Найти в Дзене

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

По утверждениям современного исследователя Николая Митрохина, национальная оппозиция советской власти существовала всегда, начиная с 1918 года.[1] Уже в первые годы после революции появилось на свет несколько произведений, направленных против большевиков как врагов России.

Их автором был молодой талантливый поэт и писатель Алексей Ганин, друг Сергея Есенина. Он был арестован 1 ноября 1924 года. При аресте у него были изъяты рукописные материалы под названием «Мир и свободный труд – народам». Русские люди призывались в нем к борьбе против большевистского режима во имя спасения национальной России. В своем «Манифесте русских националистов» он удивительно точно подметил античеловеческую суть большевизма:

  • Эта секта (партия большевиков. – Авт.) всеми мерами пытается заглушить в бесконечных противоречиях ход всех современных событий, стремясь таким образом расчленить и ослепить каждую национальность в отдельности, тем самым провести непроходимую бездну между подрастающим поколением и их отцами, между отдельными группами людей: создавая всюду нетерпимость, раздор и отвлекая, таким образом, силы народов от дружественной работы по борьбе с естественными препятствиями, парализуя творческий дух христианских народов.

Вместе с Ганиным были арестованы еще 12 человек из его окружения. Это были начинающие поэты, журналисты, мелкие служащие, бывшие крестьяне, разделявшие патриотические убеждения. В сохранившемся отрывке его воззвания проступает отчаяние от бед, в которые ввергли страну большевистские правители, особенно «сектанты – комиссары, …вдохновленными еврейскими выродками»: принуждение к братоубийственной войне, уничтожение крестьянства, страшный голод, разгром культуры, издевательство над русскими духовными святынями, разгром Церкви, в том числе уничтожение священников.

Секретарь Президиума ВЦИК СССР Енукидзе 27 марта 1925 года единолично вынес внесудебный приговор, приказав коллегии ОГПУ расправиться с патриотами. В возрасте 31 года Алексей Алексеевич Ганин вместе с пятью единомышленниками был расстрелян после жестоких пыток в подвалах Лубянки 30 марта 1925 года. Остальные семеро его единомышленники были отправлены на Соловки, откуда возвратились лишь двое.[2]

Организованное русское национальное движение по словам современного исследователя Николая Митрохина началось с «хрущевской оттепели». Именно с середины 50 – х годов возникло множество подпольных групп, особенно много было таковых в молодежной среде.

Ярким проявлением русского национального движения считается возникновение и существование «Народно – демократической партии России» (НДП), история которой вкратце такова. В 1955 году в Ваганькове, в Москве, жили два друга – шофер В.С. Поленов (1928 г.р.) и студент заочник Литературного института Ю. Пирогов (1931 г.р.). В дружеских разговорах они часто выражали недовольство положением в СССР рабочих и «партийцами», которые не обращали внимания на нужды простых русских людей. Осенью 1955 года они познакомились с уволенным из Советской армии младшим лейтенантом, членом КПСС В. Л. Солоневым (1926 г.р.) – студентом – заочником педагогического института. Совместно они решили создать антисоветскую организацию, которую должен был возглавить В. Солонев. В свою организацию они привлекли своих знакомых - студента – заочника Политехнического института С.А. Молчанова, поэта, слушателя Литературного института Л. П. Сергеева и некоего Л. Б. Леонидова.

В 1956 году В. Солонев написал для организации программу «Русской национальной партии», которая поразила даже радикала Поленова своим антисемитизмом. Разочаровавшийся в руководителе Поленов написал свою программу «Народно – демократической партии России». Главными тезисами программы так же были антикоммунизм и антисемитизм.

Весной 1958 года группа перешла к активным действиям – Поленов и Пирогов составили листовку с описанием тяжелой жизни рабочих и призывами «бить коммунистов». Ю. Пирогов отпечатал несколько экземпляров листовки на пишущей машинке, украденной из трамвайного депо. В распространении листовок согласился участвовать новый член группы – рабочий и студент – вечерник Московского автодорожного института Г. С. Укуров (1936 г.р.).

