Итак, совсем коротко
- – Дроссельная заслонка дозирует подачу воздуха в цилиндры и тем самым управляет оборотами и тягой. Она — один из важных элементов системы питания мотора.
- – Заслонка располагается в районе впускного коллектора и, как правило, находится «на виду».
- – Очищать дроссель лучше каждые 20–30 тысяч километров.
- – О проблемах с дросселем обычно можно догадаться по изменению оборотов холостого хода, неустойчивой работе двигателя, падению тяги и увеличению расхода топлива.
- – Дроссельный узел можно промывать самостоятельно при наличии необходимых навыков и специальной химии, которая продаётся в автомагазинах.
Что такое дроссельная заслонка
Дроссельная заслонка (или просто дроссель) — устройство, регулирующее количество воздуха, которое используется для создания топливовоздушной смеси. Нажимая на педаль газа, водитель через систему привода (механическую или электронную) открывает дроссель и тем самым увеличивает поток засасываемого или нагнетаемого в цилиндры двигателя воздуха.
В старых автомобилях (примерно до 2003 года выпуска) с педалью газа дроссельная заслонка соединялась напрямую — системой тяг или тросиком. В современных машинах дроссель управляется с помощью ЭБУ двигателя, а правая педаль стала «электронной», с датчиком положения, который передаёт сигнал в ЭБУ по проводам. Когда заслонка закрыта полностью, то воздух в цилиндры идёт через регулятор холостого хода (РХХ) — ровно столько, чтобы мотор работал на холостых оборотах. Открытие заслонки увеличивает пропускную способность впуска. В цилиндры двигателя попадает больше воздуха (и соответственно, топлива), а его обороты и тяга увеличиваются.
Корректная работа заслонки прямо влияет на эффективность двигателя. Если заслонка загрязнена и открывается, а главное, закрывается, не полностью, то мотор сбоит, возникают «провалы» при разгоне, расход топлива увеличивается. Чтобы избежать подобных неприятных ситуаций, следует чистить дроссельную заслонку по мере необходимости.
Где находится дроссельная заслонка
В различных моделях автомобилей дроссельная заслонка может располагаться в разных местах с учётом компоновки двигателя и других особенностей конкретной машины. Заслонку нужно искать между воздушным фильтром и входом впускного коллектора. Обычно она имеет собственный корпус с интегрированным в него РХХ, актуатором (при «электронном» акселераторе) или приводным тросиком. В спортивных моторах ещё встречаются индивидуальные заслонки для каждого цилиндра, но это экзотика.
В массовых рядных двигателях дроссельный узел чаще всего «на виду», и доступ к нему свободный. Добраться до него легко самому при наличии навыков и инструментов. А вот в V-образных и оппозитных моторах доступ к дросселю может быть затруднён. В таких случаях для очистки проще обратиться на сервис, совместив это с другими операциями по обслуживанию.
Почему нужно чистить дроссель
Стоит ли чистить дроссельную заслонку? Казалось бы, через неё проходит только воздух. Однако на деле в современном двигателе, помимо воздуха из атмосферы (который тоже не бывает идеально чистым, несмотря на фильтр), во впуск попадает часть выхлопа (через систему рециркуляции), а ещё с впускным коллектором соединена система вентиляции картерных газов.
В итоге заслонка и сам дроссель по мере эксплуатации покрываются налётом из сажи, масла, компонентов топлива, особенно если использовать бензин не самого высокого качества. Это приводит к нарушениям работы мотора, снижению его мощности и увеличению расхода топлива.
Всё потому, что отложения на внутренних поверхностях дросселя мешают нормальному движению заслонки. То есть она не сможет полностью открываться или закрываться, а ещё может заедать.
Как часто чистить дроссельную заслонку
Идеальным решением было бы промывать дроссель каждые 30–50 тысяч километров. Однако этот интервал на самом деле очень индивидуален. Например, в крупных городах воздух обычно относительно чист, а бензин — хорошего качества. В таких условиях дроссельный узел может без проблем прослужить и 100 тысяч километров. А вот при эксплуатации на пыльных грунтовых дорогах и при использовании низкокачественного топлива отложения накапливаются гораздо быстрее. Тогда и понадобится промывка заслонки.
