Найти в Дзене
О Сибири с любовью!

Владимир ЧАСОВИТИН: «Экология – это дорого!»

Два дня пробыл министр экологии и рационального природопользования Владимир ЧАСОВИТИН в Минусинске на прошлой неделе. Осмотрел водные объекты, побывал в домах минусинцев, которые отказались от угольной генерации и перешли на экологичные виды отопления, провёл личный приём граждан и два совещания (по охране атмосферного воздуха и по вопросам ТКО), посетил ОАО «Молоко», встретился с предпринимательским сообществом и общественностью города. А в завершение такой насыщенной рабочей поездки в наш город дал интервью газете «Власть труда».

– Владимир Анатольевич, вряд ли будет преувеличением, если скажу, что каждый ваш приезд в Минусинск сродни восхождению на помост с гильотиной... Особенно нынешний визит, когда в городе уже пятую неделю – режим «чёрного неба». Не страшно?

– Привык работать на результат. Было бы непросто приехать в Минусинск «с пустыми руками». Но за то время, что прошло с первой нашей встречи с жителями города, появилось понимание, как подступаться к решению экологических проблем Минусинска. По сути, у нас уже сформирована программа, предусматривающая перевод частного сектора на альтернативные источники теплоснабжения – газгольдеры, автоматизированные котлы, централизованное отопление и т.д. Средства из федерального бюджета в Минусинске появятся только в следующем году. Но председатель правительства Красноярского края поддержал меня в вопросе выделения Минусинску 200 миллионов рублей для оказания различных видов поддержки при переходе на экологичные виды топлива уже в нынешнем, 2024 году.

На встрече с минусинцами мы как раз и обсуждали, как наиболее эффективно расходовать эти средства: закупать только оборудование (использование которого уменьшит количество вредных выбросов в воздух) или предусматривать средства еще и на его установку. Второй вариант не только увеличит время реализации, но и значительно уменьшит количество минусинцев, которые могли бы воспользоваться данной мерой поддержки. Но как я понял, у большей части горожан, проживающих в частных домах, небольшие доходы, и переоборудование за свой счёт многим не по карману. В Красноярске уже реализуется федеральная программа по переводу частных домов на экологичные виды топлива, сейчас необходимо сформировать свою программу для Минусинска.

– Почему не задействовать мощности Минусинской ТЭЦ и не подключить весь город к центральному отоплению?

– Этот вариант тоже не исключается, но скорее точечно, а не повсеместно. Тот же молокозавод планировал подключаться к центральной теплосети, но, с учётом их потребности именно в паре, для этого нужна отдельная сеть, что очень дорого. Конечно же, они приняли решение в пользу газа, и, думаю, к концу нынешнего года труба ОАО «Молоко» уже перестанет дымить.

Техническая возможность запитать весь город от Минусинской ТЭЦ есть, но не в каждом районе это целесообразно. Да, при строительстве нового микрорайона с многоквартирными домами подключение к центральной теплосети будет рациональным решением, провести же сети к каждому из 12 тысяч частных домовладений нереально. Будет перекопан весь город, и деньги нам потребуются не только на трубопровод и подключение, но и на восстановление всей городской инфраструктуры.

– Вы считаете, минусинцы морально готовы перейти на экологичные виды топлива?

– Всегда говорил: экология – это дорого. А в нашем случае надо не только потратиться, но и отказаться от старого. На данном этапе внедрение альтернативных источников тепла пока находится на уровне пилотных проектов.

Мы завели в Минусинск новую технологию, предусматривающую отказ от угля: это использование горелки для сжигания экологичного вида топлива – пеллет. Дополнительной модернизации оборудования или перестройки дома для этого не требуется – горелка встраивается в котёл длительного горения, который уже имеется в доме и ранее работал на угле. Владельцы шести минусинских домов уже оценили уровень комфорта, чистоты, технологичности при использовании пеллет. Но при этом они понимают: в случае отсутствия пеллет они в любой момент могут снять эту горелку и перейти на уголь.

Электроотопление пока зачастую реализуется с помощью твердотопливных котлов со встроенными тенами. Я побывал у семьи, включённой в пилотный проект по субсидированию затрат на электроотопление, где хозяин дома признался, что углем всё же подтапливают.

Думаю, сейчас важно запустить сам процесс перехода на альтернативные виды отопления. А когда программа начнёт действовать в полной мере, горожанам надо будет принять простую истину: возврата к отоплению углем с большой долей выбросов вредных веществ в атмосферу не должно быть. Иначе мы не изменим ситуацию!

– Расскажите, с какими проблемами минусинцы приходили на личный приём и какие вопросы озвучивали во время вашей встречи с общественностью города.

– Не скрою, были заявления типа: «мы все это уже слышали», «мы ещё сказки про бездымный уголь помним» и т.п. И это заставляет более требовательно относиться к своим словам и действиям. Существует инвестиционный проект по развитию деревообработки на юге Красноярского края. Если нам удастся его развернуть на производство пеллет для Минусинска, это значительно удешевит такой вид топлива, а сама технология прочно закрепится на этой территории.

– Людей тоже можно понять: на протяжении ряда лет нам говорят, что и город, и край прилагают все усилия для решения проблемы грязного воздуха. Но все разговоры – неопределённые, с расплывчатыми датами, сроками и мероприятиями. Вроде кто-то что-то делает, но чёрное небо как было, так и остаётся. Можно как-то обозначить сроки и ответственных лиц, чтобы было с кого спрашивать?

