Найти в Дзене

Валентина Толкунова. С верой жить легче

Газета "Лечебные вести",
номер 4 за апрель 2008 года Рубрика "Главный гость" Много лет назад Герой Социалистического Труда, бригадир по­шивочного цеха объединения «Скороход» Тамара Титова сказала автору этих строк:
«Мы тут с девчатами в обед обсуждали кон­церт «В рабочий полдень».
Валечка Толкунова пела так хорошо, так душевно. Кто-то сказал:
«Девоньки, она такая же, как и мы». В этом наивно-трогательном признании заключена народная мудрость, подтверждающая то,
что Валентина Васильевна, Валя, Валечка Толкунова не просто народная артистка России по зва­нию, а народная певица, народная любимица -
по сути. Она родилась в 1946 году в Краснодарском крае, городе Армавир.
Пела в детском хоре Центрального дома детей железнодорожников, которым руково­дил Семен Осипович Дунаевский. Закончила Музыкальное училище имени Гнесиных по специальности
дирижер-хоровик, а затем и Московский государственный институт культуры. В 1966 году компози­тор и дирижер Юрий Саульский создал вокально-инстру
Оглавление

Газета "Лечебные вести",
номер 4 за апрель 2008 года

Рубрика "Главный гость"

Много лет назад Герой Социалистического Труда, бригадир по­шивочного цеха объединения «Скороход» Тамара Титова сказала автору этих строк:
«Мы тут с девчатами в обед обсуждали кон­церт «В рабочий полдень».
Валечка Толкунова пела так хорошо, так душевно. Кто-то сказал:
«Девоньки, она такая же, как и мы». В этом наивно-трогательном признании заключена народная мудрость, подтверждающая то,
что Валентина Васильевна, Валя, Валечка Толкунова не просто народная артистка России по зва­нию, а народная певица, народная любимица -
по сути.

Она родилась в 1946 году в Краснодарском крае, городе Армавир.
Пела в детском хоре Центрального дома детей железнодорожников, которым руково­дил Семен Осипович Дунаевский. Закончила Музыкальное училище имени Гнесиных по специальности
дирижер-хоровик, а затем и Московский государственный институт культуры. В 1966 году компози­тор и дирижер Юрий Саульский создал вокально-инструментальный оркестр «ВИО-66» и пригласил в вокальную груп­пу сопрано юную певицу Валю Толкунову. Пройти мимо такой красавицы-певуньи было невозможно, и вскоре Саульский стал ее мужем.

Пять лет отдала она оркестру, а затем поняла, что созрела для сольной карьеры. Сольный дебют певицы состоялся в 1972 году, на творческом вечере поэта Льва Ошанина, где Толкунова спела трога­тельную песню Владимира Шаинского «Ах, Наташа!». С 1973 года Толкунова - солистка Москонцерта, участница са­мых популярных ТВ-программ, артистка, гастролирующая по всему Советскому Союзу, исполнительница таких любимых песен, как «Стою на полустаночке», «Се­ребряные свадьбы», «Поговори со мною, мама», «Носики-курносики». Стоит только произнести какое-то из этих названий, и в душе сразу начинает звучать ее
не­подражаемый голос. Певица поистине вошла в каждый дом, каждую семью... Она стала народной артисткой России, заслуженной артисткой Калмыкии, лау­реатом премии Ленинского Комсомола, награждена орденом Дружбы народов.

В 1986 году Валентина Васильевна стала художественным руководителем организованного ею Московского театра музыкальной драмы и песни. Первой постановкой театра Толкуновой стала драматическая опера «Русские женщи­ны» на стихи Некрасова, затем появились музыкальные композиции «Ожидание», «Черемуха». В исполнении любимой певицы зрителям открылись новые глубины старинного романса, му­зыкальной новеллы, баллады, городского романса.

На свой «личный фронт» Валентина Толкунова не пускала ни журналистов, ни коллег. За кулисами ходило немало пересудов, что у русской красавицы Валюши имеется какой-то влиятельный покровитель из партийной элиты. Несом­ненно, такая женщина и такая певица не могла не нравиться мужчинам, будь то токарь или член Политбюро. Но в откро­енном интервью Валентина Васильевна расставила все точки над i.

