Накануне, 15 февраля, отмечался День борьбы с детской онкологией.
15-летний Никита Ширяев из маленького поселка Сухарыш под Увелкой, как и все деревенские мальчики, рос крепким и трудолюбивым ребенком. В школе его хвалили, родителям помогал по хозяйству. Но в 2021-м году парня как подменили. Придет из школы — и ложится спать. Возьмется сделать что-то по дому, а сил не хватает. Когда вдобавок открылись носовые кровотечения, близкие повезли мальчишку к врачу.
Сначала медики ничего страшного не нашли. Думали, это связано с подростковой перестройкой организма. Посоветовали Никите принимать витамины, пить успокоительные лекарства. Но одна пытливая доктор направила подростка на анализ крови, который показал низкий гемоглобин. У мальчика заподозрили онкологию.
К тому моменту Никита ослаб еще больше, еле стоял на ногах. В отделение онкогематологии Челябинской областной детской клинической больницы его уже увозили на скорой. В клинике по результатам углубленных анализов врачи поставили точный диагноз: острый промиелоцитарный лейкоз, то есть рак крови.
Случаи рака у нас в семье были. У деда, у бабушки. Но у обоих — в преклонном возрасте. А Никита — ребенок! Почему и за что? В этот диагноз было трудно поверить,
— говорит папа мальчика Вячеслав Ширяев.
Ребенок попал к онкологам в критическом состоянии. Позже медики признавались: пройди еще две недели — и спасти парня было бы невозможно. Но, к счастью, та форма рака, которую выявили у Никиты, считается одной из самых легко поддающихся лечению форм лейкоза. Мальчику помогла стандартная терапия, к крайнему средству — пересадке костного мозга — медикам прибегать не пришлось.
Первый раз в отделении онкогематологии ЧОДКБ Никита пролежал четыре месяца. Прошел несколько курсов химиотерапии, потерял волосы, похудел, разучился ходить.
Конечно, мысли крутились всякие. Мы понимали, что можем потерять Никиту. Но, когда стало ясно, что показатели крови чуть-чуть выправляются, появилась надежда, что болезнь отступит,
— рассказывает Вячеслав.
Сам Никита о смерти в те дни не думал. Больше всего парнишка боялся потерять возможность ходить. После химии ноги ребенка ослабли. Он с трудом вставал с койки и передвигался по коридорам. Но даже в стационаре мальчик старался не отставать от своих одноклассников — занимался с больничными учителями. Оставаться на связи с близкими и друзьями помогал планшет. Все поддерживали пациента добрым словом.
Лечение растянулось на два года. После химии мальчик прошел лучевую и гормональную терапию. Последний раз из больницы выписали в декабре 2023-го, чтобы смог отметить Новый год в кругу семьи.
Никита сдал анализы. Результаты медики ждать не стали, отпустили сына домой. А через несколько дней нам пришло сообщение от лечащего врача: вы здоровы! Это был лучший подарок к празднику,
— делится отец мальчика.
Сейчас Никита восстанавливается после болезни. В школу пока не ходит, но занимается дома с учителями, готовится сдавать ОГЭ. На днях прошел устное собеседование на пятерку. Через год, когда окрепнет, школьник планирует поступать в колледж — на повара, потому что очень любит готовить. Любимое блюдо юного кулинара — селедка под шубой. А вот сладости мальчику нельзя из-за болезни.
Пока Никита лечился, бывало всякое: и отчаяние, и победы. Но мы полагались на наших врачей и сейчас стараемся выполнять их рекомендации. Наши российские доктора самые лучшие. Спасибо всем, кто поставил на ноги нашего сына: лечащему врачу Каринэ Волковой, заведующему отделением Сергею Коваленко, медсестрам и всему персоналу,
— говорит папа мальчика.
Также семья Ширяевых благодарит за поддержку "Искорку". Благотворительное движение "Искорка Фонд" позаботилось о том, чтобы Никита мог с комфортом добраться до областной больницы, закупало для ребенка лекарства, санитарные средства, дарило школьные принадлежности и подарки, когда парнишка оставался на праздники в стационаре. Для семьи, которая борется с раком, это отнюдь не мелочи. В стационаре рядом с мальчиком находилась социальный тьютор Лариса Сименчук: представитель "Искорки" поддерживала Никиту и помогала решать возникающие проблемы.
