В этой статье я опишу развитие понятия теории заговора, постараюсь выделить основные причины их возникновения и популяризации в современном обществе, а также освещу популярные конспирологические нарративы и отслежу их проявление в обществе и культуре.
Введение в понятие
Для начала, что такое конспирология в целом? Это модель для познания мира, представляющая собой комплекс объяснений общественно-исторических явлений как результат целенаправленной деятельности неких «высших сил», которые тщательно скрываются от всеобщего обозрения. Чаще всего воплощением высших сил является какая-то конкретная группа людей, с одной стороны обладающих большим количеством ресурсов и немыслимыми способностями, а с другой - являющимися некими изгоями, обладающими какими-то низкими моральными качествами и прочими отклонениями.
Конспирология может быть рассмотрена как второй слой околонаучного знания, который открыто конкурирует с официальными научными версиями и занимается исследованием объектов и явлений, существование которых отрицается наукой. Как говорил известный исследователь М. Н. Ковтун, «термин „паранаука“ вполне удовлетворителен, но более подходящим является термин „альтернативная наука“ как описывающий и альтернативное миропонимание». «Любая конспирология, ‒ пишет Хахалин, ‒ по сути, это ‒ поиск простого и ясного объяснения сложному и многогранному миру с миллионами связей, взаимодействий, с долгими (и часто мучительными) процессами поиска согласия».
И действительно, часто когда, сталкиваемся с чем-то, выходящим за рамки нашего понимания, мы пытаемся объяснить это для себя с помощью подручных, понятных для нас средств, как, например, мы иногда делаем, когда пытаемся понять поступки других людей в повседневной жизни, хотя они могут просто не иметь никакого скрытого смысла.
Теории заговора зачастую сильно отличаются друг от друга тематически, хоть и схожи по своей структуре.
В зависимости от направленности теории заговора делятся на:
1) Паранаучные.
главным агентом которых являются ученые, которые лгут и фальсифицируют факты.
главный тезис: «ученые скрывают…»
Яркий пример: «Новая хронология» академика А.Т. Фоменко, в которой автор рассказывает о тотальной фальсификации со стороны ученых в области хронологии, археологии и методов датировки.
2) Религиозные.
Два основных направления: апостасийное и эсхатологическое.
Первое гласит, что за традиционными религиозными организациями стоят злонамеренно действующие заговорщики, скрывающие правду и проводящие свою вредную политику.
Пример: апокрифы* о сокрытии иерархами достоверных источников, опровергающих традиционные христианские вероучения
Второе же распознает в различных технологических и политических процессах заговор, связанный с концом света.
* неканонические религиозные произведения
3) Политические.
Главная теория заключена в том, что международные организации, правительственные и финансовые институты, находятся под контролем тайных заговорщиков, тогда как официальные властные структуры — это «декорации» с целью сокрытия группы лиц, действительно отвечающих за принятие решений.
Теория о мировом правительстве является подходящим примером.
4) Медицинские.
главным фактором таких теорий является наличие недоверия к современным врачам и/или к их методам.
Основные тезисы:
1) врачи придумывают болезни с целью собственной выгоды;
2) врачи скрывают более доступные лекарства в своих интересах;
3) доктора намеренно утаивают вредные последствия приёмов различных препаратов;
4)существуют врачи-отравители исполняющие волю политических или государственных деятелей, заговорщиков, военачальников.
5) Техногенные.
Как ясно из названия, объект заговора в данном случае - это технологии, такие как: продукты питания, компьютерная техника и т.д. - которые по мнению конспирологов используются заговорщиками в качестве инструментов нанесения физического и психического вреда людям.
Пример - теория о использовании компьютеров и сети Интернет американскими агентами с целью контроля населения
6) Фантастические
Такие теории приводят инопланетян или фантастических существ в качестве агентов влияния на исторические, политические и природные события.
Отличный пример Теория Юрия Лавбина о влиянии инопланетян на благоприятный исход падения Тунгусского метеорита в 1908 году
С чего всё началось?