– Ответственное лицо на территории Красноярского края назначено – это я. И впервые за всю историю существования Министерства экологии края предусмотрены деньги на воздух Минусинска. Правительство края понимает свою ответственность перед минусинцами и готово решать проблему загрязненного воздуха.

План тоже определён: деньги должны быть освоены до конца 2024 года. А с учётом начала отопительного сезона с 15 сентября этот процесс нужно ускорить. Я уверен, с мёртвой точки этот вопрос мы нынче сдвинем.

– Владимир Анатольевич, Минусинск страдает не только от местных печек. Ветер приносит такой же смог из Минусинского района, из Хакасии...

– Да, в нацпроект «Экология» попал только Минусинск, соответственно, сводные расчёты мы представили только по городу. Хотя, по-хорошему, к нему нужно было бы добавить как минимум 30-километровую зону вокруг города. И мы будем поднимать этот вопрос. Самостоятельно ни один регион эту проблему не решит, нужно всем двигаться в этом направлении. И в Хакасии это понимают, мы поэтому и договорились об обмене опытом: мне интересно их применение гидролизного лигнина, а они заинтересовались нашей пеллетной технологией, которая, кстати, впервые в крае реализовалась именно в Минусинске. Может, именно хакасский лигнин станет экологичной заменой угля для старых маленьких домов с печками, где невозможно установить ни автоматизированный твердотопливный котёл, ни газгольдер.

– Предприятия и торговые точки Минусинска с индивидуальными котельными тоже коптят наше небо, причем в режиме 24 на 7...

– Мы уже обсудили это с предпринимательским сообществом города. К сожалению, пока у большинства доход перевешивает заботу о воздухе города. Топят печи в гаражах во время НМУ, занимаются перевалкой угля в нескольких метрах от жилой застройки и т.п.

Мы сейчас работаем над документом, который побудит бизнес изменить технологию использования угля для нежилых помещений. Скоро в Минусинске появится передвижная лаборатория, которая на месте будет определять, какие именно вещества выделяются тем или иным предприятием, что станет хорошей доказательной базой в суде для привлечения к ответственности за нарушение природоохранного законодательства.

Раз мы живём и работаем в городе со сложной экологической обстановкой, нам нужно принимать меры: и простым жителям, и предпринимателям.

Вторая часть программы министерства, кстати, предусматривает помощь частному бизнесу в переходе на альтернативные источники отопления.

– Поговорим о нашей протоке, тоже отчаянно нуждающейся в очистке и углублении. К сожалению, в пределах города это сделать без серьёзных финансовых вложений невозможно. Готово ли ваше ведомство поддержать администрацию города в этом вопросе?

– Обязательно приеду летом в Минусинск, чтобы все увидеть лично. На уроках экологии, которые я проводил здесь, дети задавали такие вопросы: когда я смогу купаться в нашей протоке? По моей информации, минусинская протока загрязнена различными отходами, причём это не только бытовой мусор, но и жидкие отходы из септиков, иловых полей и т.д.

Для того, чтобы привлечь федеральные средства для решения этой проблемы, мы должны в первую очередь исключить воздействие на минусинскую протоку извне. Потому что нельзя вкладывать деньги в одно и то же дважды, трижды и т.д. Нельзя очистить водоём, чтобы потом он снова так же загрязнялся.

С железногорским озером та же история: сточные воды города стекают в озеро, а зимой на льду этого озера проходят традиционные гонки на мотоциклах. И озеро не попадёт в программу, пока железногорцы не исключат эти воздействия на водоём.

По минусинской протоке у нас есть проект очистки, на реализацию которого потребуется около 15 миллиардов рублей. Заявляемся в федеральную программу. Конечно, одномоментно эти деньги не получить, поэтому мы говорим об этапности очистки протоки. Но это, повторюсь, только в том случае, если мы будем качественно следить за нашим воздействием на протоку и беречь её. Наши инспекторы готовы проверять сообщения очевидцев о сбросах в протоку и привлекать к ответственности нарушителей природоохранного законодательства. Пока мы потребители, а пора бы уже воспитывать в себе культуру отношения к природе, начать уважать её и заботиться о ней.

– О чем вы говорите: у нас весь бор вокруг города завален мусором...

– Проблема с мусором на юге края очень актуальна. 70% населённых пунктов не участвуют в федеральной программе, а значит, население вывозит свой мусор в лес, в поле, образуя стихийные свалки. Да, наши инспекторы стараются привлекать таких к ответственности, сейчас им на помощь пришли еще и цифровые средства выявления правонарушений: фотоловушки, скрытые камеры наблюдения. Но это всё равно капля в море. Необходима ответственная позиция самих жителей. Привлекая, к примеру, к вывозу мусора частника, думающий об экологической обстановке города гражданин мог бы рассчитываться с ним только после предъявления талона о приеме мусора на полигоне.

Сейчас региональный оператор по обращению с ТКО в минусинской технологической зоне, МУП «Минусинское городское хозяйство», лишён статуса. Муниципальный оператор мог бы справиться с городом и районом, но никак не со всей минусинской технологической зоной, охватывающей весь юг края. Конечно, здесь нужен более мощный региональный оператор, поэтому я поддержал решение о лишении статуса и подписал соглашение с избранным в соответствии с действующим законодательством региональным оператором ООО «РостТех». Он имеет мощную базу, большой опыт работы на территории Красноярского края. И уже выступил с инвестиционной программой постройки за свой счёт мусоросортировочного комплекса, который должен сократить количество отходов, размещаемых на полигоне, соответственно, меньше оказывать воздействия на окружающую среду. Но сейчас идёт судебный процесс, будем ждать решения суда.

Елена Вернер

Заместитель главного редактора