Набрела на довольно старый фильм: "Четвёртая планета" (1995, режиссер Дмитрий Астрахан).
В свое время я его не видела, была в то время занята совсем другими делами.
Но хорошее кино с годами хуже не становится. А это - хорошее.
По мотивам Бредбери
Режиссер и сценарист Олег Данилов создали весьма свободную вариацию на "Марсианские хроники" Рэя Бредбери. Все, конечно, помнят тот рассказ, где прилетают астронавты на Марс и обнаруживают там милый американский городок своего детства, и прекрасно живущих, словно в раю, родителей, дедушек, бабушек, друзей, близких... Устоять невозможно. Гости с Земли разбредаются по домам родственников. А ночью выясняется, что всё - иллюзия и ловушка. Марсиане выбрали самый безотказный способ расправиться с непрошеными гостями.
Примерно то же самое - в фильме Астрахана.
Космонавтов - трое: двое русских, один американец. Отличный дружный экипаж.
Попадают они в провинциальный советский городок из прошлого, изображенный колоритно и узнаваемо, но не карикатурно.
Космонавты точно знают, что повершили посадку на Марс 8 августа. А в тамошней реальности - 25 июня, и командир экипажа, Сергей Беляев, с ужасом вспоминает, что когда-то в тот день в 10 часов вечера погибла от уличного нападения любимая им девушка Таня.
В прошлой жизни Таня не обращала внимания на щуплого подростка Сергея, но теперь перед ней - герой космоса, и ради него она бросает "крутого" жениха.
Между тем американец, взяв покататься автомобиль, оказывается в своем "раю" и догадывается, что вся эта фантасмагория - подстроена. Тут нет ничего настоящего. Они на Марсе, и вокруг - фантомы, созданные непонятно с какой целью.
Неожиданная развязка
У Бредбери, мы помним, всё закончилось печально для землян.
В фильме Астрахана конец многозначный. Последние сцены поставлены и сыграны очень сильно. Двое космонавтов улетают с Марса, а Сергей принимает решение остаться, чтобы попытаться спасти свою Таню - даже зная, что она - плод его воображения.
Кстати, остается неизвестно, кто такие марсиане, зачем они проделывают этот опыт над людьми. Может, и нет никаких марсиан, а есть некое ментальное поле, вступающее в резонанс с полем землян. Впрочем, некоторые обитатели "города" намекают героям, что их догадки верны: из завлекли в иллюзию, созданную из их собственных воспоминаний.
И тут Бредбери пересекается с Лемом и Тарковским ("Солярис"), только без метафизики. Напротив, здешняя марсианская псевдореальность чрезвычайно материальна, она яркая, шумная, пахучая, густая.
И в конце влюбленные воссоединяются - неважно, в том или этом мире.
"Назад в СССР"
Спустя тридцать лет после создания фильма становится ясно, что многие из обитателей умершей державы рады бы окунуться в прошлое и остаться там навсегда. В 1995 еще не было никакой особой ностальгии по СССР, поскольку в провинциальных городках ничего, по сути, и не изменилось, и молодежи не терпелось вырваться куда подальше - навстречу блестящему будущему, в сияющий мегаполис или в сказочную заграницу. Назад в СССР хотелось вернуться разве что пожилыми людям (в том числе моим родителям).
А теперь по СССР ностальгируют массы тех, кто никогда в той реальности не жил или застал ее лишь в раннем детстве. Умиляются школьной форме (коричневое платье с белым фартучком), дружелюбным алкашам, свойским бесцеремонным тёткам, уличной шпане, уютной бедности...
Множатся романы про всевозможных "попаданцев в СССР", прославляется "страна, которую мы потеряли", создаются красочные декорации - вроде тех, что в фильме Астрахана.
В этом смысле режиссер сильно опередил свое время и заглянул в наше будущее, повернутое лицом в иллюзорное прошлое.
Впрочем, в будущее, сам того не зная, тоже заглянул...
В роли Тани снялась бывшая супруга Астрахана, актриса Ольга Беляева. Конечно, при близких планах сразу видно, что ей давно не 18 лет, а все 30. Но это не так важно. Весь фильм построен на желании Сергея спасти Таню от гибели, дата и час которой ему хорошо известны. Так вот: Ольга Беляева погибла в 2000 году, спасая из пожара своего маленького сына. Мальчик получил страшные ожоги, но выжил, она - нет. Срочно примчавшийся из командировки Астрахан (они уже были в разводе) задействовал всех лучших медиков, но ничего сделать было нельзя...
В "Четвертой планете" герои воссоединяются в иной реальности. Если Таня - фантом, а Сергей погиб на Марсе, спасение любимой и свадьба могли состояться только в его предсмертном видении.
Фильм не столько фантастичен, сколько сюрреалистичен. И весьма рекомендуется к просмотру теми, кто еще не видел.
--
Кому не хочется смотреть кино, можно почитать мои книги.
В них нет никакой ностальгии по прошлому. Моя героиня, Юлия, признается, что никогда не тосковала по Земле, с которой улетела в семь лет. Ее жизнь устремлена в будущее. Мне тоже кажется, что идти вперед с головой, повернутой назад, невозможно. Далеко не уйдешь.
Романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти (тогда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе.
Новый роман - "Возвращение Улисса" - закончен и полностью доступен на Литрес и Литмаркет.