Истоком конспирологии принято считать гонения на ведьм в средневековье, но похожие отголоски мы можем заметить и в более раннем периоде. Глухов в своем исследовании замечает следующее: «Уже в язычестве существовало представление о чужаке, который поклоняется «зловредным» богам и предкам. Только пройдя через ритуалы и испытания инициации, чужак мог быть приобщен к коллективному телу племени.».
Но также мы можем видеть тесную связь тематик конспирологии с мифологией и фольклором. В древности люди испытывали потребность в понимании различных процессов, и для того, чтобы комфортно существовать они объясняли себе все возможные явления с помощью мифов: грозы, дожди, неурожаи, успехи, смерть, жизнь, болезни - всё заслуги или проделки богов либо иных магических существ, и у каждого из них была своя функция. И так как фольклор, а точнее волшебные сказки являются носителями мифологических историй, мы действительно можем увидеть в них корни конспирологии. Начнем с того что сказки в целом несут одинаковую функцию, а их сюжетные линии часто повторяются и встречаются у различных народов. К примеру:
1) похищение, встречаемое у кельтов, где эльфы забирали здоровых человеческих детей и подменивали их на больных, так и на Руси считалось, что Баба Яга могла украсть ребёнка;
2) нарушение запрета, ведущее к неблагоприятным последствиям ( древнегреческий миф об Орфее и Эвредике; сказка о сестрице Алёнушке и о братце её Иванушке);
3) пророчество, которое в любом случае сбудется, намекающее на неизбежность судьбы (миф о царе Эдипе; легенда о смерти Вещего Олега) и так далее…
Важно упомянуть, что практически во многих сказках присутствует злой колдун, или колдунья, или мифическое существо которые совершают злодейства из-за свой вредности или в корыстных целях, вследствие чего и страдают герои и люди в целом.
Охота на ведьм.
Почему мы вообще можем отнести гонение на ведьм к конспирологии? Во-первых, в данном примере мы видим яркий образ злой властной воли, которая является причиной бедствий народа, то есть конкретная группа людей - шабаш ведьм - которая обладает большим количеством ресурсов (в данном случае магических) и различных способностей: якобы приносившая обычным жителям засухи, неурожаи и болезни, управляющая природными явлениями из собственной корысти, амбиций или из-за связи с дьяволом. Во-вторых, действуют они тайно, из-за чего нуждаются в разоблачении.
Понятие «колдовство» существовало уже в ранних культурах, но гонения на людей, способных к сверхъестественным способностями, вышло на новый этап, когда в Европе основательно закрепилось христианство. Папа Иннокентий III в 13 веке столкнулся с организацией христиан, каратов, отрицающих некоторые официальные учения, которые в то время приобрели большое влияние. Естественно, епископ был не в восторге. Он организовал войну с 1209 года, длящуюся 20 лет и в результате разгромил оппонентов, а саму эту борьбу объяснил как предотвращение козней дьявола и истребление людей под его контролем и руководством.
Здесь мы видим официально транслируемую религиозную теорию заговора. Которая повлияла на общественную массу, и явилась основой некоторым последующим событиям
Эпидемия Чумы - вот он, хороший пример (1346—1353). Эта вспышка - совершенно новое явление, просто не объяснимое для простого человека того времени. Но все же ему нужно было хоть как-то понять данное явление, и он вспомнил о кознях дьявола и о ведьмах. И так как модель, построенная с помощью злой воли врага человечества, и часто использовалось до этого, то она оставалась актуальной и приемлемой.
Далее главным провоцирующим фактором развития «охоты на ведьм» явилось появление буллы Папы Римского Иннокентия восьмого «Всеми силами души» в 1484 году. Официальный документ, подтверждающий наличие ведьм и необходимость их истребления.
Показательным моментом данного примера является популярность в народе запада трактата, руководства по разоблачению ведьм, написанного в 1487 году двумя теологами доминиканцами Яковом Шпренгером и Генрихом Инститорисом «Молот ведьм», который стал своеобразной «библией инквизиторов» хоть и не являлась официальной, и была запрещена в 1490, но была очень востребована среди протестантских фанатиков.
