А ведь и правда. Армия США – первая в мире. Ну, по крайней мере в тройку лидеров она входит точно. По любым рейтингам и оценкам.
На каком месте находится армия так называемых "хуситов" (хотя правильней называть ее Ансар Аллах) – неизвестно. Может на 50-м месте, а может на 70-м. Да там и армии-то, как таковой нет. Это скорее ополчение, партизаны. Но не регулярные войска.
И тем не менее, США ничего не могут с ними сделать. Почему так?
Не устану повторять, что именно география является первопричиной большинства политических, военных и экономических процессов на Земле.
Так же, как география определяет, почему африканский лев имеет короткую шерсть песчаного цвета, а полярный медведь – длинную и белую, точно также и государства формируются исходя из той территории, которую они занимают.
Климат, полезные ископаемые, почвы, торговые маршруты, проливы, реки, перевалы, биологические ресурсы и т.д. – всё это из области географии. И всё это является основой взаимоотношений между странами.
Йемен – государство на южной оконечности Аравийского полуострова.
Те самые хуситы – это не всё население Йемена. На самом деле там уже много лет идет гражданская война между представителями двух течений ислама: шиитами (хуситами) и суннитами.
Официальная власть принадлежит именно суннитам. А шииты (хуситы) – это как бы повстанцы, которые борются с официальным правительством, а также не дают расслабляться соседним суннитским странам (прежде всего Саудовской Аравии и ОАЭ).
Карта разделения Йемена постоянно меняется, но в целом можно сказать, что хуситы контролируют западную часть страны, а официальное Правительство – все остальное:
Если мы обратимся к физической карте, то окажется, что территория под контролем хуситов – это горный регион. Так называемые Йеменские горы.
Их площадь равна порядка 80 тыс. км2 (как Австрия или Азербайджан). Высоты доходят до 3,5 километров (высочайшая точка вообще 3666 метров).
Вот как выглядит небольшая часть этой территории со спутника:
Как вот в таких условиях находить базы хуситов и наносить по ним удары? Война в горах – это очень сложная война. Опыт Афганистана и Чечни это наглядно показал.
Просто летать там на самолетах или запускать крылатые ракеты (как привыкли американцы) – не получится. Склады, штабы, укрепрайоны могут располагаться в таких ущельях, куда ни одна ракета не залетит.
Так что победить хуситов можно только одним способом – наземной операцией. То есть прям ножками спускаться на йеменскую землю, которая для хуситов – дом родной.
При этом и тяжелая техника там теряет большую часть своего потенциала. Ну, какие танки на таком рельефе?
То есть американцам придется воевать буквально пехотой. Против высокомотивированных отрядов хуситов для которых, повторюсь, эти горы – родной дом, а война – родная мать. Они всю жизнь воюют.
Чтобы было понятнее, хуситы – это один из самых воинственных и духовитых народов Ближнего Востока. Их можно сравнить с чеченцами, лезгинами или черкесами. Горцы, одним словом.
Но и это для США половина беды. Может быть США на такую операцию и решились, но для того, чтобы ее начать, им нужен некий плацдарм. То есть кусок территории, на котором они смогут высадиться, укрепиться и оттуда начать свое наступление.
Например, когда США воевали с Ираком, таким плацдармом стал Кувейт. Армия США сконцентрировалась на этом клочке суши и уже оттуда пошла на Багдад.
Но где может располагаться плацдарм для вторжения в Йемен?
С двух сторон государство окружено морем. С двух других сторон оно граничит с Саудовской Аравией и Оманом.
Оба эти государства не предоставят свою территорию для плацдарма по совокупности множества различных причин. Например:
- А) Самое главное – хуситы предупредили, что если соседние страны будут вмешиваться, то их нефтяная инфраструктура будет помножена на ноль. И хуситы действительно могут это сделать, это они уже доказали несколько лет назад, когда успешно атаковали нефтяные промыслы Саудовской Аравии. Тогда они причинили убытков на миллиарды долларов и никакие самые крутые системы ПВО ничего не смогли сделать.
- Б) Хуситы ведь как бы вписываются за палестинцев, а за палестинцев болеет весь арабский и мусульманский мир, то есть и Саудовская Аравия, и Оман. По этим соображениям они не спешат помогать американцам бороться с хуситами.
- В) За хуситами стоит Иран и проявлять прямую агрессию против них – это кликать беду, приближать большую войну на Ближнем Востоке. А кому оно надо? Арабы хотят торговать и делать бизнес, а не ввязываться в чужие войны.
- Г) В целом отношения арабов и США охладели. Не исключено, что вся эта история с хуситами очень даже на руку Саудитам и Оману, которые хотят выдавить коллективный Запад из региона и стать там полноправными хозяевами.
Примерно по тем же причинам плацдарм не предоставят и официальные власти Йемена (вторая половина государства). Тем более – это ведь их страна, а кто захочет, чтобы половину твоей страны сравняли с землей (кстати, хуситы контролируют и Сану – столицу Йемена).
Так что вариантов для плацдарма не остается
Ну, можно, конечно, напрямую высадиться на побережье и каким-то образом там укрепиться... Берег ведь – это равнина.
Но тут тоже проблема. Хуситы занимают господствующие высоты над берегом. Смотрят на него как бы сверху вниз. В таких условиях высаживаться, закрепляться, а потом еще идти в атаку в горы...
Нет, можно, конечно. Но американцы на такие массовые потери не пойдут. Это даже не тысячи, а десятки тысяч гробов. Накануне выборов.
Вот и получается, что хуситы засели в своих горах, образуя естественную цитадель, неприступную крепость, к которой никак не подобраться простым и привычным для американцев способом.
Все что им остается: выискивать где-то в бесконечных горных отрогах пещеры со складами и пытаться как-то их уничтожать с воздуха. Эффективность такого подхода стремится к нулю.
С другой стороны, если хуситы получат, допустим (если еще не получили) хорошие противокорабельные ракеты наземного базирования, то из своих гор они могут простреливать весь пролив и уничтожать любые суда, оставаясь практически неуязвимыми.
Такой вот получается ребус для американцев, которые сами на себя взвалили ношу всемирных блюстителей порядка. Ну, вот пусть теперь его и наводят.