Как вы думаете, откуда берутся крутые маркетологи? Их выпускают профильные престижные вузы, а может, модные онлайн-школы? Вот и нет! Героиня рубрики #людивпрофессии, маркетолог Елена Кудейкина получила техническую специальность, работала в IT и много лет занималась разработкой сайтов. А как она стала музой личных брендов и начала вести подкаст богемного маркетолога, узнаете в сегодняшнем интервью. Контакты Лены как обычно даю в конце. Пишите, чтобы посекретничать 🤫
У меня не кейсы, а чистый крафт
— Очень нравится твое позиционирование. Богемный маркетолог — почему называешь себя именно так?
— Официально именовать себя богемным маркетологом я начала не так давно, где-то прошлым летом. Изначально была самым обычным интернет-маркетологом и занималась любыми проектами. Но меня всегда тянуло к премиальному, творческому, потому что я сама являюсь частью этого мира: фотографирую и отлично пишу. В какой-то момент просто перестала отрицать очевидное. Это дало мне много свободы и в выборе проектов, и в личном бренде.
— Ты часто говоришь, что твои основные клиенты — люди творческие: поэты, писатели, художники. Почему сложилась такая специализация?
— У меня в первую очередь психологи, а потом уже художники, дизайнеры, писатели. А кроме них еще владельцы премиальных брендов: украшений, лимитированной одежды, селективных парфюмов и т. д. Специализация выкристаллизовалась постепенно через призму личного интереса.
Что касается психологов, я уже второй год в терапии и в разных тренингах личностного роста. Потратив кучу денег на развитие и поняв, как это все работает изнутри, начала эти навыки монетизировать уже со своими клиентами-психологами. Плюс у меня много друзей-психологов, многие из которых отлично продвигают себя и делятся со мной своими секретиками.
— Ты училась на маркетолога или пришла в профессию эмпирическим путем?
— Я училась на программиста и начинала карьеру в сфере IT. Много лет занималась разработкой сайтов, сделала офисную карьеру, возглавляла технический отдел в одной из крупнейших фирм Самары.
А потом ушла в замуж и в декрет, начала искать подработку. Для разработки сайтов нужна была команда, а ее у меня не было. А вот для копирайтинга команда была не нужна… Ну и пошло-поехало. SEO-копирайтинг, SEO, SMM, дизайн, маркетинг полного цикла, потом блоггинг.
Всегда работала рука об руку с очень крутыми маркетологами, училась у них практике, но теория у меня долго хромала, не владела всей этой терминологией. Сейчас владею, но, в принципе, не так уж она мне и нужна. В работе с экспертами всегда все объясняю максимально простым языком.
— Расскажи о своих сильных сторонах. В чем ты настоящий профи?
— Хотя я уже давно не программист, все еще мыслю системами, алгоритмами и процессами. Мне видно картину продвижения целиком там, где гуманитарии закапываются в детали. По этой причине мне всегда было просто составлять технические задания на сайты или писать маркетинговые стратегии.
Также мне просто погружаться в разные профессиональные ниши и даже мимикрировать под их представителей. Например, психологи меня часто называют коллегой. Этот навык и хорошее знание психологии обеспечивают тот самый индивидуальный подход при работе с экспертами.
Но самое главное, в чем я профи, — это, конечно, нетворкинг. Я легко нахожу общий язык с очень разными людьми и создаю атмосферу доверия. Да, при дальнейшем сближении бывают проблемы, но в работе и не нужно сильно сближаться.
— А слабые стороны какие за собой знаешь?
— Моя самая слабая сторона — это то, что я очень давно в интернет-продвижении, больше 18 лет. Бывает сложно воспринимать что-то новое или уступать требованиям заказчиков, когда я реально (!) знаю лучше, как нужно написать текст или сделать сайт. По этой причине я в какой-то момент отказалась от полного ведения клиентских проектов. Устала бодаться из-за разных мелочей.
Еще одна моя слабая сторона — отсутствие четкого нишевания. Люди, у которых оно есть, собирают кейсы и тиражируют свой подход к проектам, а у меня всю профессиональную жизнь был чистый крафт. Все проекты очень разные, сложные, большие, много неудачных стартапов.
Из-за этого у меня много опыта, но почти нет успешных кейсов, которыми можно хвастаться. С личными брендами почти все то же самое, к тому же многие мои клиенты предпочитают сохранять анонимность.
Курс был рассчитан на 2 месяца, а я завязла в нем на полгода
— Знаю, ты проходила недавно обучение у наставника. Какой у этого обучения формат? Чем тебе приглянулся ментор?
— Да, я проходила (и еще прохожу) обучение блогерству у блогера-миллионника и телеведущего Михаила Ломакина. Я его любимый антикейс, потому что курс был рассчитан на 2 месяца, а я завязла в нем на полгода. До сих пор с ним ржем, что я у него еще надолго. Просто Михаил — настолько потрясающий мужчина, что я не могла с ним так быстро расстаться.
Выбрала его чисто интуитивно. Обожала его ржачные ролики, а потом увидела, что он кастдев на свой курс проводит. И не упустила шанс познакомиться с ним поближе. Ну а потом завертелось… Формат подразумевал уроки, выполнение заданий и созвоны три раза в неделю. И мы отлично поработали вместе!