Многие юристы, философы, а также доктора — все сходились во мнении, что силы, на которые претендуют ведьмы или которые им приписывают были галлюцинациями меланхоличных, полуголодных людей. Но то, что и официальные источники подтверждали возможность существования ведьм, подкрепляло фантазию людей.
По данным А. Штебера, в 1620 году было сожжено более 800 человек, в России же данные цифры не были столь значительны. Стоит отметить, что отношение к ведьмам на Руси довольно сильно отличалось от западного. В целом, сравнивая источники и тексты, можно предположить, что чаще ведьм встречались колдуны и назывались знахарями, и состояли они в довольно дружеских отношениях с жителями деревень.
Народ в целом верил, что некие таинственные силы природы могут быть использованы для лечения болезней только несколькими мудрыми людьми, к которым они могут обратиться в случае медицинской необходимости. Люди больше доверяли «знахарю» нежели священникам: Владимирский епископ Серапион писал, что «паства его больше верит волхвам и знахарям, чем священникам, ставя дела мирские выше дел божеских»
Из-за того, что епископы не видели угрозу в знахарях, они не желали от них избавиться, из-за чего популяризации идеи о том, что знахари и волхвы связаны с дьяволом не произошло.
Алан Макфарлейн [Macfarlane, 1970, p. 264] доказывал, что периоды социального стресса часто сопровождались ростом подозрений в отношении ведьм и колдовства. Это имеет значение применительно к средневековой Руси, где существовала тесная связь между стихийными бедствиями (засуха, голод, чума) и распространенностью преследований за колдовство. Так как опять же люди применяли легкую модель для понимания жизненных невзгод. Наиболее ярко это преследование проявилось в плавательном испытании, которое использовалось для выслеживания ведьм в засушливых районах еще в середине XII века. Человека связывали и бросали в воду и если то тонул, то это означало, что он не виновен, и его вытаскивали до момента смерти. Ежели судимый не тонул, это значило что чистая вода не принимает нечистого на душу человека.
А она всё же вертится.
Далее по плану идет эпоха Возрождения. И тогда не обошлось без инквизиции. Официальная астрономическая теория гласила, что Земля - это центр Вселенной, и то, что некоторые ученые были не согласны и поддерживали другую позицию, теорию Коперника, которая высказывала, что наша планета вращается вокруг Солнца, которое как и другие звезды неподвижно. Из-за противоречия со Священным писанием эта точка зрения показалась опасной для церкви, и для того, чтобы не потерять свое влияние ее представители стали истреблять оппозиционеров проверенным способом. НО, к сожалению, эта ситуация вовсе не однозначна.
Мы знаем несколько различных деятелей, которые погибли от рук инквизиции, таких как: Джордано Бруно, Мигель Сервет, Чекко д`Асколи, Этьен Доле. Все перечисленные были приговорены к казни в результате церковного суда (кроме Этьена Доле, приговоренного к казни самим парижским парламентом, после побега из-под стражи). И все эти деятели поддерживали теорию Коперника, и писали какие-то труды на религиозные темы, содержащие неприемлемые отклонения или критику официальных вероучений (в данном случае исключением является испанский врач Севет, который не изучал астрономию, но описал малый круг кровообращения, при этом, как и другие, писал трактаты, спорящие с католиками и с протестантами, утверждая, что они искажают изначальный вид и замысел христианства; что действительно является видом религиозной конспирологии).
Таким образом, мы не можем утверждать, как в предыдущей рассматриваемой ситуации, что гонения на ученых в эпоху Возрождения являются примером массовой, официально продвигаемой конспирологии, так как нет никакого образа властной силы, обвиняемой в бедствиях. Но наоборот мы видим примеры «одиночных» конспирологов религиозной направленности, которые предпринимали попытки распространения своих альтернативных вероучений отвергая официальные. Если Церковь руководствуется верой, не подкреплённой фактами, то можно смело сомневаться и в правдивости её миссии. И такие размышления в теории могли привести к выводу что тогда миссия церкви - власть над людьми, что очень напоминает нам заговор под номером (2). Естественно, такие мысли и их распространение могли пошатнуть влияние Церкви, потому их следовало пресекать на корню, и желательно таким образом, чтобы другим не повадно было.
