Найти в Дзене
✨УльтраГузик

Отвага без слабоумия?

Оглавление

А что, так можно было?

Решила совершить безумный поступок, но продумала пути отхода. То есть шаги, необходимые для того, чтобы не попасть в задний проход. И что из продуманного воплотила? Начало истории читайте тут.

Где заканчивается отвага - там начинается трусость?

А где заканчивается слабоумие - начинается здравый смысл и благополучное завершение события?

Слабоумное и отважное решение

Я решила пойти на лыжах по новому для меня маршруту. Длинному. Со сложным рельефом. По глухим местам. Мобильной связи нет на протяжении 45-ти километров. Лыжники вообще там по одному не ходят. Там и снегоходчики по одному не ездят. Мало ли, какая оказия.

Винновский овраг на рассвете. 12.02.2024. Фото автора. Здесь уже нет связи.
Винновский овраг на рассвете. 12.02.2024. Фото автора. Здесь уже нет связи.

Решила, и точка.

Предварительная разведка и информация

Предварительная информация от лыжного товарища, пришедшего в Винновку, была о том, что снегоходные следы есть на протяжении всего маршрута. Сам он по всему этому маршруту не шёл, но следы, уходящие в нужном направлении, видел.

Разведка

Днём ранее я прокачусь на лыжах по Винновскому оврагу и схожу посмотреть тот самый снегоходный след, который был нужен - уходит ли он на газовую просеку, не совершая разворот на поляне перед ней.

Тот самый снегоходный след, уходящий в нужном мне направлении. Фото сделала во время разведки 11.02.2024. Верховья Винновского оврага.
Тот самый снегоходный след, уходящий в нужном мне направлении. Фото сделала во время разведки 11.02.2024. Верховья Винновского оврага.

След был и уходил он на просеку в лес

А это значило, что он точно выведет, куда нужно. А там уже будут ещё следы. Правда, представляла я их себе по направлению грунтовых дорог, а по факту они будут по склонам холмов, вверх и вниз. Ведь снегоходчики катаются для развлечения.

Вот тут уже несколько снегоходных следов, а по газовой просеке в лесу шёл только один. Фото сделано 12.02.2024. Фото автора.
Вот тут уже несколько снегоходных следов, а по газовой просеке в лесу шёл только один. Фото сделано 12.02.2024. Фото автора.

Мобильная связь здесь отсутствует, но есть сигнал GPS.

А вот тут снегоход сначала скатился в овраг, затем выкатился из него на холм, на который мне уже было не надо. Хотя, он, может быть, дальше съехал с холма и вклинился в общую ленту снегоходных следов в нужном направлении.
А вот тут снегоход сначала скатился в овраг, затем выкатился из него на холм, на который мне уже было не надо. Хотя, он, может быть, дальше съехал с холма и вклинился в общую ленту снегоходных следов в нужном направлении.

Катить снегоходчику там, где летом пролегает грунтовая дорога, интересно не всегда. А на лыжах ты зависишь от следа снегохода. Ведь идти по снежной целине и тонуть в ней даже по щиколотку - это замедление темпа в два или даже три раза. Это потеря сил. Это риск не пройти даже план-минимум маршрута за световой день.

Минимальный маршрут

Накануне этот вариант мне предложил Игорь. Участник той жуткой истории выживания на морозе, с упадком сил и дефицитом калорий. Ссылка на неё будет в конце статьи. Сама я этот вариант рассматривать не намеревалась. Мой личный план-минимум был дойти до села Торновое. Сколько туда точно километров, я не замеряла. Ходила я там однажды с компанией, стартовали от Торнового, но по газовой просеке не шли. Шли по верховьям и в Аскульский овраг спускались в другом месте.

Места интересные, но рельеф и снегоходные следы на нём могут запутать. Особенно, если не ходил там много раз.
Места интересные, но рельеф и снегоходные следы на нём могут запутать. Особенно, если не ходил там много раз.

Протяжённость маршрута

До Самары должно было получиться примерно 60 километров. Казалось преодолимо. Последние 12 километров - по лыжне "Политехников". Кати да кати. Легко должно быть уже.

Фактическое расстояние и мой темп

В предыдущем повествовании об этом дне я остановилась на месте, где сделаю первый полноценный привал на отдых. Отстегну лыжи и сяду на свой рюкзак. Пройдено будет всего 21,5 км. Я к тому моменту здорово устану. Время будет 12:30. А я планировала в этом месте быть в 11:00. Итак, отставание от плана было уже 1,5 часа. Я переоценила свои силы и недоооценила сложность маршрута.

Отдых

Остановку на перекус до этого я совершала только один раз - примерно между 12 и 13 километрами пути, в лесу на газовой просеке. Просто остановилась и, стоя, съела пирожок с капустой, запивая чаем из термоса. Чай пила очень экономно. К слову, капуста в начинке была сочная, и пить сильно не хотелось. Постояла там не дольше 5-ти минут.

