А что, так можно было?
Решила совершить безумный поступок, но продумала пути отхода. То есть шаги, необходимые для того, чтобы не попасть в задний проход. И что из продуманного воплотила? Начало истории читайте тут.
Где заканчивается отвага - там начинается трусость?
А где заканчивается слабоумие - начинается здравый смысл и благополучное завершение события?
Слабоумное и отважное решение
Я решила пойти на лыжах по новому для меня маршруту. Длинному. Со сложным рельефом. По глухим местам. Мобильной связи нет на протяжении 45-ти километров. Лыжники вообще там по одному не ходят. Там и снегоходчики по одному не ездят. Мало ли, какая оказия.
Решила, и точка.
Предварительная разведка и информация
Предварительная информация от лыжного товарища, пришедшего в Винновку, была о том, что снегоходные следы есть на протяжении всего маршрута. Сам он по всему этому маршруту не шёл, но следы, уходящие в нужном направлении, видел.
Разведка
Днём ранее я прокачусь на лыжах по Винновскому оврагу и схожу посмотреть тот самый снегоходный след, который был нужен - уходит ли он на газовую просеку, не совершая разворот на поляне перед ней.
След был и уходил он на просеку в лес
А это значило, что он точно выведет, куда нужно. А там уже будут ещё следы. Правда, представляла я их себе по направлению грунтовых дорог, а по факту они будут по склонам холмов, вверх и вниз. Ведь снегоходчики катаются для развлечения.
Мобильная связь здесь отсутствует, но есть сигнал GPS.
Катить снегоходчику там, где летом пролегает грунтовая дорога, интересно не всегда. А на лыжах ты зависишь от следа снегохода. Ведь идти по снежной целине и тонуть в ней даже по щиколотку - это замедление темпа в два или даже три раза. Это потеря сил. Это риск не пройти даже план-минимум маршрута за световой день.
Минимальный маршрут
Накануне этот вариант мне предложил Игорь. Участник той жуткой истории выживания на морозе, с упадком сил и дефицитом калорий. Ссылка на неё будет в конце статьи. Сама я этот вариант рассматривать не намеревалась. Мой личный план-минимум был дойти до села Торновое. Сколько туда точно километров, я не замеряла. Ходила я там однажды с компанией, стартовали от Торнового, но по газовой просеке не шли. Шли по верховьям и в Аскульский овраг спускались в другом месте.
Протяжённость маршрута
До Самары должно было получиться примерно 60 километров. Казалось преодолимо. Последние 12 километров - по лыжне "Политехников". Кати да кати. Легко должно быть уже.
Фактическое расстояние и мой темп
В предыдущем повествовании об этом дне я остановилась на месте, где сделаю первый полноценный привал на отдых. Отстегну лыжи и сяду на свой рюкзак. Пройдено будет всего 21,5 км. Я к тому моменту здорово устану. Время будет 12:30. А я планировала в этом месте быть в 11:00. Итак, отставание от плана было уже 1,5 часа. Я переоценила свои силы и недоооценила сложность маршрута.
Отдых
Остановку на перекус до этого я совершала только один раз - примерно между 12 и 13 километрами пути, в лесу на газовой просеке. Просто остановилась и, стоя, съела пирожок с капустой, запивая чаем из термоса. Чай пила очень экономно. К слову, капуста в начинке была сочная, и пить сильно не хотелось. Постояла там не дольше 5-ти минут.
Прочие остановки
Техническая остановка на сброс отработанного топлива заняла какое-то время. А дополнительное на это дело время я не закладывала. Остановки на фото в Винновском овраге тоже не предусматривались. А я их делала несколько раз. Очень долго доставать телефон и затем убирать его обратно в тепло. А ещё я периодически то снимала толстовку, то надевала её. Потеть не хотелось. Опять же, когда перегреваешься, темп тоже падает, да и жидкости много теряешь. А питья с собой - всего только 0,75 л.
Остановки на ориентирование
В районе Аскульского оврага таких делала несколько. Ещё и на подходе к нему.