И на Руси в это время есть противоречивый пример. При царе Иване Грозном русский изобретатель «смерд Никитка, боярского сына Лупатова холоп» сделал летательный аппарат из дерева и пробовал летать. Это вызвало страшное возмущение у церковных служителей и изобретатель был приговорён к казни. «Человек не птица, — гласил церковный приговор. — Аще же приставит себе крылья деревянны, противу естества творит. То не божье дело, а от нечистой силы.»
Здесь мы еще видим официально продвигаемую конспирологию: изобретательность поданного и стремление полёту, не понятное для духовенства, было объяснено привычной моделью - дьявольским вмешательством.
Великая Французская Революция.
В тот период, мы также как и при охоте на ведьм, сталкиваемся с массовой паникой простых людей, вызванной бедностью и голодом. Но в данном случае люди не стали обращаться к мифическому объяснению, а обвинили конкретную действительно властную группу людей в том, что те специально морят их голодом. С 1715 по 1789 год население Франции увеличилось с 22 миллионов до 28 миллионов, без последующего увеличения производства зерна. Более высокий спрос на тоже количество привело к росту цен на хлеб, что сильно ударило по низшим классам и вызвало массовый страх, что и привело к вере в подобную теорию заговора.
Конспирология в 19 веке.
Далее важнейшим периодом проявлений новых конспирологических направлений является 19 век, а точнее, период правления Александра I.
Теория о заговоре Парижского комитета, сконцентрированная вокруг конкретной истории о присутствии в Европе некого «руководящего комитета», чаще всего идентифицируемого в Париже, стремящегося к низвержению «социального порядка» на всем континенте путем распространения революций и переворотов, с 1815 по 1825 год доминировала в конспирологическом сознании Европы и России. И здесь мы видим пример использования удобной, достаточно простой модели для понимания незнакомых массовых социальных явлений. Эта теория использовалась в Российской империи представителями политической элиты на всех уровнях правящей иерархии; с её помощью чиновники и интеллектуалы осмысляли политическую действительность, решали жизненные и карьерные проблемы, выражали лояльность режиму, идентифицировали себя с властью.
В этой теории можно выделить пять сюжетов, составлявших ее основу:
1) в Европе существует сеть революционных обществ, контролируемых руководящим комитетом в Париже;
2) эти тайные общества, в свою очередь, состоят из офицерства и представителей «третьего сословия»;
3) их главной целью является введение конституции и ликвидация абсолютной монархии;
4) в достижении поставленных задач революционеры ничем не гнушаются, и цареубийством;
5) последствия действий заговорщиков катастрофичны: анархия, хаос, беспорядки, войны и гибель тысяч людей.
! Высказывая свою ненависть по отношению к европейским революционерам, Александр I делал упор на их «безбожии» и «неверии», сравнивая возможную победу всемирной революции с пришествием Антихриста. Данное высказывание прямо отсылает нас к религиозной конспирологии. Обладая такой позицией, монарх, бесспорно, играл большую роль в развитии и распространении такой теории заговора и в целом обращение народа к таким же. Есть много различных примеров, как люди не веря в подобные теории и, возможно даже, имеющие либеральный взгляд использовали конспирологический язык на службе, так как видели в этом выгоду/необходимость.
Истории такие как: Булгари, либерального дипломата из министерства иностранных дел, князя Катакузина и многих других: попадая в сложные жизненные ситуации, при которых возникала угроза их карьеры, данные личности перекладывали ответственность на тайны общества, писали на них доносы. И, стоит отметить, что во многих случаях это срабатывало, к примеру, Булгари изначально посоветовал Испанскому королю вести конституцию и получил строгий выговор, и чтобы спасти ситуацию, сменил тематику доносов: в его артикуляциях революция однозначно была инициирована тайными обществами; он передавал в Петербург, что взбунтовавшиеся войска руководятся членами конспиративных союзов, а после за службу был награжден орденом Святой Анны и испанским.