Скоро в семье Ширяевых произойдет еще одно радостное событие — на свет появится четвёртый ребенок. Большое счастье, что этот день все члены семьи встретят вместе.
Как на Южном Урале лечат лейкоз?
Ежегодно в Челябинской области онкологические заболевания выявляют у 100 — 130 детей. В большинстве медики диагностируют острый лимфобластный лейкоз. В 80% случаев он поддается эффективному лечению. Челябинская область обладает почти всеми доступными врачам мира технологиями лечения. Об этом на пресс-конференции медиахолдинга "Гранада Пресс" рассказал заведующий детским онкологическим отделением ЧОДКБ, главный внештатный детский онколог минздрава Челябинской области Сергей Коваленко:
В лечении онкобольных детей мы применяем интенсивную химиотерапию, лучевую терапию, технологию аутологичной трансплантации, хирургическое и нейрохирургическое лечение. Последнюю методику далеко не каждый регион может себе позволить. Требуется длительная реабилитация, специальные койки, у нас все это есть.
Для лечения пациента с острым лимфобластным лейкозом часто требуется пересадка костного мозга. Донором может стать брат или сестра, если клетки у них совпадают на 95% и выше. Когда донора не могут найти среди близких родственников, ищут среди неравнодушных граждан.
Сегодня пересадка костного мозга в Челябинской области проводится десяти детям каждый год. Донорами костного мозга стали 48 южноуральцев, а всего в базе по всей стране свыше 220 000 человек. 5 000 в ней — жители Челябинской области. Благодаря им пациенты с острым лимфобластным лейкозом излечиваются. Многие потом становятся медиками и спасают жизни другим.
Закон, предусматривающий создание федерального регистра — базы доноров, подписал президент Владимир Путин. Внести свой вклад в дело спасения другого человека довольно просто. Нужно подать заявку на "Госуслугах" и приехать на станцию переливания крови.
Победил рак 4 стадии
Напомним, подросток из села Белозеры Челябинской области победил рак 4 стадии. В 2020 году на тренировке по рукопашному бою 14-летний парень случайно получил коленом в челюсть во время спарринга. Просто синяк. Даже сотрясения не было. Сергей продолжил ходить на занятия. Но стал пропускать — начались головные боли, стали шататься все зубы.
Семья побывала у множества врачей, окончательный диагноз поставили в Челябинской областной детской клинической больнице: лимфома Беркитта. Это один из самых страшных видов рака, заболевание лимфатической системы очень высокой степени злокачественности. Метастазы поражают не только лимфоузлы, но и любые органы, костный мозг, кровь. Без лечения она быстро прогрессирует и приводит к смерти.
И стадия самая последняя, четвертая...
Шести курсов высокодозной и интенсивной химиотерапии оказалось мало. У этой лимфомы была резистентная форма, когда она не поддаётся обычному лечению, помогающему большинству пациентов. Остался последний шанс — трансплантация стволовых клеток.
Искать донора не пришлось. И ехать в федеральную клинику тоже. Серёже пересадили его же клетки прямо в челябинской больнице. Это была всего-лишь вторая такая трансплантация в нашем городе, раньше их тут не проводили.
Но перед ней — ещё три жёстких курса химиотерапии и месяц в стерильном боксе, куда врачи заходили только в специальных костюмах. Потому что "химия" убивает не только раковые клетки, но и иммунную систему.
И вот прошло три с лишним года. Это такой срок, когда становится ясно, что всё уже позади, всё хорошо. Стойкая ремиссия. Поэтому врачи ЧОДКБ и решились рассказать об этом случае.
Стоит перед врачами парень — улыбчивый, красивый, подкачанный — как с обложки. Будто и не тот Сережа, которого видели врачи в больничной рубашке.
Парень вернулся в спорт. Теперь ему любая борьба по плечу. Ведь он одержал победу в битве за жизнь. Сергей обнимает и благодарит медиков, а потом говорит так серьёзно:
Я ни разу не пожалел, что заболел. Эта болезнь меня многому научила. Морально-волевые качества в такие дни знаете как развиваются!