Листовки раскладывали по почтовым ящикам и расклеивали недалеко от мест проживания – в Ваганькове, на Садовом кольце, вокруг американского посольства, в Краснопресненском парке. После расклеивания листовок В. Поленов и С. Укуров возвращались к первой наклеенной листовке, наслаждаясь реакцией читателей из числа прохожих.

В. Поленов решил поставить дело на поток – после нескольких месяцев напряженного труда ему удалось собрать печатный станок. Но в дело его пустить не удалось – 22 мая 1958 года Г. Укуров был задержан в скверике сахарного завода им. Мантулина сотрудниками КГБ. Через два часа был задержан и вырвавшийся поначалу из рук чекистов физически сильный Поленов.

В результате непрерывного 12 – часового допроса В. Поленов «раскололся» и выдал Пирогова и Солонева. Начавший давать показания Пирогов назвал имена Молчанова и Сергеева.

В январе 1959 года все они были осуждены Московским городским судом по обвинению в антисоветской агитации и создании антисоветской группы. Руководители группы В. Поленов, В. Солонев и Ю. Пирогов были приговорены к семи годам заключения, Г. Укуров – к пяти годам, С. Молчанов – к четырем, Л. Сергеев – к двум годам.

Характерным примером русского национального движения был кружок в Ленинграде, получивший название – Всероссийский Социал – Христианский Союз освобождения народа (ВСХСОН). Костяком сложившегося в 1962 году кружка стали: выпускник восточного факультета Ленинградского государственного университета И. В. Огурцов, лингвист М. Ю. Садо, филолог Е. А. Вагин, студент – юрист Б. А. Аверичкин. В декабре 1963 года И. Огурцов набросал «Десять тезисов социал – христианства», ставшие основой программы ВСХСОН. Главной задачей Союза признавалась организация борьбы с существующим строем.

Огурцов был руководителем организации, Вагин – идеологом, бывший десантник и чемпион Ленинграда по классической борьбе М. Садо отвечал за работу с личным составом и контрразведкой, Аверичкин стал хранителем архива и списков членов организации.

Структура ВСХСОН была военизированной: организация состояла из троек, которые потом объединились во взводы. По мнению проф. А. Вдовина, идеологией организации был симбиоз идей Н. Бердяева о социал – христианстве и критики коммунизма, изложенной в книге М. Джиласа «Новый класс».

Олег Платонов считает, что идеологией ВСХСОН было, с одной стороны, отрицание марксизма, с другой – члены кружка видели себя наследниками революционного движения русских рабочих, предшествующего событиям 1917 года.

Члены союза изучали труды русских философов Н. Бердяева, В. С. Соловьева, С. Л. Франка, И. А. Ильина, Г. П. Федотова; труды дореволюционных русских историков В. Н. Татищева, Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, Н. И. Костомарова, В. О. Ключевского.

В каждом подразделении организации имелась своя библиотека, включавшая тридцать обязательных для изучения работ. В Союзе существовало три «боевые группы». Одну из них, созданную в мае 1966 года, возглавлял старший инженер Центрального конструкторского бюро «Строймаш» Г. Н. Бочеваров (1935г.р.), вторую – слесарь Ленгаза, заочник Литературного института им. Горького М. Б. Коносов (1937 г.р.), третью – экономист, сотрудник Томского политехнического института В. Ф. Ивойлов (1936 г.р.).

Основная деятельность организации заключалась в размножении и распространении антисоветской литературы, в основном сочинений Н. Бердяева. При обыске по делу ВСХСОН было изъято 50 «антисоветских» работ, из них 23 – работы Н. Бердяева. Кроме того, активные члены писали и размножали и свои собственные статьи.