- У меня никогда не было никаких покровителей. Свою творческую жизнь
я прожила честно. Выдающийся музы­кант и продюсер Юрий Саульский был моим любимым мужчиной. А любимые мужчины для женщин - в том числе
и покровители. Я была ему хорошей же­ной. Мы прожили пять лет. Не так много, но я всегда считала: мне так повезло, что у меня был такой прекрасный муж.

Он меня очень многому научил, ввел меня в мир современной джазовой
и эстрадной музыки. И знаете, за пять лет мы ни разу не поссорились!
Даже рас­стались мирно. Внутренне я была готова к этому, знала, что наша совместная жизнь и должна была так закончиться. Я жила с очень увлекающейся натурой. И понимала, что такой человек увлека­ется не только делом, но и женщиной, которая олицетворяет для него это дело. После песни следующим этапом для Юры стал кинематограф. И в его жизни появилась другая женщина - актриса. Конечно, я страдала, мучилась, но по­нимала, что он обретал в новой любви свое счастье.

- А как же ваша большая любовь? Как удалось «вырвать» ее из сердца?

- Любовь - это космос. Любовь - это то, что в тебе живет. И чем больше ты любишь, тем богаче становишься. А для певицы, актрисы любовь,
даже нераз­деленная, несчастливая, - это еще и источник вдохновения.
Мои лучшие пес­ни рождались именно на фоне сильных личных переживаний. Только я не спе­шила рассказывать о них журналистам и знакомым (только очень близким лю­дям!), а рассказывала о них с помощью стихов и мелодий своим слушателям... Отношения между мужчинами и жен­щинами на физиологическом уровне я не называю словом «любовь».
Любовь — это нечто большее. Вот этим чем-то большим я живу.

Еще одной закрытой темой для Толку­новой стало ее самочувствие,
здоро­вье. Мои попытки завести «медицинский» разговор были пресечены на корню:

- Нельзя выносить содержание своей медицинской карты и больничного листа на публику! Это касается не только ар­тистов, но и простых людей. Поверьте,
в моей жизни было немало сложных моментов, проблем со здоровьем,
ду­шевных переживаний, потерь... Однако мне очень не нравится, когда женщины любого возраста делают разговоры о своих маленьких и больших болезнях главными, посвящают этому уйму вре­мени. Если вам действительно нездо­ровится, обратитесь к доктору (лучше - к нескольким, чтобы был поставлен правильный диагноз), почитайте специ­альную литературу.
Сходите в церковь, помолитесь, поставьте свечку! Постарай­тесь стать духовно выше, и, поверьте, это благотворно повлияет на ваши недуги, облегчит ваши муки и страдания. Но не уходите в себя, постарайтесь побольше двигаться, гулять, вести активный образ жизни. И, конечно, в разумных пределах ограничивать себя в еде.

- Вы потрясающе выглядите! Как вам это удается?

- Я вообще молодая (смеется)!.. Пони­маете, я человек, которому суждено было родиться между поколениями - старшим и сегодняшним. Мне иногда кажется, что я всех знаю, со всеми общалась, дружила, пела произведения многих композиторов, которых уже давно нет... Когда ребенком я пела в хоре Дунаевского, к нам приходила молодая Александра Пахмутова, прихо­дили Дмитрий Дмитриевич Шостакович, Мстислав Ростропович. Эти детские впечатления я пронесла через всю жизнь, мечтая, что когда-нибудь стану большой и буду рядом с этими людьми находиться на одной сцене. И мои мечты сбылись!

- Вы молоды не только душой, но еще и внешне великолепно
сохра­нились! Извините, это не результат модных ныне пластических экспери­ментов?

- Хотите верьте, хотите нет, но я ни­когда не думаю о своей внешности.
Для такого человека, как я, поход в клинику пластической хирургии -
это из разряда фантастики. Мне кажется, что самое главное - не думать,
как выглядишь.

- А вот Филипп Киркоров считает, что надобно сначала себя полюбить, чтобы потом тебя другие полюбили! И не он один так думает!

- Может быть, Филиппу так удобней, так комфортней?! Я же больше люблю других, чем себя. На этом часто спотыкаюсь, но «работа над ошибками»
все равно не меняет мой характер. Наверное, не стоит себя кардинально ломать, переделывать. Видимо, такова моя планида - больше растворяться
в дру­гих, чем в себе.

