Кинематограф - это искусство, которое порой неизбежно подвергается оценке и признанию через престижные награды, такие как Оскар. Однако существуют великие фильмы, которые, несмотря на свой выдающийся талант и воздействие на зрителей, удивительным образом остались вне поля зрения Академии. В этой статье мы рассмотрим несколько таких фильмов, которые не получили ни одной номинации на премию Оскар, но оставили незабываемый след в истории кинематографа и сердцах зрителей.
Два хичкоковских козла отпущения
Начнем с одного из величайших режиссеров кино: Альфреда Хичкока. Как и Стэнли Кубрик, он никогда не получал "Оскара" (не считая "Оскара за пожизненные заслуги", по сути, трофея за участие). Да, мы перейдем к Кубрику в ближайшее время. Здесь есть о чем поворчать. К примеру, Академия полностью проигнорировала два лучших фильма Хичкока: 39 шагов" (1935) и "Леди исчезает" (1938). Первый - это экранизация великолепного шпионского романа Джона Бьюкена, которая имеет мало сходства с оригинальным текстом. Но это неважно, потому что Хичкок добавил к нему подсюжет винтовой любовной истории, обжигающей извращенной химией (и наручниками), в общем, сделал историю своей собственной, добившись потрясающего эффекта. Роберт Донат и Мадлен Кэрролл великолепны в главных ролях.
Что касается последнего, то это потрясающая мистерия, в которой Маргарет Локвуд играет молодую женщину, которой все в поезде внушают, что она вообразила себе добрую старушку, с которой пила чай, после того как ее стукнули по голове. Единственный пассажир, поверивший ей, - "музыковед" Майкл Редгрейв, но, к сожалению, накануне вечером они поссорились в отеле. Не самое лучшее знакомство.
Тем не менее он помогает ей докопаться до истины, между ними вспыхивают романтические искры, завязываются шпионские перипетии, и в фильме есть даже своеобразный посыл против хвастовства (своевременный для 1938 года). На мой взгляд, оба фильма заслуживают номинаций "Лучшая картина", "Лучший режиссер" и "Лучший сценарий".
Другие триллеры, обойденные вниманием Оскара
Если говорить о триллерах, то в какой вселенной можно обойти вниманием классический фильм-нуар "Глубокий сон" (1946)? Адаптация Говардом Хоуксом печально известной запутанной книги Рэймонда Чандлера "Жемчужина хард-бойла" отличается сексуальной химией между Хамфри Богартом и Лорен Бэколл и ставит настроение выше всего остального, даже связности сюжета. По-видимому, в какой-то момент Хоукс настолько запутался, что позвонил Чандлеру, чтобы спросить, кто убил шофера, и даже тот не знал. Но это неважно. Это классика с полным основанием. Ни одной номинации? Да ладно. По крайней мере, Хоукс, Богарт и Бэколл заслужили номинации за лучшую режиссуру, лучшую мужскую роль и лучшую женскую роль. Если вы думаете, что мне до сих пор горько из-за "Глубокого сна", то это ничто по сравнению с моей яростью от того, что Академия полностью проигнорировала фильм Анри-Жоржа Клузо "Дьяволицы" (1955). Этот великолепный психологический триллер (или фильм ужасов, как считают некоторые) содержит один из самых фантастически блестящих сюжетных поворотов в истории кино; он настолько хорош, что в конце титров зрителей призывают не раскрывать его. Клузо должен был получить номинацию на лучшую режиссуру, как минимум.
Если забежать немного вперед, то вот пара классических криминальных фильмов, которые также были обделены молчанием. В фильме "Бешеные псы"(1992) нет ни водоемов, ни собак, но есть банда злобных психов, которые спорят о Мадонне и чаевых, а затем заваливают ограбление и оказываются на складе.
На пресс-конференции, состоявшейся в 1992 году после премьеры фильма на кинофестивале в Торонто, Квентин Тарантино, отвечая на вопрос о значении фразы "Бешеные псы", сказал следующее:
Это название призвано создать настроение, ничего больше. Просто верное название, просто суть фильма, и не спрашивайте меня почему.
