Следуя идее Поллианны, буду искать в этих фильмах не минусы, а плюсы.
Поясню, что "чернобыль" - вид полыни. И было в Библии некое иносказательное пророчество, которое стало понятнее уже после произошедшего в конце апреля 1986 года. Слова этого пророчества звучат как раз в первом фильме моего обзора.
"Земля забвения" , 2011 год
У фильма три языка - русский, украинский, французский. Но есть версии с субтитрами. Поэтому посмотрела его два раза, с первого раза не все было понятно.
У маленького мальчика Валеры, который вместе с папой посадил яблоньку за день до аварии, приятный смех и обаятельный взгляд.
Также мне симпатичен образ его папы. Во второй части картины, десять лет спустя, подразумевается, что его нет среди живых, и в то же время он жив. Просто потерялся где-то на вокзале, в железнодорожных направлениях...
Тема железных дорог так или иначе проскальзывает в первых трех фильмах моего списка.
В фильме задействованы моменты из книги Светланы Алексиевич "Чернобыльская молитва". Может быть не так много, но они есть. Я прочла книгу полностью, после чего стала смотреть все эти фильмы подряд, один за другим, этим февралем.
Фильм "Земля забвения" иначе еще можно было назвать " Две судьбы, рожденных в Припяти". Кроме Валеры, есть еще одна главная героиня - Аня. Она старше, и они не знакомы между собой, просто пару раз встречаются взглядами. Сначала на свадьбе в Припяти 26 апреля, потом на остановке в Славутиче. Славутич - город, который был построен специально для жителей Припяти всем миром. Там есть улицы, оформленные в стиле разных республик тогдашнего СССР. Впрочем в фильме это не показано.
Аня нравится многим. Но слишком рано становится вдовой, сразу через несколько дней после свадьбы. У Ани есть возможность выйти замуж за француза и уехать в Париж. Но она не решается надолго покинуть места детства, живет между Славутичем и Чернобыльской зоной, где проводит официально разрешенные экскурсии иностранцам. Единственное, что позволяет себе сделать, это съездить с любимым в Одессу. Куда так мечтала поехать с мужем.
Фильм неспешный, как и музыка, его сопровождающая, я бы назвала его медитативным. Полный образов. И дождь, которого не было в реальности в дни после аварии, тоже образ.
Конечно, фильм грустный. И мне было очень жалко Валерину кошку Любу. Этот образ маленького зверька олицетворял для меня всю горечь происшедшего, таких красивых мест, ставших опасной средой обитания для всего живого. Если люди пожинают плоды невыученных вовремя уроков, то с животными, которые не имеют никакого отношения к свершениям в области атомной энергетики, высоким амбициям (они в этом смысле чисты и честны) , с растениями, землей, которую мы получили в дар, как-то безответственно и несправедливо всё вышло.
"В субботу", 2011 год
Здесь тоже главного героя зовут Валера, но он повзрослее Валеры предыдущего.
Многие фильм ругают, замечая ляпы и нелогичности. Считают, что фильм не о чем. А у меня получилось погрузиться в атмосферу одного дня, когда большая часть местных жителей после аварии жили в счастливом неведении. Также как в начале предыдущего фильма играли свадьбы, веселились, радовались выходному. На улицах играли дети, женщины примеряли красивые туфли, завезенные в магазин, кто-то из мужчин отправлялся на реку рыбачить.
Фильм музыкальный, потому что симпатичная девушка главного героя любит сцену, внимание, она там раскрывается, дышит полной грудью.
Валера и сам когда-то играл на барабанах, участники группы называют его по старой памяти Джонни. Он, как человек остепенившейся, несколько лет работающий на третьем блоке АЭС, пытается спастись сам и позвать с собой кого-то из близких. Те ему будто и верят, но до конца не осознают масштабов происходящего. Отшучиваются. И на первый план у них выходит драйв выступления и выручка от их концерта.
Фильм о душевных метаниях, нерешительности, настрое "да пропади оно всё пропадом", и я бы назвала его психологическим.
Мне лично он пошел на пользу. И даже песня группы "Браво" "В чем дело?", которая была написана позже тех самых событий легла на душу именно в исполнении главной героини.
"Год собаки", 1994 год
В ту пору снимали фильмы, отражающие дух нарождающего сумбурного времени. Когда начала просмотр, вспомнился еще один фильм соседнего 1993 года "Настя", где также хватает чудаковатых моментов по задумке режиссёра. Впрочем, младшая дочка просто обожает этот фильм, поэтому решила его упомянуть к слову. "Год собаки" дочке тоже понравился яркостью образов главных героев. Много подростковости в некоторых фильмах первой половины девяностых, так я вам скажу. Возможно, потому что мы все тогда, независимо от возраста, в той или иной степени, ощущали себя подростками.
Где-то через полчаса просмотра сюжет переносит зрителя в заброшенные деревенские места, которые никак не называются, но главные герои быстро понимают, с чем связан стихийный отъезд местных жителей. Найденные листовки в почтовой сумки, висящей на ручке велосипеда, открывают Сергею глаза. Но он решает остаться в одном из заброшенных домов, ощущая в этих землях забытый вкус свободы, душевного покоя. И женщина по имени Вера, полюбившая бывшего заключенного, утонченно-экзальтированная, полная противоположность по характеру, поддерживает это решение. Они не одни. С ними конь, собака и петух. Почти по "Бременским музыкантам", подметила дочка.
Фильм для странных людей про странных людей, где можно при желании увидеть много метафор.
Детский фильм "Мужчины есть мужчины" снимали в Припяти" незадолго до аварии, поэтому решила его тоже упомянуть. Фильм светлый такой, как и город того времени в 1985 году.
