные эпитафии семейства Крейценов. И кто эти Крейцены, спросите Вы? А это уже ещё одна очень большая история. Не в этот раз. Ещё сохранились фрески 15-го века, но лицезреть их, к сожалению, а может к счастью, пока нельзя.
Во время Тринадцатилетней войны (можно сказать гражданская война средневековья) крупные города прусских земель Натангии, Бартии и Вармии отреклись от Тевтонского ордена и присягнули оппозиционному «Прусскому союзу». Жители Домнау и тут встали особняком, их всё устраивало, и они сохранили верность Ордену, за что и были нещадно биты войсками восставших в 1458 году. Замок и город, согласно тогдашним традициям, сожгли.
После окончания войны, в 1469 году Домнау передан предводителю войска наёмников Конраду фон Эглоффштайну. Франконский рыцарь построил личный «малый замок» посреди озера, сделав насыпь. Он несколько раз перестраивался, менял владельцев, в итоге превратился с усадьбу. После Второй мировой войны господский дом оказался разрушен, сохранилось лишь двухэтажное вспомогательное строение.
В 1520 году Домнау был захвачен, разграблен и сожжен поляками, восстановлен и заселен ко второй половине XVI века. В 1571 году сильнейший пожар уничтожил весь город вместе с замком. Пожары свирепствовали в Домнау в 1659, 1681 и 1776 годах. И так минимум восемь раз. Не удивительно, что к 1782 году городок имел аж 102 жителей! Но какие это были упорные человеки! Отстраивали заново, возводили дома, мельницы, пивоварни, но только не создавали пожарную команду. Её и сейчас нет в Домново. Видимо чтят традиции.
Но вернёмся к кирхе. В 1759 году делегаты из Рима вывезли из кирхи Домнау останки Святого Адальберта, того самого которого древние жители Самбии уконтропупули ещё в 997 году, а потом выкупил Болеслав Храбрый. И по сей день их почитают в Праге как ценную реликвию. В церковной же книге Домнау значилось, что, по просьбе католиков, им выдали останки епископа Вильненского. К тому времени жители как раз перешли в лютеранство, и католический святой им был уже ни к чему. А вот денег на данном мероприятии срубить по лёгкому было можно. Небольшое расследование в XIX веке показало, что при экспертизе была допущена халатность, и, возможно, вывезли ни того, ни другого, а местного пастора, недавно почившего – потому и тело его посчитали нетленным. Предназначавшийся ему гроб сгнил, и его переложили в другой, предварительно вынув чьи-то кости. Похоже, гроб и ввёл в заблуждение. А чехи ведь и не знают!
Что и говорить, шутники. Не зря в Пруссии бытовало выражение: “Он издевается, как человек из Домнау”. Существует легенда, что знаменитые до сих пор “подушки-пердушки” были изобретены именно в Домнау в начале 18-го века! Эти самые шутихи и поныне - весьма ходовой товар в “магазине приколов”! Жители Восточной Пруссии отличались своей непринуждённостью манер, и воздух, шумно испорченный соседом, мог вызвать разве что одобрительный гогот пирующих. Но вот в галантном веке окрестности города стали заселяться переселенцами из Голландии и Франции. Приезжие держали себя обособленно и всячески подчеркивали свою “деликатность”. Говорили они на своём языке, местный диалект иноземцам не давался. “Аборигены” вовсю передразнивали приезжих. С тех пор в Пруссии повелось называть всех, кто косноязычен, “иностранцами из Домнау”. И уж как было над ними не поиздеваться. Тот, кто знаком с немецким прямолинейным юмором меня поймёт. Не удивительно, что «чудесное» изобретение кожевенников Домнау быстро расползлось по Европе.
В 1902 году Домнау присоединяют к железнодорожной ветке Кёнигсберг – Гердауэн (пос. Железнодорожный). В городе проводились рыночные дни. Историки Пруссии подметили один ничего не значащий, но забавный факт: в 1910 году население составляло 1910 человек.
27 августа 1914 года городу опять «повезло». Домнау был с ходу взят кавалерийским корпусом российской армии Ренненкампфа, которые наводили ужас на местное население погромами и грабежами. Однако, уже через 4 дня их выбили из города войска Гинденбурга. Но представшая перед вернувшимися хозяевами удручающая картина развалин была вызвана отнюдь не погромами. Потрудилась собственная немецкая артиллерия. По итогу тех дней педантичные немцы всё подсчитали, 65% строений разрушено.
Но город восстановили к 1916 году достаточно быстро. Факт сей отметили на нотгельдах 1921 года. Нотгельды – это чрезвычайные деньги, которые из-за дефицита наличных и разменных денег власти разрешали печатать администрациям городов.
Во многих источниках пишут, что в Домново, недалеко от кирхи, на месте массового захоронения русских солдат, погибших в Фридландском сражении 1807 года стоит памятник. Кто-то даже умиляется, ах какие немчики молодцы, сохранили, помнят, чтут. Ага!