Здесь они тычут друг в друга пальцами, параноидально подозревая, что в их доме завелась крыса. Захватывающий и впечатляюще жестокий дебют Квентина Тарантино остается его лучшим фильмом, насколько я понимаю. "Криминальное чтиво" (1994) получило еще большее признание, включая премию "Оскар" за лучший оригинальный сценарий.
Вот еще один фильм о грабежах, не удостоенный "Оскара": "Схватка" (1995). В этом шедевре Майкла Манна Роберт Де Ниро и Аль Пачино играют роли преступника и полицейского, каждый из которых полон решимости уничтожить другого. За этим следует почти трехчасовая криминальная эпопея, в которой прекрасно сыграли Вэл Килмер, Эшли Джадд, Натали Портман, Том Сайзмор и Эми Бреннеман. Центральная часть ограбления, переходящая в перестрелку между командой Де Ниро и полицией, является абсолютной сенсацией. Почему фильм не был номинирован на "Оскар"? Я бы сказал, что фильм заслуживает номинаций "Лучшая картина" и "Лучший режиссер". Я бы также добавил номинацию за лучшую мужскую роль для Роберта Де Ниро, поскольку мне больше нравятся его тонкие, нюансированные роли, где по мельчайшим проявлениям можно понять, что думает и чувствует его персонаж.
Если говорить о более фактологической стороне дела, то как насчет "Зодиака" (2007)? Криминальная драма Дэвида Финчера, основанная на охоте полиции за серийным убийцей Зодиаком, великолепна на многих уровнях и, на мой взгляд, заслуживает номинации на "Лучшую картину" и "Лучшего режиссера".
Жанр, который Оскар любит ненавидеть Часть 1: Комедия
За последние десятилетия "Оскар" проигнорировал множество классических комедий. Возвышенная глупость братьев Маркс была проигнорирована даже в своей абсолютной вершине, в "Утином супе" (1933). Классический фильм Чарли Чаплина "Новые времена" (1936) также был обойден вниманием. Да, конечно, технически есть и менее неровные фильмы Чаплина, и "Золотая лихорадка" (1925), вероятно, остается его самым смешным, но "Новые времена" - мой личный фаворит. Многие сцены смешны до умопомрачения, особенно последовательность работы машины для кормления. Слэпстик и сатира, воспевающие дегуманизирующий эффект промышленного прогресса, скорее добродушны, чем язвительны, и остаются актуальными и сегодня. Это хорошо сочетается с романтическим аспектом, который обеспечивает любовный интерес Полетт Годар. По моему не слишком скромному мнению, фильм должен был получить номинации "Лучшая картина" и "Лучший режиссер".
Классические романтические комедии в стиле screwball (сумасбродная комедия) также регулярно игнорируются. Например, "Воспитание Крошки" (Bringing Up Baby, 1938) и "Его девушка Пятница" (His Girl Friday, 1940). Оба фильма - великолепные работы: быстрые, смешные, с первоклассной игрой Кэри Гранта (в обоих фильмах), а также его коллег по сцене, Кэтрин Хепберн и Розалинд Рассел. Все они должны были получить номинации на "Оскар" за лучшую мужскую и женскую роли, а Говард Хокс - за лучшую режиссуру.
Среди других классических комедий, проигнорированных Академией, - классика британской студии Ealing: "Виски в изобилии", 1948 (Whisky Galore!) и "Добрые сердца и короны" (1949). Первый фильм - причудливая жемчужина, действие которой происходит во время Второй мировой войны, и рассказывает о маленькой островной общине, страдающей от нехватки виски, у западного побережья Шотландии. Когда в их водах садится на мель грузовое судно, полное виски, жители острова наполовину забирают выпивку, а затем играют в кошки-мышки с чрезмерно ретивыми чиновниками внутренних налоговых органов. По причинам, которые слишком забавны, чтобы их объяснять, во всем этом запутывается пара любовных историй, что приводит к большому веселью.