— Что полезного вынесла из обучения? Я поняла, что записывать и монтировать ролики ты начала после него?
— Да, на ролики был основной упор. И Михаил научил меня их делать действительно круто: коротко, емко, залипательно и по битам. И теперь я сама этому могу учить, но ленюсь. Потребовалось определенное время, чтобы найти свой стиль, но сейчас мне это самой очень нравится, хотя не всегда руки доходят что-то записывать и монтировать.
Самое главное, что я вынесла из этого обучения, — мой подкаст. Идея была моя, но Михаил подтолкнул к ее реализации и стал моим первым гостем. И 22-ым тоже. На текущий момент у моего подкаста 29 записанных выпусков. Шалость затянулась, но мне нравится!
— Расскажи, на какую камеру пишешь ролики. Используешь ли ты телефон?
— Все пишу на телефон POCO X3 Pro. Его вполне достаточно и для роликов, и для подкастов. Блогеры обычно на айфоны снимают, начиная с 7-го.
— А в каких программах делаешь обложки и монтируешь? Работала в movavi?
— В Movavi на ПК монтирую подкасты, телефон бы их не осилил. Для роликов только CapCut. С обложками по-разному. Вообще я профессионально владею фотошопом, но часть обложек мне делал знакомый дизайнер.
Подкаст — важная часть моего личного бренда
— Расскажи о своем подкасте. Где находишь героев интервью?
— Подкаст — важная часть моего личного бренда. Моя главная фишка и отличный профессиональный нетворкинг, на основе которого я строю в том числе свою работу по проектам. Любое мнение о маркетинге, которое я транслирую, сформировано на основе делового общения с крутыми экспертами в разных нишах.
Я всегда говорю, что у меня не интервью, а именно подкаст — беседа двух взрослых умных людей, каждому из которых есть, что интересного рассказать. Тему выбираем заранее на предварительном созвоне, но в целом весь подкаст — чистая импровизация. И да, присутствует определенный стресс, смогу ли я вывезти этот разговор до конца, но с каждым разом все проще.
Гостей нахожу интуитивно. Есть друзья и коллеги, есть психологи и наставники, с которыми я работаю как клиент (да, я их не скрываю), есть давние подписчики и совершенно незнакомые люди, которые становятся знакомыми и даже хорошими знакомыми после подкаста. По этой причине я никогда не избегаю знакомств в соцсетях.
Есть определенная ответственность, чтобы случайно не привести в подкаст токсика или непрофессионала, было несколько неприятных историй на эту тему. Но в целом я пока жутко горжусь теми замечательными людьми, которые приняли участие в моем проекте.
— Это для гостей бесплатно?
— Пока да. Но в будущем планирую пересмотреть этот вопрос, когда участие в моем подкасте начнет иметь какое-то значимое влияние на продвижение экспертов. Есть несколько идей, что можно сделать. Я работаю в этом направлении.
— Чем ты в основном зарабатываешь? Это больше консультации, донаты с блогинга или пока работа ручками?
— Консультации, бартер и донаты. Ручками сейчас крайне редко работаю и только по сарафану, на большие проекты с полным вовлечением банально нет времени.
Все свои хобби я давно сделала частью работы
— Тяжело ли качать личный бренд? Зачем это вообще делать?
— Кому как. У меня, например, всегда была потребность говорить о себе. Поэтому любое свое переживание (личное или профессиональное) я сразу тащу в свой блог. Кстати, отличный способ пережить очередной факап.
И в этом я вижу основное предназначение личного бренда и личного блога — проявиться в этом мире, заявить о себе и понять через обратную связь, а кто я, как мне стать лучшей версией себя, чем мне нужно заниматься.
При таком подходе ты заряжаешься от ведения личного блога и контакта со своей аудиторией, а не вымучиваешь каждый экспертный пост ради продаж. Продажи, само собой, тоже будут, но они вторичны.
— Хочешь собственное агентство или ты больше одиночка?
— Я больше одиночка, никогда не хотела быть самой главной, но на фрилансе работала и в команде, и в партнерстве, и на руководящих должностях. В будущем планирую собрать команду имени себя. Монтажера, дизайнера и некоторых офлайн-помощников.
— Какие у тебя есть хобби?
— Честно говоря, никаких. Все свои хобби (фотографию например) я уже давно сделала частью работы.
— Дай совет читателям. Как стать успешным? И нужно ли это делать?
— Понятия не имею, как стать успешным. Я вообще королева факапов. И даже не знаю, что буду делать, если вдруг моя жизнь начнет складываться успешно. Я считаю, что самое главное — быть счастливой при любом раскладе, наслаждаться каждым днем, заниматься тем, что действительно заряжает, и не бояться постоянно пробовать что-то новое. Я так живу.
Подписывайтесь на Лену в VK и смотрите её подкасты на её канале в Дзене. А если хотите стать гостем рубрики #людивпрофессии или #блицпрохобби, пишите мне в телеграм: @ripvam.
Интервью брала Ирина РИПВАМ
Также вам будет интересно:
📌«Сейчас была бы халком стоматологии»: интервью с научным редактором Анной Трандафиловой
📌«Я воспринимаю окружающую красоту как страшную или добрую сказку». Интервью с фотографом Ксайли Руж
#людивпрофессии #интервью