В 1965 году были написаны программа организации и устав. В программе предполагалось создание корпоративного государства, допускалась частная собственность и предусматривался контроль государства над основными отраслями промышленностями. Члены ленинградской организации имели связи с другими подпольными организациями инакомыслящих. Удалось даже установить связь с редакцией журнала «Вестник РСХД» в Париже. Профессор А. Вдовин отмечает, что ВСХСОН был самой крупной подпольной группой, раскрытой за послесталинский период.

В организации строго соблюдались принципы подпольной работы. Сам И. Огурцов и другие руководители ВСХСОН говорили вновь вступающим в организацию, что в ней состоят тысячи людей по стране. Даже один из активных членов - директор школы в Лужском районе Ленинградской области Л. И. Бородин (ставший впоследствии крупным писателем) был уверен, что по делу ВСХСОНа арестовано было не меньше пятисот человек.

Каждый член организации был обязан завербовать и привести в нее одного нового члена. Для предателей существовал «суд чести», к которому члены организации не прибегли ни разу. Каждый член организации платил взнос в размере 10 % от зарплаты, благодаря чему Союз был отлично технически подготовлен – имелось несколько пишущих машинок и фотоаппаратов.

Зимой 1966 – 1967 года обсуждалась возможность издания своего печатного органа – «Социал-христианское Отечество». Для этого Л. Бородин раздобыл типографский шрифт, члены организации купили на «черном рынке» типографскую краску и приступили к изготовлению печатного станка. Но этот процесс был остановлен арестами членов Союза.

Члены организации отдавали себе отчет в том, что одним из методов работы Союза являлся террор. Бородин вспоминал, что к нему для идеологической подготовки прибыл человек, который выразил желание застрелить генерала, руководившего расстрелом рабочих в Новочеркасске в 1962 году. Его идея была отвергнута руководством Союза по морально - идеологическим соображениям.

М. Садо предлагал Г. Бочеварову выяснить домашние адреса генералов Ленинградского военного округа, чтобы при необходимости арестовать их. Некоторые члены организации имели оружие: Аверичкин – маузер с девятью патронами, Л. Бородин – парабеллум.

Но руководители организации не ставили своей задачей организацию переворота, а только намеревались поддержать народное восстание по образцу венгерского или новочеркасского.

В первый раз КГБ узнал об организации в начале 1966 года от А. Гидони, вернувшегося из лагеря и ставшего там осведомителем. После этого организация просуществовала еще год и была окончательно раскрыта сотрудником Ленинградского института точной механики В. Ф. Петровым, принятым в ВСХСОН в ноябре 1966 года. В начале февраля 1967 года он написал свой донос на имя УКГБ по Ленинградской области генерал – майора Шумилова, в котором сообщил о существовании организации. Он назвал тех членов организации, которых знал, в частности, Коносова. Тот выдал руководителей организации: И. Огурцова, М. Садо, Е. Вагина, которые были арестованы 15 февраля 1967 года.

К этому времени в Союзе насчитывалось 28 членов и 30 кандидатов в члены организации. По делу был осужден 21 человек, по всей стране в связи с этим было допрошено около 100 свидетелей. Лидеры организации обвинялись в измене Родине (статья 64) и создании антисоветской организации (статья 72).

Приговор, вынесенный в конце 1967 года, был суровым: глава организации Огурцов получил 15 лет заключения (семь их них он должен был провести в тюрьме) и пять лет ссылки. Садо получил 13 лет, из них 3 года тюрьмы; Вагина и Аверичкина осудили на 8 лет каждого.