Для показа в Америке сценаристы Комптон МакКензи и Ангус МакФейл вместе с режиссером Александром Маккендриком знали, что эта подрывная жемчужина не пройдет цензуру, настаивающую на наказании за безнравственность. Для этого они включили в фильм абсурдную финальную шутку в адрес цензоров, произнесенную восхитительно бесстрастным голосом за кадром, после чего объявили, что "если это не моральная история, то я не знаю, что это такое". Возможно, понимая, что их высмеивают, американские цензоры настояли на том, чтобы для выхода в США фильм был переименован в "Маленький остров Тайт" (Tight Little Island), предположительно для того, чтобы не вызвать недоумения в засушливых графствах Среднего Запада, расположенных в Библейском поясе. Во всяком случае, это, как и все остальное, возможно, способствовало тому, что фильм не получил "Оскара".
Что касается "Добрых сердец и короны", то здесь нет никаких оправданий для исключения того, что, на мой взгляд, является величайшей черной комедией всех времен, наравне с "Доктором Стрейнджлав" (1964). Большинство комедий Ealing эксцентричны и причудливы, но фильм Роберта Хамера мрачен и порочен. В нем отверженный аристократ (Деннис Прайс) пытается проложить себе путь через различных родственников (всех их играет Алек Гиннесс, включая женщин), чтобы унаследовать герцогство. Эта жестокая сатира на жестокость классовой системы должна была как минимум получить номинации за лучший адаптированный сценарий.
Жанр, который любит ненавидеть Оскар, часть 2: Ужасы
Первый: фильм Стэнли Кубрика "Сияние" (1980). Перефразируя одну из моих любимых цитат Оскара Уайльда, можно сказать, что полностью пропустить фильм Кубрика для номинации на "Оскар" один раз (антивоенный шедевр 1957 года "Тропы славы") можно расценить как несчастье. Сделать это дважды - значит проявить беспечность. Этот двойной шквал неявок на номинации до сих пор вызывает у вас невольное недоумение.
Ненавидимая Стивеном Кингом и любимая киноманами экранизация романа Кубрика лишила роман Кинга многих сверхъестественных элементов, сделав его скорее психологическим ужасом, чем историей о призраках.
Писатель Джек Николсон сходит с ума в изолированном отеле "Оверлук" после того, как устраивается на зимнюю работу сторожем. Обладая культовыми образами и постановками, эта характерно тщательная классика Кубрика остается, как однажды выразился мой младший брат, "пугающей до мурашек". Очевидно, что фильм должен был получить номинации "Лучшая картина" и "Лучший режиссер", а также актерские номинации, особенно для Шелли Дюваль. Возможно, ее убедительная игра в ужасе была результатом того, что ее терроризировал Кубрик, но она все равно заслуживает высокой оценки.
Во-вторых, что можно сказать о фильме "Бабадук" (2014)? Возвышенно страшный психологический ужас Дженнифер Кент - это не просто шедевр кошмарного ужаса, леденящего душу. Эта история о матери и сыне, которые борются с чудовищными проявлениями вины и горя, также глубоко сострадательна, катарсична и гуманна в своем метафорическом исследовании того, что происходит, когда печаль и обида подавляются. Эта история тем более сильна, что в ней затрагивается табуированная идея о том, что в подобных обстоятельствах мать может быть движима демонической яростью, чтобы убить своего сына.
Номинации на "Оскар" должны были достаться Кенту за лучшую режиссуру и лучший оригинальный сценарий, Эсси Дэвис - за лучшую женскую роль, а Радеку Ладчуку - за лучшую операторскую работу. Откровенно говоря, фильм должен был выиграть все эти номинации, да еще и в номинации "Лучшая картина".
Присоединяйтесь к нашему сообществу, чтобы всегда было что посмотреть!