Нам известно, что теории заговора в современном понимании появляются в Европе в эпоху Возрождения, а по-настоящему массовый и универсальный характер они приобретают после Французской революции. В подобном случае особую ценность для российского контекста представляет Александровская эпоха, когда на фоне того, что новые различные дискурсы и идеи все более интенсивно попадали в страну.
Еще один яркий пример: использование конспирологической риторики членами «Русской партии» в борьбе с М. М. Сперанским. После чего были представлены уже знакомые нам обвинения:
1) дезорганизация центрального управления; 2) подрыв доверия людей к финансовой системе; 3) унижение дворянского достоинства; и т.д.
Современная конспирология
В 1964 году профессор Хофстэдтера опубликовал работу в журнале Harper's Magazine, где обобщал роль теорий заговора в Американской истории и рассуждал о возможных причинах конспирологического мышления. Он стал одним из первых социологов, ученых, исследователей, которые изучали конспирологические теории, сделав их темой для действительно солидных академических дискуссий. И от момента публикации данной работы мы можем считать последующие конспирологические дискурсы достаточно современными. Работа Хофстэдтера была современником таких теорий как: различные версии гибели президента Джона Кеннеди в 1963 году и, в связи с началом космической эры, как и сегодня, появлялись теории фальсификации полётов на Луну американских астронавтов.
Необычайный всплеск популярности теорий заговора произошёл в 1990-е во всем мире. Популярные книги и сериалы вывели теории заговора за привычные рамки «религии для сумасшедших», сделав их одним из функциональных инструментов современного общества.
Из-за стремительного развития социальных сетей, доступности информации и отсутствия строгой цензуры в наши дни мы очень часто сталкиваемся с теориями заговоров. В эпоху постмодерна развиты все направления конспирологических теорий и есть некоторые, которые вовсе выходят за рамки данной градации.
Хмелевский Сергей Владимирович, кандидат философских наук, в своей работе «ПРОБЛЕМАТИКА, НАПРАВЛЕНИЯ, ЭВРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОЙ КОНСПИРОЛОГИИ» выделял 5 основных концепций современной конспирологии:
1) Концепция заговора масонов.
Она наиболее популярна среди христиан − православных и католиков, и утверждает, что существует зловещая группа после- дователей сатаны − масоны.
2) Концепция заговора «мирового правительства».
Где есть некая группа людей, которая контролирует и управляет всеми органами власти, словно марионетками.
3) Концепция «нового мирового порядка». Ее сторонники аргументируют, что конечная цель глобализации заключается в создании «нового мирового порядка», при котором небольшая, но невероятно мощная и корыстная элита последовательно получает управляющий контроль над глобальными явлениями и процессами, в связи с чем и пропадает надобность в национальных государствах.
4) Концепция «золотого миллиарда».
Она исходит из допущения, что представители политической и иных элит экономически развитых стран Запада с общим населением около одного миллиарда человек (США, Канада, ряд государств − членов ЕС, Япония, некоторые другие) сговорились друг с другом с целью держать остальной мир в нищете и отсталости, использовать его как источник дешевых неквалифицированной рабочей силы и сырьевых ресурсов, свалки токсичных
Эта конспирологическая теория является объяснением собственного неблагополучия некой злой волей, что на протяжении статьи мы встречали не раз.
5) Концепция «внешних сил».
Речь идет о сговоре представителей в прямом смысле действующих «в подполье» высокоразвитых древних земных и внеземных цивилизаций, с одной стороны, и представителей официальных правительств государств современного мира − с другой стороны. Согласно этой концепции, национальные и международные элитные кланы давно знают об этих цивилизациях, взаимовыгодно сотрудничают с ними, но не хотят, чтобы соответствующая информация была открыта житлям Земли, так как в этом случае действующая система глобального управления и контроля утратит устойчивость, эффективность и наступит «Конец Света».
Как мы знаем массовая паника является одним и главных факторов появлений различных теорий. И не так давно произошло такой случай вызвавший сильный страх у всего населения: пандемия Covid-19.
По данным исследования Левада‐Центра – 64% россиян уверены в том, что коронавирусная инфекция имеет искусственное происхождение и выступает биологическим оружием.