Хорошо помню себя до 1985 года как раз, а дальше, лет пять моей жизни словно клубок перепутанных разноцветных ниток - никакой хронологии. А хотелось бы ее восстановить.
В статье, приведённой выше, автор предлагает вспомнить каким для читателей был 1986 год, что самое яркое из него им запомнилось.
И мне также захотелось спросить вас: что помните вы из того времени 1985 - 87 годов? Что важным было для вас тогда?
Зачем я взялась писать эту статью...
После встречи с Александром Кузьмичем (лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать и услышать) в канун праздника Сретенья, мне захотелось, чтобы люди через средства искусства, кинематографии, так или иначе ощутили ценность бытия и помнили о Даре Жизни. Кто такой Александр Кузьмич? Это человек, более пятнадцати лет проработавший на благо Родине, которой так важно было добывать ценный материал в урановых шахтах. По всем прогнозам врачей человека, получившего такую нагрузку на организм, давным-давно не должно быть среди живых.
"А мы еще поживем!" - напутствовал он нас, напрочь исцеляя своим присутствием от тяжких думок, воспоминаний и тревог.
До того ходила, нося в себе один и тот же вопрос, связанный с воспоминаниями о маме, на днях был как раз день ее памяти ( ведь спустя пять лет после аварии мои одноклассники стали терять своих близких, от одного и того же диагноза)
Я тогда крепко себя ругала, мучаясь подростковым бессилием. Ведь подростку очень важно верить, что есть свет и шансы. А врачи говорили мне "иди, девочка, шансов тут не бывает"...
(Сейчас мне уже почти столько лет, сколько было маме тогда...)
Хотелось знать как можно больше о той непростой теме, и вот нежданно-негаданно на лесной тропинке появился Кузьмич. Великий жизнелюб девяносто трех лет от роду.
Он вернул мою веру в чудо.
А чудес, связанных с темой жизни вопреки оказалось немало.
Есть об этом фильм с романтичным названием "Мотыльки", мы его смотрели давно уже, и пересматривать пока не хочется. Но он тоже мог быть в этом списке, многие тот мини-сериал как раз хвалят. А я о фильмах, которых ругают хочу сказать в первую очередь.
Еще немного не о фильмах, но о чудесах
Есть и сейчас в Чернобыле действующий храм, куда приезжают помолиться немало народу, особенно в престольный праздник, 2 августа. А в том храме необычная икона, историей которой хочу поделиться, так она меня взволновала.
История иконы "Чернобыльский спас"
Эта икона, можно сказать, пошла из народа. Как и батюшка - настоятель Ильинской церкви, силами и инициативой которого дали ей вторую жизнь.
Образ иконы явился во сне человеку, далекому от церкви.
Так получилось, что Юрий Борисович Андреев, ныне уже покойный, парторг Чернобыльской атомной электростанции, коммунист, и можно представить, каких воззрений человек, серьезно заболел, получив огромные дозы радиации. Он очень страдал, уже лежал на смертном одре. Думали, что его дни сочтены. И ему постоянно снился один и тот же сон-видение. Парторг ЧАЭС ясно видел эту икону. Потом он в точности рассказал иконописцу, как она должна выглядеть. Будучи уже одной ногой за чертой, парторг все время просил: «Напишите эту икону..» Увидев открывшуюся его духовному взору небывалую картину, он остро чувствовал, что она должна быть воплощена. И Блаженнейший митрополит Владимир благословил ..
Икону написали в Троице-Сергиевой Лавре в 2003 году. А освятили в Киево-Печерской Лавре на престольный праздник Успения Божией Матери. Когда Блаженнейший митрополит Владимир освящал образ «Чернобыльский Спас», в небе появились сразу три знамения: прямо над иконой на глазах у сотен людей пролетел голубь, в небе появилась радуга, а затем крест, в центре которого сияло солнце. И что интересно — парторг Юрий Борисович после этого выздоровел, Господь его исцелил. Удивительно, что именно парторг ЧАЭС, впоследствии президент Союза «Чернобыль — Украина», был избран для такой миссии — через него в мир пришла икона «Чернобыльский Спас», у которой с той поры Господь не раз исцелял страждущих и болящих.
Над иконой работал иконописец Владислав Горецкий, мастер высокого класса. Образ исполнен тонко и выразительно. В центре ее мы видим летящую с неба «звезду полынь» над зловещим заревом взрыва и сосну в виде креста-распятия. Этот феноменальный знак грядущей трагедии рука Господня воздвигла на полесской земле за десятилетия до аварии: уже во время Великой Отечественной войны это было большое, взрослое дерево. И вышло так, что станция была построена буквально в двух километрах от этого огромного живого креста, выросшего на опушке. Когда зараженный радиацией «рыжий лес» ликвидировали и пространство очистилось, открылась ошеломляющая картина, сродни духовному видению: два символа вселенской катастрофы, соединенные в одной плоскости, — взорвавшийся четвертый реактор на фоне дерева-креста.
С двух сторон от древа-креста на иконе стоят погибшие и живые ликвидаторы. А над всем этим Господь Иисус Христос со свитком Апокалипсиса, Пресвятая Богородица и архангел Михаил. Так все это увидел парторг ЧАЭС.
Храм был закрыт после 1986 года на целых восемь лет, но потом постепенно стали проходить службы. Сначала по самым большим праздникам, потом всё чаще и чаще...
А чудо в том, что там, где казалось бы жизнь остановилась, она идет для кого-то.
У Светланы Алексеевич меня поразило то, что в этих землях находят приют люди, израненные межнациональными конфликтами. Они приезжали сюда целыми семьями, с маленькими детьми и, наконец, выдыхали, как говорится.
И это уж другое кино, скорее документальное