Священник-генерал, мальчишка-алтарник-партизан, небритые мачо в сомбреро с крестами, женщины, проносящие патроны в нижнем белье… Это кристерос – борцы за права католиков в бурную эпоху мексиканской революции, о которых сняли относительно недавно совместный мексикано-американский фильм.
В общем, фильм получился довольно средненьким, классическое противостояние Героев и Злодеев с элементами вестерна, хотя в конце есть несколько сильных сцен, вышибающих слезу. Однако мне кажется, что нашим соотечественникам стоит посмотреть этот фильм по двум причинам. Во-первых, у нас вообще мало что знают о Латинской Америке и её истории, а между тем сходство подчас просто поразительное. Достаточно посмотреть, как расстреливали священников и крушили христианские храмы представители революционных властей. Хотя в мексиканской революции не было большевиков и Ленина, но всего остального было предостаточно. Можно только порадоваться, что в Мексике не нашлось людей, которые бы жаждали «подстегнуть клячу истории» металлическими кнутами и они вовремя остановились. Невольно напрашивается мысль, что Мексика тех лет – это то, что было бы в России, если бы покушение Каплан оказалось бы успешным. Революция остановилась бы на определенном этапе и постепенно буря анархии схлынула бы сама собой.
С другой стороны фильм «Ради высшей славы» (в русском переводе – «За свободу») – это очень интересный образчик новой Мексики, Мексики периода демократии, сменившей монопольную однопартийную диктатуру ИРП, длившуюся 60 лет. Современная Мексика смотрит на события своей собственной революции уже не так, как это было раньше. В этом смысле фильм про кристерос можно поставить в один ряд с нашими «Адмиралом», «Жила-была одна баба» или «Доктором Живаго». Это фильм переосмысливающий прошлое.
Бросается в глаза и лейтмотив фильма – борьба за свободу. Да, именно за свободу – право верить в своего Бога, исповедовать эту веру, право её защищать. У нас в стране как всегда все приходит с опозданием. Сейчас «передовые» слои предпочитают нести на своих хоругвях лозунги антиклерикализма 18-19 вв. Но на Западе сильны и другие тенденции – неоконсерватизма, понимание того, что необузданная свобода ничем не отличается от рабства. Во многом на этом здоровом консерватизме стоит здание, построенное в США. Там на первом месте после свободы стоит Порядок. Без четкого определения прав, без защиты этих прав силой, нет и не может быть никакой свободы.
Ну тут я немного отвлекся. Больше всего мне как ни странно в фильме понравились титры. Титры шли на фоне фотографий той эпохи: простые крестьянские, полу-индейские лица в сомбреро и с патронташами через плечо под стягами с Девой Марией. И ведь это – вчерашние комбатанты Вильи и Сапаты (которые тоже кстати, хоть и грабили помещиков, но не трогали церкви и сами носили кресты на шляпах), которым революция была обязана своей победой и которые вновь взялись за оружие, когда революционность перешла через край. Глядя на их мужественные лица становится жаль, что у нас в стране таких людей в известный момент истории не хватило… Ну а фотографии повешенных и расстрелянных словно призваны окончательно удостоверить зрителя, что все показанное фильме – не ложь – ну, или не совсем…
И под занавес - вдохновляющий трек с кадрами из фильма Viva Cristo Rey.