Как понять, что дроссельная заслонка нуждается в чистке
Чистка дроссельной заслонки должна быть мерой профилактики, но иногда приходится выполнять её уже по факту проблем с мотором. На необходимость очистки дросселя может указывать несколько признаков:
- Первый, требующий внимания, симптом — неустойчивая работа мотора на холостых оборотах. Если вы замечаете, что обороты двигателя начинают «скакать», это может свидетельствовать о плохом состоянии заслонки и её некорректной работе. Например, она может неплотно закрываться. Кроме того, грязь способна частично забить и каналы холостого хода.
- Второй признак — изменение динамики автомобиля. Если ваш автомобиль стал медленнее и с провалами реагировать на педаль акселератора, это тоже может быть связано с большим количеством отложений на дросселе. Когда заслонка засоряется, она начинает заедать и резко поворачиваться на оси. Если вы чувствуете, что ваш автомобиль не так чётко реагирует на газ, то, вероятно, требуется очистка дроссельной заслонки.
- Третий симптом — увеличение расхода топлива. Иногда довольно существенное, до 30%. Опять-таки причина в недостатке воздуха, а это приводит к изменению оптимального состава топливной смеси, её неэффективному сгоранию и, соответственно, более высокому расходу топлива.
А можно ли чистить дроссельную заслонку в домашних условиях? Да, но есть нюансы.
Как правильно чистить дроссельную заслонку
Сначала отметим, что в современных автомобилях после промывки дроссельной заслонки может понадобиться её адаптация. В ходе этой процедуры в память ЭБУ прописываются данные о крайних положениях заслонки. Так что, если после чистки у вас возникнут проблемы (например, резко возрастут обороты холостого хода), придётся заехать на сервис.
Как промыть дроссельную заслонку, если вы всё-таки решили действовать самостоятельно? Придерживайтесь следующего алгоритма:
- Сначала отсоедините аккумулятор. Это необходимо для безопасности, чтобы при разборке узла не повредить электронику РХХ или датчика заслонки в результате случайного короткого замыкания.
- Следующий шаг — отсоединить дроссельный узел от места крепления. Обычно он закреплён несколькими болтами или винтами и соединён с воздухоочистителем и/или впускным коллектором воздуховодами. После откручивания всех креплений аккуратно извлекаем заслонку из впускной системы.
- Теперь можно приступать к очистке дроссельной заслонки. Сначала очень аккуратно удалите накопившиеся рыхлые загрязнения с помощью чистой тряпки или щётки. Затем можно применить специальный очиститель, предназначенный для очистки дросселя. Нанесите его на тряпку и аккуратно протрите поверхность заслонки. Делайте это осторожно, чтобы не повредить электронику и не погнуть саму заслонку.
- После того как вы провели чистку, дайте заслонке высохнуть. Затем установите её на место и закрепите узел в обратном порядке. Не забудьте подключить аккумулятор и протестировать работу двигателя.
Чем почистить дроссельную заслонку в домашних условиях
Самое популярное средство — специальные очистители, которые можно приобрести в автомагазинах. Они содержат химические вещества, помогающие растворить и удалить накопившиеся отложения. Для использования достаточно распылить очиститель на заслонку и некоторое время выдержать. Затем следует промыть заслонку водой. После промывки дроссельной заслонки её протирают насухо (полезно также будет продуть её сжатым воздухом) и ставят на место.
Как почистить дроссель, если рядом нет автомагазинов с химией? Можно использовать изопропиловый спирт: налить его в контейнер и положить туда снятый узел. Спирт должен быть высокой концентрации, чтобы обеспечить эффективное очищение. Затем заслонку следует аккуратно протереть с помощью мягкой щётки или тряпки, чтобы удалить накопившиеся отложения. Далее промыть водой и после просушки установить обратно на автомобиль.
Наиболее эффективная очистка дросселя — в ультразвуковой ванне. Это специальное устройство, которое создаёт вибрации высокой частоты для разрушения и удаления отложений с заслонки. Для такой процедуры заслонку нужно снять и поместить в ультразвуковую ванну, заполненную специальным раствором для очистки. Необходимое для чистки время не регламентировано и зависит от степени загрязнения. Далее заслонку следует промыть водой, дать ей высохнуть и установить обратно на автомобиль.