В конце марта – начале апреля 1967 года состоялся второй суд, на котором были осуждены 17 рядовых членов ВСХСОН, в том числе В. Платонов, Н. Иванов, Л. Бородин, Ивайлов, которые получили по 6 лет заключения. М. Коносов был осужден на 4 года, инженер Ленинградского центрального проектно – конструкторского бюро С. Устинович (1938 г.р.) – на 3 года и 6 месяцев. Инженер – электрик 1 – го Ленинградского медицинского института Ю. Баранов (1938 г. р.), старший инженер ЦНИИ топливной аппаратуры Ю. Бузин (1936 г. р.), инженер ЛИТМО В. Нагорный (1943 г. р.), старший инженер ЦНИИ топливной аппаратуры А. Миклашевич (1935 г.р.) получили по 3 года заключения. М.н.с. НИИ торфяной промышленности В. Веретенов (1936 г. р.), Г. Бочеваров были осуждены на 2 года и 6 месяцев; филолог А. Сударев (1939 г.р.), старший инженер Всесоюзного НИИ нефтехимических процессов А. Ивлев (1937 г.р.) – на 2 года; техник ЛИТМО О. Забак (1941 г. р.), механик ЛИТМО Шувалов (1938 г.р.) – на 1 год.[3]

Игорь Огурцов тюремный срок отбывал во Владимирской тюрьме (7 лет) и Чистопольской тюрьме (3 года), а лагерный (5 лет) - в Пермской области. За участие в забастовке заключённых срок заключения был переквалифицирован — 10 лет тюрьмы вместо семи.

В 1987 году Огурцов полностью отбыл срок заключения и ссылки – всего 20 лет. Был вынужден эмигрировать, и вместе с семьёй противозаконно лишён гражданства. Жил со своей семьёй в г. Мюнхене (Германия). Находясь в эмиграции, вёл большую общественно-политическую работу.

В 1992 г. вернулся в Россию. В феврале 1992 г. участвовал в работе Конгресса гражданских и патриотических сил, был избран членом Центральной Думы учреждённого на конгрессе Российского Народного Собрания. В 1997 г. основал в Санкт-Петербурге благотворительный фонд «Милосердие».

Скончался Игорь Огурцов 13 сентября 2023 года.

-2

Игорь Вячеславович Огурцов, руководитель ВСХСОН.

По словам Л. Бородина, «инициатор, основатель, и автор всех программных документов первой после Гражданской войны антикоммунистической организации, ставящей своей конечной целью свержение Коммунистической власти и установление в стране национального по форме и персоналистического по содержанию строя, способного совместить в себе бесспорные демократические достижения эпохи со спецификой евроазиатской державы».

Для следователей было большой загадкой, почему вполне «успешные» (как сказали бы сейчас) молодые люди, имевшие отличное образование и блестящие перспективы, выступили против власти.

Особенно замечательной могла быть карьера у самого молодого из арестованных, инженера – физика, сына полковника Советской армии - Валерия Нагорного, который выбрал другой путь в жизни, полный лишений и тягот.

Обращает на себя тот факт, что все члены организации были молоды – их возраст составлял от 24 лет до 32 –х. И, конечно, вызывает уважение то, что они прекрасно зная, что их ожидает, променяли сытое, спокойное прозябание в своих НИИ на полную лишений жизнь политических противников режима. Их преданность своим идеалам – идеям освобождения русского народа от коммунистической химеры – и сейчас вызывает уважение.

Уже в лагерях некоторые представители кружка пересмотрели свои взгляды – от либерально – христианских идей в духе Бердяева они пришли к традиционной патриотической русской идеологии.

В русском национально – патриотическом движении присутствовали не только христиане. К середине 70 – х сформировались небольшие группы «неоязычников», призывавших вернуться к языческим, дохристианским верованиям. Их логика была проста - все, что происходит от евреев – плохо, поэтому и христианство было навязано ими славянам и другим окружающим евреев народам. Они предлагали вернуться к «истинной» вере древних славян (древних ариев), которые занимали огромную территорию – от Индии до Испании. Представителями этого направления был А. М. Иванов, взявший псевдоним «Скуратов», кандидат философских наук, бывший комсомольский функционер В. И. Скурлатов и кандидат экономических наук, преподаватель Московского института иностранных языков и Высшей партийной школы при ЦК КПСС В. Н. Емельянов.