Прочие остановки

Техническая остановка на сброс отработанного топлива заняла какое-то время. А дополнительное на это дело время я не закладывала. Остановки на фото в Винновском овраге тоже не предусматривались. А я их делала несколько раз. Очень долго доставать телефон и затем убирать его обратно в тепло. А ещё я периодически то снимала толстовку, то надевала её. Потеть не хотелось. Опять же, когда перегреваешься, темп тоже падает, да и жидкости много теряешь. А питья с собой - всего только 0,75 л.

Остановки на ориентирование

В районе Аскульского оврага таких делала несколько. Ещё и на подходе к нему.

Препятствия природного характера

Рельеф и заросли на газовой просеке

Гоазовая просека местами представляет собой полосу препятствий из упавших деревьев и торчащих веток.

Упавшие деревья

Упавшие деревья снегоход объезжал, делая крутые виражи между деревьями. Зарываясь в рыхлый снег и создавая снежные кучки. В таких местах, помимо крутых поворотов, неудобных для лыжника, ещё и глубокие короткие ямки в снегу с кучками снега до и после каждой такой ямки.

Торчащие ветки

Ветки на уровне головы, лица, туловища, ног. В том числе, на спуске. Только набираешь некоторую скорость, нужно притормаживать, чтобы не запутаться в торчащих ветках, не споткнуться о них, не зацепиться палкой. Добавим к этому естественный рельеф местности.

Поэтому в сумме этот участок занял так много времени. А я столько времени не предусматривала.

План оптимистичный и пессимистичный

Оптимистичный план был выехать в верховья Ширяевского оврага в 12:00. Пессимистичный - в 13:00. По факту это произойдёт в 14:00. Отставание, набранное на начальном этапе, уже никуда не сбросишь. Тащишь его дальше.

Тут у меня уже будет понимание, что в Торновое я выйду в сумерках. 18:00 - это уже теперь оптимистичное время для данной точки. Оттуда до 12-го километра лыжни "Политехников" - 3-4 километра. Может, 5. Пусть в сумме будет 17 км. 12 из них по хорошей лыжне. Ещё один привал там потребуется сделать. Значит, на это потребуется 3 часа времени. В Самару, в лучшем случае, я пришла бы в 21:00.

Где оказалось моё слабоумие?

Сбежало от моих расчётов и прикидок? Скучно ему стало рядом с такой "душнилой"?

В Ширяевском овраге я сделаю два привала. Один - не доходя до места соединения Ширявских лугов с зимником, где уже местами будет видна лыжня парней, другой - под крутым подъёмом под ЛЭП в сторону села Торновое. Здесь будет пройден главный психологический рубеж. Восемь километров, и будет поворот налево, в сторону лыжни "Политехников". Мысли о сокращении маршрута у меня там ещё не будет.

Селфи сделала на первом привале в верховьях Ширяевского оврага. Здесь я ещё не дошла до места соединения ширяевских лугов с зимником.
Селфи сделала на первом привале в верховьях Ширяевского оврага. Здесь я ещё не дошла до места соединения ширяевских лугов с зимником.

На подходе к Торновому я сверну налево, покачусь с сторону лыжни "Политехников". Буду полна решимости идти до Самары. То будет момент сумерек. А небо затянуто облаками. Включу налобный фонарик. До этого проверяла - светил хорошо. А что теперь? Светит, но как-то не очень. А дело всё в сумерках. Ещё не совсем темно, потому от фонарика пока толку мало. Но стало очень некомфортно мне. Совсем-совсем. Еда у меня есть. Чай - тоже, половина термоса. Я грамотно его растягивала, и мне хватило бы до самой Самары. Силы тоже есть. Болят только ноги от ботинков. Нужно ли терпеть? Какая в этом надобность?

Ещё три часа темноты

Ещё 3 часа темноты ожидали меня. А тут инфраструктура. Возможность вызвать такси и даже успеть на последнюю воздушную подушку.

На связи

В Торновом есть связь. На связи со мной Игорь. Ещё в 15 часов дня он ожидал, что я шла по ЛЭП. А я опоздаю туда на 1,5 часа. Идти там начну в 16:30. Игорь написал мне про то, что стоит вызвать такси, и что я ещё успеваю на последнюю подушку. Но до того, как он это напишет мне, я уже сама развернусь направо и покачусь в сторону трассы по сельской дороге, вычещенной трактором. Она приведёт меня к кладбищу, откуда я уже вызову такси.

Так, пройду я в тот день, со всеми петляниями, 49 километров. Не так уж много, но то выдались мои самые непростые лыжные километры. То есть до Самары не пойду. План-максимум выполнен не будет. То есть ни отвага, ни слабоумие не захотят стать моими друзьями.

Мой лыжный маршрут 12.02.2024.
Мой лыжный маршрут 12.02.2024.

На последнюю подушку я успею с запасом. Даже от берега села Рождествено на лыжах уже не пойду.

Всегда ли слабоумие и отвага идут рядом?

А останавливаются они у одной черты? Или у них даже направления пути разные?

История, в которую попал Игорь, и со слов которого она написана, описана здесь.

#туризм #лыжи #соло маршрут #guzelra