Источник: ютуб канал «Скрытый смысл»
6-ти минутный мультфильм «Смысл жизни» из сериала «Смешарики» отображает самую сердцевину мировоззрения человека современного общества. Но кроме этого описывает механизм, с помощью которого, это самое общество подавляет в индивидах стремление к истине и саморазвитию.
В начале мультфильма, мы видим Бараша, утратившего понимание смысла всего существующего.
«Вот смысл окна, например, чтобы в него смотреть. А порой смотришь в него, а смотреть там нечего.»
Назовем смысл предметов, находящихся в непосредственной близости к человеку «локальными смыслами». А смысл действительности в целом – «глобальным смыслом». В результате своих размышлений, Бараш осознает, что смысл его собственного существования совершенно не ясен.
«Какой вообще смысл быть по утрам?»
Во время прогулки, Бараш случайно встречает Каркарыча и говорит, что ему нужно знать смысл вообще всего, то есть глобальный смысл.
Обратим внимание, что Каркарыч в обществе смешариков представляет собой авторитет. Это эрудированный, имеющий хороший вкус, хорошо воспитанный персонаж. Он – гуманитарий и обладает большим жизненным опытом. Только его можно представить, как обладающим тайным знанием всех мировых процессов.
По видимому, Карыч имеет представление и о глобальном смысле. Но сообщает ли он об этом Барашу: нет. Он не собирается помогать Барашу постигать глобальный смысл. Но намеревается вернуть ему локальный смысл. По определенной причине, он заинтересован в том, чтобы скрывать наличие глобального смысла. Это видно из его следующей фразы:
«А что мне даст эта информация? Вдруг окажется, что смысл жизни – не есть сладкого и не спать до двенадцати. Я тогда, только расстроюсь».
Карыч определенно знает, что постижение глобального смысла связанно с самоограничением. Но он не хочет отказываться от удовольствий, не хочет выходить из зоны комфорта. Поэтому, он намеренно избегает постижение глобального смысла, игнорирует его.
Но мало того, что он избегает познания сам, он не дает этого сделать и Барашу. Он говорит: «Меньше знаешь, крепче спишь».
Карыч создает «Кузинатру» - образ несуществующего существа. Кузинатра, дающая смысл. И тем самым, направляет Бараша на ложный путь.
Впрочем, вполне возможно, что Кузинатра, дающая смысл на самом деле существует. Так в серии «Свет и тьма» Кузинатра, употребляется Карычем в контексте добра и зла. Но независимо от того, существует она или нет, Карыч не ведет Бараша к ней, а водит кругами, чтобы вымотать и дезориентировать. Задача Карыча переключить Бараша из режима творческого поиска в режим выживания.
Пока Бараш мечтает о том, как будет хорошо при достижении осознанности, «когда ты будешь понимать, зачем ты объелся пирожными до коликов или наврал с три короба», о достижении взаимопонимания, «когда будет смысл один, все будут жить дружно», Каркарыч хладнокровно действует согласно своему плану. В результате, измученный Бараш вынужден сосредоточиться не на трансцендентной цели, а на том, что у него уже есть.
«Смысл этого бульона, чтобы я его ел. Смысл этой кровати, чтобы я на ней спал. Пока этих смыслов вполне достаточно».
Подавив в себе стремление к запредельному, Бараш сосредоточивается на маленьких радостях жизни. Испугавшись истощения из-за погони за журавлем, он начинает ценить синицу в руках.
В серии «Свет и тьма», когда Пин озадачился подобным вопросом о добре и зле, а потом сам переключился на исследование физического мира, Каркарыч удовлетворенно заметил:
«Ну вот, на этот раз обошлись и без Кузинатры».
Это подтверждает предположение о том, что Карычу важно, чтобы каждый был занят своим делом и не задумывался, как все устроено на самом деле.
Индивид должен довольствоваться локальным смыслом и не задаваться философскими вопросами.
Таким образом, мультик «Смысл жизни» с одной стороны показывает отношение современного человека к фундаментальным экзистенциальным вопросам, но вместе с тем, и транслирует зрителям определенную установку, формируя их отношение к проблеме глобального смысла. Эту установку можно сформулировать так:
«Глобальный смысл, если он есть, заставит тебя отказаться от удовольствий. Тебе придется рано вставать и не есть сладкого. Достижение глобального смысла лишит тебя сил. Глобальный смысл – это фикция, Кузинатра. Следовательно, не нужно думать о глобальном смысле. Нужно сосредоточиться на минимальном локальном смысле и получать удовольствие от того, что имеешь, иначе потеряешь здоровье».
Это первый смысловой слой мультфильма.
Вторым слоем является изображение самого механизма, с помощью которого у простого человека, Бараша провоцируется такое локальное просветление. Первое – для человека создается образ чего-то желательного, но не достижимого. Например, образ успешного человека с характерными для него атрибутами. Успешный человек – это типичная Кузинатра. Он вдохновляет людей, Барашей на формирование и достижение целей, но по факту, отвлекает их от познания глобального смысла. И заставляет людей бежать вслед за миражом. Второе – у человека сформировывается мнение, что он знает, что – то важное. Это необходимо, чтобы вдохновлять его на новые свершения. Энергия, с которой человек берется для достижения цели может быть использована авторитетом для собственной выгоды. Впрочем, выгодой может быть просто сокрытие истины.
Третье – у человека должно возникнуть впечатление, что до желанной цели, которая сделает его счастливым осталось совсем немного. Тогда он будет повторять свои поступки снова снова. Цель этого – лишить человека сил.
Четвертое – разочаровавшись или обессилев, человек отказывается от любых притязаний и занимает свою ячейку в обществе, довольствуясь тем малым, что у него есть.
Глобальный смысл, как объект стремления человека подменен идолом потребления и заботой о комфорте.