Мои дорогие, продолжаем внимательно знакомиться с главными язвами души – смертными грехами, которыми в той или иной степени «болеют» практически все. Очень важно внимательно и осознанно вглядываться в себя, изучать мотивы своих поступков и дел. Не ради того, чтобы убедиться, насколько плох и далек от совершенства, а чтобы искренним покаянием очистить душу и исправиться.
Сегодня мы говорим о зависти. Святые отцы часто предупреждали об опасности этого смертного греха. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Завидовать хуже, чем враждовать. Враждующий, когда забывается причина, из-за которой произошла ссора, прекращает и вражду; завистливый же никогда не станет другом. Притом первый ведет открыто борьбу, а последний – скрытно; первый часто может указать достаточную причину вражды, а второй не может указать ни на что другое, кроме своего безумия и сатанинского расположения». Вспомним библейскую историю о родных братьях Каине и Авеле, когда зависть Каина к тому, что Бог принял жертву Авеля, а его жертву нет, привела к братоубийству.
Чтобы избавиться от зависти, ее надо попробовать осмыслить, перевести из разряда полубезумных мыслей и чувств в категорию логики. Например, можно рассуждать так. Господь одарил каждого человека своими способностями и талантами, каждый успешен в чем-то своем. Когда нам кажется, что другому абсолютно во всем везет, и ему сопутствует только удача, мы заблуждаемся. Просто мы не видим его проблем, трудностей, не знаем о неприятностях и загрузке. Если коллега, а не вы получили долгожданное повышение, то еще неизвестно, кому повезло. Да, он будет получать немного больше, но при этом с него будет уже совершенно другой спрос: он будет нести ответственность, в том числе за ошибки и промахи своих подчиненных, не сможет вовремя уходить с работы, проводить много времени с семьей, быть совершенно свободным в выходные дни.
Еще один способ избавиться от зависти заключается в том, чтобы превратить это негативное и злобное чувство в мотиватор саморазвития. Святитель Василий Великий писал: «Если непременно желаешь славы, хочешь быть виднее многих и не терпишь быть вторым (ибо и это бывает поводом к зависти), то честолюбие твое, подобно какому-то потоку, направь к приобретению добродетели».
Очень важно молиться о своих завистниках и о себе, если сам испытываешь это злое чувство, чтобы Господь помог справиться с греховной страстью. Есть еще одно проверенное средство, как укротить в себе зависть. Надо постараться как можно больше и чаще совершать по отношению к человеку, которому завидуешь, добрые дела. Святитель Феофан Затворник подчеркивал: «Доброхоты, у которых чувства симпатии и сострадания преобладает над эгоистическими, не страдают от зависти. Это указывает путь к погашению зависти, и всякому мучимому ею. Надо спешить возбудить доброхотство, особенно к тому, которому завидуешь, и обнаружить это делом, – тотчас зависть и стихнет. Несколько повторений в том же роде, и с Божией помощью, она совсем уляжется».
Зависть – это еще и отсутствие благодарности Богу, неумение радоваться тому, что имеешь. От зависти можно избавиться, если приучить себя не сравнивать свои достижения с чужими, а сравнивать себя вчерашнего с собой сегодняшним. В чем вы стали лучше, добрее, профессиональнее? И, конечно, мои дорогие, важно приучать себя к ежедневной молитве и благодарности Господу. Заведите правило каждый вечер мысленно или письменно находить несколько поводов, чтобы поблагодарить Бога за любовь и милосердие.
Зависть – это серьезный грех, в котором надо каяться на исповеди. И обязательно с ним бороться всеми доступными методами. Помоги вам Господь!
☦️ Позитивный Батюшка ☦️ Священник Антоний Русакевич - подпишитесь