Найти тему

Этот напиток имеет темное прошлое... История происхождения "Фанты", газированного нектара военного времени

Оглавление

Наверное, многие помнят моменты из детства, когда, поиграв на улице, нам не терпелось выпить стакан ледяной Фанты. Но какова история этого знаменитого безалкогольного напитка? Этот апельсиново-лимонный безалкогольный напиток появился в Германии в 1940-х годах, в мрачные годы нацизма, когда правительство США запретило транснациональным корпорациям США вести бизнес с Германией.

© Фотограф: Oliver Rush
© Фотограф: Oliver Rush

В то время Макс Кит, руководитель Coca-Cola GmbH, задумался о том, как создать новый безалкогольный напиток, который бы порадовал немецкого потребителя и не стал бы проблемой для компании, которой он руководил.

Coca-Cola и американский образ жизни

Президент Coca-Cola Роберт Вудрафф, который возглавил компанию в 1923 году, хотел расширить бизнес и вывести на международный рынок свой легендарный напиток. Под его руководством компания создала новый отдел — The Coca-Cola Export Corporation, который должен был курировать все заводы, которые компания планировала открыть по всему миру. Хотя Coca-Cola предоставила рецепт, различные страны должны были нести ответственность за предоставление сырья и оборудования, необходимых для производства. Этот импульс помог компании безалкогольных напитков стать спонсором Олимпийских игр 1928 года в Амстердаме, что стало отличным трамплином для остального мира, чтобы связать бренд с американским образом жизни, благодаря рекламе Coca-Cola.

В 1943 году в Германии и оккупированных странах было продано 3 миллиона ящиков "Фанты". Очевидно, не все это количество было куплено для употребления в качестве освежающего безалкогольного напитка, но, возможно, использовалось для ароматизации супов и рагу.
В 1943 году в Германии и оккупированных странах было продано 3 миллиона ящиков "Фанты". Очевидно, не все это количество было куплено для употребления в качестве освежающего безалкогольного напитка, но, возможно, использовалось для ароматизации супов и рагу.

Это также привело бренд в Германию, где управление компанией взял на себя американский эмигрант по имени Рэй Ривингтон Пауэрс. Пауэрс был прирожденным продавцом и смог поднять продажи напитка на невообразимые высоты. Но его талант продавца контрастировал с его плохими управленческими навыками. Нехватка времени у Пауэрса для проверки и контроля финансов, а также приход к власти Адольфа Гитлера убедили компанию заменить Пауэрса на посту генерального директора Максом Китом.

Секретная формула напитка

С самого начала Кит, стремясь перезапустить компанию и воспользовавшись процветающей в то время немецкой экономикой, принял решение: апеллируя к немецкому рабочему классу, он представил знаменитый напиток Кола так, как если бы это был местный бренд, а не просто американский безалкогольный напиток. Идея заключалась в том, что немцы не только будут пить пиво, но и с этого момента станут крупными потребителями колы.

© INTERFOTO / Alamy Stock Photo | Винтажная немецкая реклама "Фанты".
© INTERFOTO / Alamy Stock Photo | Винтажная немецкая реклама "Фанты".

Таким образом, благодаря примерно пятидесяти производственным предприятиям, построенным на территории Германии, транснациональная корпорация выросла с примерно 100 000 ящиков в год до почти пяти миллионов ящиков. Герман Геринг, правая рука Адольфа Гитлера и командующий Люфтваффе, также помог расширить компанию, чтобы национализировать ее и присвоить себе драгоценную секретную формулу.

Фанта возникла в результате трудностей с импортом сиропа Coca-Cola в нацистскую Германию во время Второй мировой войны из-за торгового эмбарго.
Фанта возникла в результате трудностей с импортом сиропа Coca-Cola в нацистскую Германию во время Второй мировой войны из-за торгового эмбарго.

Как и в Амстердаме в 1928 году, Берлин стал идеальной витриной для рекламы бренда по всему городу во время Олимпийских игр 1936. Название Coca-Cola появлялось на каждом плакате рядом со свастикой, в рекламе различных спортивных соревнований, а позже даже на грузовиках, перевозящих членов Гитлерюгенда на политические митинги. Автор книги «За Бога, Отечество и Кока-Колу» Марк Пендерграст утверждает, что Кит не вступал в нацистскую партию, но в стремлении спасти и возродить компанию он был готов на все, в том числе на сотрудничество с властью Третьего Рейха, хотя это так и не было доказано.