Препятствия природного характера
Рельеф и заросли на газовой просеке
Гоазовая просека местами представляет собой полосу препятствий из упавших деревьев и торчащих веток.
Упавшие деревья
Упавшие деревья снегоход объезжал, делая крутые виражи между деревьями. Зарываясь в рыхлый снег и создавая снежные кучки. В таких местах, помимо крутых поворотов, неудобных для лыжника, ещё и глубокие короткие ямки в снегу с кучками снега до и после каждой такой ямки.
Торчащие ветки
Ветки на уровне головы, лица, туловища, ног. В том числе, на спуске. Только набираешь некоторую скорость, нужно притормаживать, чтобы не запутаться в торчащих ветках, не споткнуться о них, не зацепиться палкой. Добавим к этому естественный рельеф местности.
Поэтому в сумме этот участок занял так много времени. А я столько времени не предусматривала.
План оптимистичный и пессимистичный
Оптимистичный план был выехать в верховья Ширяевского оврага в 12:00. Пессимистичный - в 13:00. По факту это произойдёт в 14:00. Отставание, набранное на начальном этапе, уже никуда не сбросишь. Тащишь его дальше.
Тут у меня уже будет понимание, что в Торновое я выйду в сумерках. 18:00 - это уже теперь оптимистичное время для данной точки. Оттуда до 12-го километра лыжни "Политехников" - 3-4 километра. Может, 5. Пусть в сумме будет 17 км. 12 из них по хорошей лыжне. Ещё один привал там потребуется сделать. Значит, на это потребуется 3 часа времени. В Самару, в лучшем случае, я пришла бы в 21:00.
Где оказалось моё слабоумие?
Сбежало от моих расчётов и прикидок? Скучно ему стало рядом с такой "душнилой"?
В Ширяевском овраге я сделаю два привала. Один - не доходя до места соединения Ширявских лугов с зимником, где уже местами будет видна лыжня парней, другой - под крутым подъёмом под ЛЭП в сторону села Торновое. Здесь будет пройден главный психологический рубеж. Восемь километров, и будет поворот налево, в сторону лыжни "Политехников". Мысли о сокращении маршрута у меня там ещё не будет.
На подходе к Торновому я сверну налево, покачусь с сторону лыжни "Политехников". Буду полна решимости идти до Самары. То будет момент сумерек. А небо затянуто облаками. Включу налобный фонарик. До этого проверяла - светил хорошо. А что теперь? Светит, но как-то не очень. А дело всё в сумерках. Ещё не совсем темно, потому от фонарика пока толку мало. Но стало очень некомфортно мне. Совсем-совсем. Еда у меня есть. Чай - тоже, половина термоса. Я грамотно его растягивала, и мне хватило бы до самой Самары. Силы тоже есть. Болят только ноги от ботинков. Нужно ли терпеть? Какая в этом надобность?
Ещё три часа темноты
Ещё 3 часа темноты ожидали меня. А тут инфраструктура. Возможность вызвать такси и даже успеть на последнюю воздушную подушку.
На связи
В Торновом есть связь. На связи со мной Игорь. Ещё в 15 часов дня он ожидал, что я шла по ЛЭП. А я опоздаю туда на 1,5 часа. Идти там начну в 16:30. Игорь написал мне про то, что стоит вызвать такси, и что я ещё успеваю на последнюю подушку. Но до того, как он это напишет мне, я уже сама развернусь направо и покачусь в сторону трассы по сельской дороге, вычещенной трактором. Она приведёт меня к кладбищу, откуда я уже вызову такси.
Так, пройду я в тот день, со всеми петляниями, 49 километров. Не так уж много, но то выдались мои самые непростые лыжные километры. То есть до Самары не пойду. План-максимум выполнен не будет. То есть ни отвага, ни слабоумие не захотят стать моими друзьями.
На последнюю подушку я успею с запасом. Даже от берега села Рождествено на лыжах уже не пойду.
Всегда ли слабоумие и отвага идут рядом?
А останавливаются они у одной черты? Или у них даже направления пути разные?
История, в которую попал Игорь, и со слов которого она написана, описана здесь.
#туризм #лыжи #соло маршрут #guzelra