Будучи профессиональным переводчиком, А. М. Иванов (Скуратов) обращался к древнеиндийским и древнеперсидским трактатам, научным работам по философии, филологии, религии на европейских языках. В своих трудах он «разоблачал» христианство, популяризировал мировоззрение арийских народов. Он утверждал, что у него собственная религия, близкая к зороастризму.

Еще один «неоязычник» - очень образованный человек (он окончил аспирантуру Института философии РАН и физический факультет МГУ) В. Скурлатов считал, что возродил древнюю веру ариев, включавшую все хорошее из разных религий. Его теория опиралась на «Влесову книгу», в которой, якобы описывалась история древних славян.[4]

Арийские теории «Влесовой книги» В. Скурлатова и антихристианские взгляды А. Иванова (Скуратова) обобщил В.Н. Емельянов. По словам Н. Митрохина, «он был уникальной фигурой в движении русских националистов, так как совмещал работу официального публициста с авторством в самиздате».

Емельянов считал христианство и ислам «дочерними компаниями иудаизма», которые якобы придуманы иудеями для «порабощения гоев».

В 1977 году он направил в ЦК КПСС докладную записку, в которой утверждал, что все советские евреи — «сионистские агенты». В связи с этим он требовал введения в школах, вузах и армии обязательного курса «научного антисионизма и антимасонства», создания научного института изучения сионизма и масонства при ЦК КПСС и т. п

Итогом деятельности В. Емельянова стала книга «Десионизация», выпущенная, по его уверениям, в Палестине на арабском языке. В книге говорилось о существовании «всемирного сионо – масонского концерна». Помимо этого, в книге был помещен устав Всемирного антисионистского и антимасонского фронта (ВАСАМФ) - организации, предназначенной для борьбы с засильем иудеев и масонов, за освобождение славянских государств от его ига. Книга излагает версию «жидомасонского заговора». По мнению Емельянова, заговор сионистов и масонов был создан царём Соломоном, чтобы к 2000 году захватить власть над всем миром.

В начале 1980 года А. Емельянов разослал свою книгу всем членам Политбюро. Уже только то, что автор напечатал книгу без разрешения, вызвало гнев правящей верхушки. Поэтому, когда на заседании КПК при ЦК КПСС 26 марта 1980 года Емельянов отказался назвать тех, кто помог ему выпустить книгу, его исключили из партии, что означало крах карьеры – и политической и общественной.

Догадаться о дальнейшей судьбе Емельянова нетрудно – он был уволен с работы, арестован и помещен на шесть лет в Ленинградскую спецпсихбольницу по обвинению в убийстве своей жены.

После освобождения в 1986 году примкнул к патриотическому блоку «Память», но в 1987 году отделился от него, создав свою организацию. С 1992 года называл себя «Председателем Всемирного русского правительства». Валерий Николаевич Емельянов скончался в 1999 году, но до сих пор пользуется авторитетом у язычников, считающих себя патриотами.

Впрочем, широкого распространения и одобрения в обществе, неоязычники, слава Богу, не получили. Почему, догадаться нетрудно – их взгляды зачеркивают почти всю историю Руси – России, которая более тысячи лет является христианской, православной страной.

[1] Митрохин Н. Русская партия: Движение русских националистов в СССР. 1953 – 1985 годы.

[2] Дело по обвинению Ганина было прекращено только 6 октября 1966 г. за отсутствием состава преступления. Ганин был реабилитирован посмертно. В 1991 году в Северо-Западном издательстве вышел первый посмертный сборник его стихов и прозы. В 2003 году именем Алексея Ганина назвали улицу в Вологде.

[4] «Влесова (Велесова) книга» якобы излагает историю восточных славян (русичей) от мифологических праотцов до варяга Эрека (Рюрика?). История ее такова – в 1919 г. белогвардейский полковник Изенбек во время наступления на Москву нашёл в одном княжеском имении деревянные дощечки 38х22 см, на которых был нацарапан текст. После долгих исследований за рубежом «Влесова» книга» была признана фальсификацией, хотя в конце 70 – х годов «Влесова книга» обсуждалась даже в советской прессе.