Эмбарго военного времени

С началом войны и экономической нестабильностью опасения Кита по поводу того, что принадлежащий американцам бизнес будет конфискован немецким правительством, возросли. Его подозрения подтвердились в декабре 1941 года, когда Соединенные Штаты вступили в войну после нападения Японии на Перл-Харбор. Отношения между компанией Coca-Cola в Германии и американской материнской компанией были разорваны из-за всемирного эмбарго, введенного американским правительством.

© BETTMANN/GETTY IMAGES | Coca-Cola сотрудничала с правительством США, чтобы обеспечить войскам, включая этих людей в Италии, доступ к кока-коле на протяжении всей Второй мировой войны.
© BETTMANN/GETTY IMAGES | Coca-Cola сотрудничала с правительством США, чтобы обеспечить войскам, включая этих людей в Италии, доступ к кока-коле на протяжении всей Второй мировой войны.

Немецкие бизнесмены, владевшие заводами по розливу, в том числе чемпион мира по боксу Макс Шмелинг, сочли невозможным дальнейшее производство напитка. Поэтому глава Coca-Cola GmbH (немецкий филиал) Макс Кит, занимавший эту должность с 1938 года, решил создать новый напиток, который сделал бы предприятие прибыльным и тем самым продолжил бы бизнес.

В результате эмбарго, наложенного на заводы, и того, что они не смогли получить необходимые ингредиенты для изготовления секретной формулы, знаменитая Кола перестала производиться в Германии.

© Public Domain / Coca-Cola | Макс Кит, человек, возглавлявший немецкую дочернюю компанию Coca-Cola во время Второй мировой войны.
© Public Domain / Coca-Cola | Макс Кит, человек, возглавлявший немецкую дочернюю компанию Coca-Cola во время Второй мировой войны.

Но, несмотря на трудности, Макс Кит решил пойти дальше и пришел к идее производить настоящий напиток немецкого производства. Итак, используя излишки других отраслей промышленности, такие как яблочный сок и мякоть от производства сидра, подслащенные сахарином и небольшим процентом сахара, а также другие легкодоступные ингредиенты, Кит создал новый безалкогольный газированный напиток, вкус которого варьировался в зависимости от ингредиентов, доступных на данный момент.

Популярный конкурс

Когда новый напиток был готов выйти на рынок, не хватало только одной маленькой детали: названия. Требовалось короткое и легко запоминающееся имя. Есть две теории, которые могут пролить свет на процесс выбора названия безалкогольного напитка. Согласно первой, именно Кит организовал конкурс, в котором работники фабрики должны были дать волю своему воображению, чтобы придумать название. Джо Книпп, опытный продавец, воспользовавшись словами менеджера, придумал название «Fanta», сокращение от слова «Fantasie» («фантазия», по-немецки). Вторая гипотеза заключается в том, что сами сотрудники использовали слово «fantastisch» («фантастический») для определения вкуса безалкогольного напитка и, таким образом, это слово стало ассоциироваться с напитком.

© Wikimedia Commons | "Фанта Классик" - возврат к оригинальной "Фанте", созданной во время Второй мировой войны.
© Wikimedia Commons | "Фанта Классик" - возврат к оригинальной "Фанте", созданной во время Второй мировой войны.

Как бы то ни было, после того, как Fanta была выпущена на рынок с этикеткой, на которой было написано «произведено Coca-Cola GmbH», подтверждающей ее качество, безалкогольный напиток сразу же имел успех. Несмотря на успех, фигура Макса Кита всегда была окутана противоречиями. Хотя он никогда не был ярым сторонником нацистского режима, он всегда отвечал за контроль над различными делегациями Coca-Cola в оккупированных странах.

Как объясняет в своей книге Марк Пендерграст, в штаб-квартире компании в американском городе Атланте не было известно, работал ли Кит на нацистов или он просто сохранял производство на заводах Coca-Cola из лояльности к компании. Кейт предлагал помощь населению, развозя питьевую воду на своих грузовиках, и даже защищал некоторых своих сотрудников, занесенных в черный список гестапо. Кит также перенес тяготы войны, когда 43 его завода подверглись бомбардировке самолетов союзников.

© Фотограф: Emmanuel Edward - Unsplash
© Фотограф: Emmanuel Edward - Unsplash

После окончания войны и поражения Германии немецкая компания снова объединилась с американской материнской компанией. Несмотря на это, а также на успех безалкогольного напитка в Германии, Fanta не производилась более десяти лет, до 1956 года. Затем Coca-Cola воспользовалась преимуществами одного из своих заводов в Неаполе (и большим количеством апельсинов, производимых в этом регионе): повторно запустила на рынок безалкогольный напиток Фанта. Это произошло в 1960 году.

Автор: Виктор Тревел

© TRAVEL 24 PRO

Еда
6,93 млн интересуются