С одной стороны, люди мечтают внести изменения в свою жизнь, но с другой стороны, крепко держатся за свои старые установки, понятия.
Так получается, что ко всему новому или к тому, что ему незнакомо, человек относится с большим подозрением, недоверием.
Любые действия, информация, которые ему не знакомы, воспринимаются как угроза, хотя, на самом деле, они могут привести к изменениям в жизни. Человек продолжает крепко держаться за старые знания, опыт, поведение.
Старые, усвоенные схемы поведения, дают ему определенную психологическую уверенность. В то же время, чем сильнее человек держится за старое, тем выше его зависимость, запрограммированность старыми схемами поведения и тем больше он боится перемен.
Любые перемены в жизни предполагают необходимость расстаться со старыми схемами поведения, которые человек с огромным трудом выстраивал в своей жизни, и они давали ему определенную уверенность, опору. Не так-то просто расстаться с ними.
Люди хотят определенности в своей жизни. Неопределенность пугает. Попадая в ту или иную ситуацию, встречаясь с теми или иными людьми, человек предпочитает держаться за старые, проверенные временем понятия и схемы поведения. Он считает их правильными и надежными. Зачем ему пересматривать свое поведение, мировосприятие, проще и удобнее держаться за старое, привычное. Очень часто ему просто лень этим заниматься, нет сильного желания и сил привнести в свою жизнь изменения.
Очень часто, когда человек боится изменений, это просто страх, что он не справится, что у него не получится проявить себя в новых незнакомых условиях, в непривычной обстановке.
В повседневной жизни человек предпочитает заниматься тем, что он умеет делать и старается избегать то, что не умеет. Боится ответственности. Очень сильная зависимость от внешних обстоятельств, чужого мнения, критики.
В мире знаний, информации происходит то же самое, человек воспринимает только привычные для него понятия, мысли, суждения и отвергает не понятные ему идеи, не подтвержденные его ограниченным личным опытом. Он боится, что не сумеет разобраться в них, что покажет свою несостоятельность, свой невысокий интеллектуальный уровень.
Когда человек крепко держится за устаревшие, непригодные схемы поведения, понятия, он лишает себя возможности улучшения качества своей жизни, привнесения в нее изменений, ограничивает, тормозит развитие своих умственных способностей.