Роман Пшеничников стал седьмым по счету командиром воздушного судна, которого подготовили в «Хабаровских авиалиниях» за последние три года. Чтобы стать командиром, нужно отлетать вторым пилотом полторы тысячи часов. Безупречно владеть теоретической базой, иметь отменные навыки пилотирования воздушных судов, обладать хорошей реакцией, стрессоустойчивостью и другими профессиональными и человеческими качествами, анализируя которые комиссия летной службы решает, готов ты к переходу на новый уровень или нет.
- Наши вторые пилоты – это не статисты, сидящие рядом, а квалифицированные и опытные летчики, которые могут посадить самолет, если командиру внезапно станет плохо, - рассказывает заместитель генерального директора – летный директор «ХабАвиа» Юрий Куприенко. – У нас нет ограничений как в некоторых авиакомпаниях, которые установлены для вторых пилотов. Например, на посадку самолета на аэродромы повышенной сложности. Нашим ребятам мы стараемся прививать практически навыки пилотирования. Получив обширный опыт, им потом проще стать командирами. Они к этому готовятся не только во время учебных 100 часов, а фактически с момента начала полетов.
У Романа Пшеничникова летная практика измеряется пятью тысячами часов – столько он провел в воздухе за десятилетку беспрерывных полетов. Хотя еще в 30 лет об авиации не помышлял. Получил в хабаровском политехе образование экономиста, влился в инвесткоманду «Балтики», когда она строила крупнейший пивоваренный завод на Дальнем Востоке. Потом работал в телекоммуникационных компаниях – дорос до директора продаж и маркетинга и руководителя филиала на Камчатке. Пока в какой-то момент ему не захотелось иметь… свой самолет.
В те времена летательный аппарат можно было купить за тысяч двадцать долларов – миллион рублей по тогдашнему курсу. Но денег не было, и он присоединился к друзьям, которые задумали достроить самолет своими руками.
- На аэродроме в Калинке, где когда-то базировались военные летчики, еще оставались учебные авиационные центры и старая добрая летная школа ДОСААФ. В одном из ангаров мы по добытым чертежам достроили двухместный одномоторный самолет. На этом аппарате я налетал около 30 часов, - рассказывает Роман.
В 2013 году сын военного летчика улетает в Ульяновск и проходит ускоренную программу подготовки пилота коммерческой авиации. Вернувшись, устраивается в «Хабаровские авиалинии». И в том же году вместе с другими пилотами авиакомпании отправляется на обучение в Чехию – осваивать L-410. В тот год компания купила первые две «элки», успешно зарекомендовавшие себя на местных авиалиниях страны.
Потом в его коллекции освоенных самолетов появились Ан-24, Ан-26 и даже DHC-8-Q400, на котором Роман одно время летал в «Авроре». Его можно причислить к универсалам, хотя сам он не считает чем-то необычным умение пилота летать на различных самолетах.
Вернется ли Роман к своей идее летать на собственном маленьком самолете?
- Вряд ли, за десять лет самолеты существенно выросли в цене. И малая авиация у нас в стране излишне зарегулирована. Например, продление сертификата летной годности самолета у нас стоит сотни тысяч рублей, а в Штатах – всего сотню-две долларов. За взлет-посадку аэропорты берут неподъемные для частника деньги. Все это превращает малую авиацию в дорогое удовольствие. Будь у нас по-другому – маленькие самолеты стояли бы в небольших гаражах по всей стране. Так что пока буду получать удовольствие от полетов в родной авиакомпании, - признается он.
Напомним, что «Единая Дальневосточная авиакомпания» и «Уральский завод гражданской авиации» в рамках Дня Дальнего Востока и Арктики на Международной выставке-форуме «Россия» подписали соглашение о намерениях в отношении поставки самолетов ТВРС-44 «Ладога». Это сделано в целях повышения транспортной доступности в Дальневосточном федеральном округе, реализации комплексной программы развития авиационной отрасли РФ до 2030 года и перечня поручений по итогам Восточного экономического форума.
Фото Данила Бирюкова