Такого рода убеждения имеют множество негативных социальных последствий для личного и социального развития. Для личного: 1) провоцирует неблагоприятное для физического и психологического здоровья поведение; 2) приводит к неадекватному поведению во время вакцинации (от отказа вакцинироваться, до актов вандализма к пунктам вакцинации); 3) приводит к критическому восприятию профилактики любого вакцинирования (**раз врачи могут «чипировать» люде с помощью прививки от COVID-19, что им мешает делать тоже через другие уколы?). А для социального: 1) снижение доверия к органам власти, понижение гражданской и социальной активности; 2) снижение доверия к науке и ее достижениям.
И на примере теорий о Covid-19, мы рассмотрели влияние распространения конспирологических исследований среди населения.
Главным фактором влиятельности и популярности теорий заговоров считается наличие психологического феномена. Дело в том, что если человек верит в одну теорию, то, скорее всего, он верит и в другие конспирологические теории. По мнению Теодора Герцля, конспирологическое мышление использует такую изворотливую логику, согласно которой, если одна теория заговора верна, это может служить доказательством истинности других подобных теорий.
Если вы считаете, что к убийству Кеннеди приложили руку сотрудники спецслужб, то, скорее всего, в чем-то подобном они были замешаны, когда происходили события 11 сентября. А ежели власти убивают своих граждан, устраивают ложные теракты, то что им мешает отравлять нас водой с химикатами, вакцинами, содержащими токсины, скрывать, что они не летали на Луну и что они уже вступили в контакт с инопланетянами? Теория заговора, как считает Герцель, образует самовоспроизводящую систему убеждений, где вера в один из заговоров подкрепляет веру в другой. Стоит поверить только в одну из них, и сразу же распахнутся ворота для всех остальных.
Существует парадокс, который усиливает это утверждение Теодора Герцля.
Его называют парадоксом Усамы Бен Ладена. После терактов 11 сентября президент Буш объявил, что лидер «Аль-Каиды» разыскивается живым или мертвым. Бен Ладена не могли поймать почти 10 лет, пока наконец-то не нашли его укрытие. Затем по указу президента Барака Обамы в 2011 году военнослужащие подразделения «Морские котики» ВМС США незаметно приблизились на вертолетах, штурмом взяли укрытие и, как позже объявил президент, после перестрелки убили Усаму Бен Ладена.
Но так ли это? У людей появилось три варианта ответа на данный вопрос.
Вариант один, официальная версия - Бен Ладен был убит в 2011 «Морскими котиками». Вторая версия - он был мертв за много лет до этой операции. Третья - он до сих пор жив.
Очевидно, что все конспирологические теории не могут быть верны одновременно. Бен Ладен не может быть живым и мертвым. Психологов Майкл Вуд и Карен Дуглас повели эксперимент: спросили участников исследования, насколько они согласны с этими двумя противоречащими друг другу конспирологическими версиями, оказалось, что участники, доверяющие одной из теорий, с большей вероятностью сочтут, что и другая тоже правдоподобна. Иными словами, люди, которые предполагают, что Бен Ладен уже давно был мертв, скорее всего, подозревают, что на самом деле он до сих пор жив.
Таким образом, мы видим, что вера в конспирологические теории отвращает людей от официальной версии на столько, что создается ощущение, что они могут поверить всему, но не общепринятой версии.
Теория заговора - это не одна цельная история, в которую можно либо верить, либо не верить. Скорее это множество интерпретаций отдельных факторов. Реальные заговоры рано или поздно разоблачают. Теорию заговора доказать или опровергнуть не возможно, в нее можно только верить. Любые доказательства можно обернуть либо в свою пользу, либо просто проигнорировать.
Изучение различных заговоров может рассказать очень много об истории, характере общества.
Теории заговора отражают время, людей, то, во что верят, в чем сомневаются и чего боятся. Чем больше люди испытывают тревоги и стресса, ощущают беспомощность, тем больше они верят в теории заговора. Чем люди более уязвимы психологически, социально и финансово, тем более привлекательной им покажется теория заговора.