Найти тему
Alterlit Creative Group™

История одного абьюза

Влад Васюхин рассказывает о премьере в театре «Современник» постановки «Двое на качелях» по пьесе американского драматурга Уильяма Гибсона.

Никаких качелей ни в пьесе, ни на сцене, конечно, нет. Это метафора. Качели, на которых три часа раскачиваются он, она и зрители, эмоциональные. Они то взлетают до небес, то замедляют полёт, а то и вовсе останавливаются...

В театре «Современник» — премьера: Юрий Чурсин осуществил реинкарнацию некогда знаменитой постановки «Двое на качелях» по пьесе американского драматурга Уильяма Гибсона. Инициатором выступил директор театра Юрий Кравец, который там по сути и худрук, поскольку с 2019 года эта должность вакантна или упразднена, а творческим руководством занимается художественный совет. Можно долго дискутировать — насколько удачна подобная форма правления, что театр — это диктатура творческого лидера, однако «Современник» живет, не скажу, что процветает, хотя и выпускает интересные спектакли. Неинтересные, впрочем, тоже. Не надо далеко ходить за примерами: в декабре прошлого года с треском провалилась и была сразу же изъята из репертуара «Галя. Волшебная история». Нелепый байопик о многолетнем худруке «Современника» Галине Борисовне Волчек поставили к её 90-летию. Не получилось. Облажались. Бывает. И вот — новый оммаж в сторону Волчек, еще одна посвященная ей работа. Правильнее сказать — её работа.

Пьесой «Двое на качелях» 28-летняя актриса Волчек в 1962 году успешно дебютировала в режиссуре. Играли в том легендарном спектакле звезды — Михаил Козаков и Татьяна Лаврова. От первого состава остались лишь фото и восторженные воспоминания. После вводились новые исполнители. «Качели» раскачивались около тридцати лет. Говорят, это был любимый спектакль Галины Борисовны.

Татьяна Лаврова и Михаил Козаков — первые исполнители спектакля «Двое на качелях»
Татьяна Лаврова и Михаил Козаков — первые исполнители спектакля «Двое на качелях»

В 2015 году, за четыре года до смерти, Волчек неожиданно возобновила, возродила или даже заново поставила гибсоновскую пьесу — простодушную, наивную, многословную, архаичную, добавив героям новых эмоций и красок, а зрелищу масштабных неоновых декораций. Почему она нарушила заповедь «Не возвращайтесь к былым возлюбленным...»? Возможно, у нее уже не было сил и желания делать что-то новое. Возможно, хотела дать интересную роль Чулпан Хаматовой. Возможно, Чулпан сама мечтала сыграть сумасбродную и трогательную Гитель. В пару ей взяли медийного Кирилла Сафонова, в труппе не состоявшего. А когда в 2018 году Хаматова выразила желание уйти в творческий отпуск, что многие расценили как уход из стагнирующего «Современника», на её роль Волчек пригласила Кристину Орбакайте. Спектакль пользовался популярностью. Однако весной 2023 года его официально убрали из репертуара, думаю, тут вмешалась политика, а играть его перестали еще раньше.

Таким образом первая постановка Волчек стала для нее и последней. Но как и в молодые годы она осталась верна русскому психологическому театру и своей позиции о сложном рассказывать ясно и просто.

А вот тут можно поспорить — является ли рассказанная Гибсоном история сложной? Не знаю, как воспринимали эту американскую психологическую драму советские люди во времена хрущевской оттепели, кто-то из очевидцев вспоминал, что зал сидел, затаив дыхание. Но вот что писал я в 2017 году, увидев новую версию пьесы: «Конечно, мне не хватило в этом спектакле режиссера. Зрелище традиционное, довольно предсказуемое по решениям и находкам, да я и не ждал от Волчек какого-то авангарда. Шел на актеров. И они не подвели, хотя сказать, что дуэт получился равноценным, тоже не могу. Чулпан Хаматова “перевешивала” Кирилла Сафонова на этих качелях чувств. Но сыграли они устаревшую бродвейскую соковыжималку вполне достойно. Из других плюсов — сценография Павла Каплевича».

Кирилл Сафонов и Чулпан Хаматова в версии 2015 года
Кирилл Сафонов и Чулпан Хаматова в версии 2015 года

В пьесе не было политики, не было идеологии, зато была всепрощающая любовь и надежда на лучшую участь. В каменных джунглях Нью-Йорка случайно встретились два одиночества, две неприкаянных души, два не очень подходящих друг другу человека. Она, Гиттель, несостоявшаяся балерина, он, Джерри, адвокат без разрешения на работу. Положение усугубляется тем, что он беден, как церковная мышь, а она страдает язвой желудка и тоже бедна. Они и любят, и мучают друг друга, поскольку Джерри никак не может расстаться с прежней женой, живущей в другом штате...

Я с интересом шел на «перезапуск». Мне ничего не говорило имя 32-летней Татьяны Бабенковой (оказывается, она звезда воронежского Камерного театра), но Юрий Чурсин — актер, которого когда-нибудь, возможно, назовут выдающимся. Он очень талантливый и харизматичный. И обидно, что у Чурсина был долгий перерыв работы на сцене, больше десяти лет, и что сейчас на его пути нет достойных его дарования больших режиссеров. И в этом спектакле он «сам себе режиссер» или, как написано в программке, автор новой редакции.

Юрий и Татьяна оказались идеальной парой. Их уже называют лучшими со времен постановки 2015 года. Они убедительны. Они доносят мысли автора. Между их героями возникает та самая «химия». Но спектаклю не хватает твердой режиссерской руки. Он кажется затянутым, утомительным. И эта история одного абьюза из 60-х годов не тянет на три часа.

Этот и другие обзоры на сайте Alterlit.ru