- Это настолько необычно для ар­тистки, тем более для звезды такого масштаба!

- При чем здесь степень популярности, звездности? Я от при­роды весьма скром­ный человек. Навер­ное, выгляжу странной в нынешние «лихие» времена. Нынче во­обще не принято от­давать, а принято добиваться, хватать, «выгрызать»... Я же по-прежнему отдаю всю себя: зрителям, песне, работе, друзь­ям, семье... Но зато от этого получаю огром­ное удовольствие.

- То, о чем вы говорите, по сути - принципы право­славия... Вы чело­век верующий, воцерковленный?

- Я непросто к этому шла. Как и любому думающему и размышляющему человеку, мне хоте­лось познать смысл нашей жизни, смысл пребывания на этой земле. Где мы? Кто мы? Зачем мы? Ста­ла читать книги, и меня к религии
потя­нуло. Это произошло в 85-м году. С верой жить намного легче.
Я думаю, в этом и есть смысл существо­вания. Защититься от многих людских про­блем - мелких, ме­щанских - мне очень помогло становление именно духовное.

- На вас очень красивый серебря­ный кулон, где выгравированы ини­циалы «ВТ»...

- Это подарок художников, авторская, эксклюзивная работа.

- Многие певицы и артистки ваше­го поколения собирают драгоценности еще с тех, советских, времен, когда золото-бриллианты стои­ли не так дорого...

- Честно говоря, я рав­нодушна к драгоценностям. А вот живопись люблю.
Но поняла одну вещь: нельзя что-то коллекционировать. Даже если ты что-то собе­решь и от тебя останется горстка бриллиантов или де­сяток картин, то это все равно просто смешно. Зачем этим заниматься, когда есть музеи, выставки, библиотеки? Вот была я в Третьяковской гале­рее, смотрела выставку гра­фики, потрясающие работы Кипренского, из запасников, - просто кладезь.
Наслажда­ясь всем этим, лишний раз подумала: ты не можешь быть постоянным собственником чего-либо. Тебе вообще в этой жизни ничего не прина­длежит. Ну, собрал изумруды, алмазы, но ведь они не твои - их земля родит. И картины не тобой написаны. Пустить чужую душу к себе в дом - рискованно...

- Валентина Васильев­на, книжку про себя когда напишите?
Пусть муж-писатель поможет! (Вто­рым мужем артистки стал
журналист-международник Юрий Папоров. Выпустил несколько книг
о Троцком, Хемингуэе. Они вместе уже почти тридцать лет.
У Вален­тины и Юрия замечательный сын. Он подавал надежды
как музыкант, но стал дипло­мированным юристом).

- Про себя - никогда. Про друзей - еще можно поду­мать. О себе неприлично говорить самому - пусть другие скажут. И вообще, мы живем на этой земле
не для того, чтобы оста­вить память в мемуарах.

- А ради чего?

- Мы пришли на эту землю прежде всего для того, чтобы очиститься внут­ренне.

Уже в течение многих лет Толкунова внешне почти не меняется.
Вот какой примерной схе­мы питания артистка придерживается, когда «сидит на диете»:

Завтрак: 125-150 г творога, овощной салат, 1-2 кус­ка хлеба, чай или кофе.

Ланч: 1-2 фрукта и зеле­ные овощи (болгарский перец, огурцы).

Обед: суп без жира (окрошка, овощной, свекольник). Красная индюшатина или пост­ная говядина. 1 раз в 2 недели можно съесть печень, поджаренную без жира на сковород­ке. Гарнир - 3 столовые ложки зеленого горош­ка (для железа, так как при всех диетах падает гемоглобин) и овощной салат.

Полдник: 1-2 фрукта, 1 диетический йогурт.

Ужин: 1-2 куска хлеба, овощи + 1 чайная ложка растительного масла, творог.

Примечание. В день пить 10-12 стаканов воды для вывода из почек кетоно­вых тел, продуктов распа­да жиров. Вместо сахара - заменитель,
до 6 таб­леток в день. Фрукты - 4 порции в день (4 средних яблока, мандарина, сливы). Зеле­ные овощи - без ограни­чения.

Михаил АНТОНОВ