В 1920 году на перекрёстке дорог, недалеко от кирхи, был установлен памятник воинам, погибшим в годы Первой мировой войны – колонна на ступенчатом постаменте, за которым стояла полукруглая стена из камня с мемориальными досками.
К ночи 30 января 1945 года Домнау был взят войсками 5-й и 28-й армий 3-го Белорусского фронта. Основная тежесть штурма легла на воинов 55-й гвардейской Иркутско-Пинской стрелковой дивизии. Сам же город, за исключением центральной площади практически не пострадал. Повреждённый памятник поправили, установив обелиск погибшим советским воинам. В 1992 году на постаменте от прежнего немецкого памятника был установлен прямоугольный гранитный обелиск с двухскатным завершением. На его плоскости укреплена мемориальная плита "Русским воинам 1807". На торце стены установлена плита с надписью на русском и немецком языках: "Мы помним наших умерших 1995 г." "Wier gedenken unserer Toten". А захоронений наших солдат эпохи наполеоновских войск тут никогда не было. Ну а что, нынешние жители тоже умеют шутить.
Впрочем, памятник на могиле советских воинов тоже есть. И их тут полегло ой как не мало. Только в братской могиле более 650 бойцов.
А ещё в Домнау был концлагерь. Некоторые до сих пор упорно именуют подобные вещи как трудовые лагеря. В библиотеке города Правдинска есть такая выписка:
«В Домнау 28-ая армия захватила фашистский лагерь смерти, замаскированный под военный госпиталь. В момент освобождения там находилось 664 пленных советской, французской, бельгийской, итальянской и польской армий. Лагерь был обнесен колючей проволокой и охранялся эсэсовцами. Заключенных подвергали чудовищным пыткам, издевательствам, травили собаками. Пленные содержались в ужасных антисанитарных условиях. Один раз в день им давали свекольный суп и 200-250 граммов суррогатного хлеба с примесью опилок. Больных и истощенных расстреливали».
А вот еще одно упоминание об этом лагере. В нем больше говорится о зверствах, которые творились за колючей проволокой.
«В этом концлагере фашисты «изучали» на своих жертвах действие новейших препаратов, призванных сломить психику испытуемого, а также свойства отравляющих и иных веществ. Проводили эксперименты для определения воздействия ледяной воды на живой организм. Людей держали там до тех пор, пока они не теряли сознания. Большинство погибало при понижении температуры тела до 25–26 градусов. На оставшихся в живых проверяли эффективность различных методов приведения их в чувство. С той же хладнокровностью военнопленным делались прививки культур брюшного и сыпного тифа, их заражали малярией и изучали фазы развития заболевания и гибель подопечного. Истощенных, больных и раненых ожидало неминуемое уничтожение».
Прям курорт! История подчас жестока, и история Домнау по-своему печальна, но пора уже вещи называть своими именами.
Терпеливый читатель уже извелся вопросом, ну а где тот поворотный момент, который вынесен в заголовок? Тут такая история. В 1807 году после серии небольших сражений русская армия под командованием Беннингсена откатывалась на восток. 29 мая (10 июня) произошло кровавое сражение при Гельсберге. Наши победили, но по неведомым (вариантов историки накидали кучу) причинам на следующий день отошли в направлении Фридланда (сегодня это город Правдинск). Наполеон, осмотрев вчерашнее поле боя, в очередной раз изумившись тактике российского главнокомандующего, погнавшего свою армию буераками и болотами по левому берегу реки Алле, отправил корпус маршала Ланна по нормальной дороге в Фридланд. Сам с основной частью армии двинул к Прейсиш-Эйлау с целью захватить Кёнигсберг и отрезать русскую армию от основной базы снабжения.
Надо заметить, что Беннигсен вроде как это тоже понимал. Поэтому приказал генералу Каменскому срочно выдвигаться в сторону Кёнигсберга со своей дивизией на соединение с прусским корпусом генерала Лестока. Выбрав наикратчайший путь через Домнау Николай Михайлович и погнал свой восьмитысячный отряд. И таки поставленную задачу выполнил. С пруссами встретился, французов остановил. Но в это время, до Бонапарта, который успел добраться до Прейсиш-Эйлау дошли сведения, что под Фридландом маршал Ланн уже бьется с основной армией русских. И конечно ломанул в ту сторону. Французский император очень спешил, поэтому с небольшим отрядом кавалерии выбрал кратчайший путь через... правильно, Домнау! С Каменским они разминулись буквально на несколько часов.
Теперь представьте, что "чёртов генерал" (так обозвал в своё время своего лучшего ученика Каменского генералиссимус Суворов) притормозил бы у Домнау и чуть-чуть подождал Наполеона? Отряд сопровождения у французов был действительно небольшой. В реальной истории он прибыл к Фридланду в 12-00, а гвардейские полки подошли только к 16-ти, основные же части и того позже. Останови (пленив или случайно прибив) Каменский Наполеона у Домнау и нет Фриланда. Талейран уже язык счесал, доказывая всем, что хорош воевать. И уже вместо Тильзитского был бы другой мир, на других условиях. И покатилась бы вся мировая история совсем по другим рельсам.