Найти тему
Дядя Шура Zа победу!

Про Жванецкого, границы смешного и дозволенного

О юморе, в отличие от литературы, говорить тяжело, потому что границы смешного, как и дозволенного, у каждого разные. Одному палец покажи - уже смеётся. Девушку, допустим, пощекотать - ухохатывается, как ненормальная. Третьему матерком приправить в конце, обозначив запретное слово повышением голоса, - угорает и чувствует психологическую разрядку, потому что вы не столько шуткой поделились, а эмоцией.

А иному надо, чтоб юмор был посложнее, позаковыристее. Чтоб не для всех. Эти люди ещё любят говорить, что чувство юмора - это признак высокого интеллекта. Но они ж про другие исследования не знают. Что, например, наиболее стрессоустойчивые люди шутят про "чернуху", а самые одинокие - про "порнуху". И вот в этой ситуации наступают противоречия, потому что стрессоустойчивость - явный признак высокого интеллекта, а уж каждый умный человек имел в своей биографии период, когда чувствовал себя одиноким. Но когда он в следствие тяги к идентичности решил примкнуть к общности, это ведь автоматически не делает его тупым?

В общем, как вы поняли по сказанному выше, я умею загоняться и мудрить. Из чего следует, что я когда-то увлекался творчеством Жванецкого. В 20 лет вообще любишь парадоксы, а его юмор он не то, чтобы сложносочинённый, а такой хитровывернутый, что подкупало на фоне прямолинейных и беспардонных, как матерные частушки, шуточек Камеди Клаба. Я своей первой жене привил понимание юмора Жванецкого, чем одно время гордился.

Позицию его по Крыму и Донбассу отлично знал. Знал, что после Майдана, которым он восхищался, дескать "давно не видел народ", а там увидел, Жванецкий продолжал давать концерты и в Москве, и в Киеве. Но после, фразы о том, что он хотел бы пройтись по нашей земле будьдозером, а потом построить что-то новое, я перестал им интересоваться. 

Потому что какой бульдозер? И по музеям, которым сотни лет? И по Красной площади, по которой Жванецкий шёл перед каждым выпуском "Дежурного по стране"? И по кладбищам, где наши корни, которые плоть от плоти и есть мы?

Вы чё несёте, Михаил Манич? Сквозь ваши замудрёные экспериментальные репризы иногда проклёвывались озарения. Вот вы ведь рассуждали, что наивысшим проявлением Бога является совесть. У вас самого после слов про бульдозер душа-то на месте была? 

...А потом я узнал, что он умер. Тогда все носились с ковидом. Я всплакнул, но не на почве утраты, а на почве ностальгии. А потом грянула СВО, и Жванецкий исчез. В новом мире стало невозможно выражаться полумерами и намёками.

И сегодня по Жванецкому я не тоскую. Это такой период, как увлечение "Мастером и Маргаритой" Булгакова, который надо просто прожить и двигаться дальше. Ему бы, при всём своём безусловном таланте, иметь стержень государственника, и был бы у нас ещё один классик. Но Михаил Манич со всей его воистину метущейся и сомневающейся натурой пытался сделать невозможное - найти какую-то универсальную для всех правду, которая всё человечество друг с другом примирит. Я думаю, эти поиски, плюс успех и признание, которые подсаживают человека на восторг аудитории, дали ему молотом самонадеянности по действительно голове. Самонадеянностью и самолюбованием, проявления которой в выступлениях он часто называл самоиронией.

И после падения СССР сатирик Жванецкий поездил по миру и разменял себя на вульгарный космополитизм. Он хотел быть своим и у одесситов, и на Брайтоне, и в Израиле (по факту везде - у одесситов). А в России он хотел, чтоб его продолжали считать своим, лишь бы давали заработать. Вот что делает с людьми эта мелкая гнусная позиция дельца. Вот так можно девальвировать самого себя, начиная с высокой материи и заканчивая банальной коньюнктурой.

Мне нравится парадоксальный юмор. Сегодня, в наше историческое время, его нет. Люди обесценивают врагов, откровенно хамят и считают это шутками. Но вот таланта высмеять врага, так чтобы камня на камне не оставить на месте его угрожающей репутации, я не видел. Через Жванецкого я открыл для себя Бабеля, заново перечитал Гашека и Ильфа с Петровым. Жванецкий мог бы встать с ними в один ряд, если бы направил свой талант, как интеллектуальное ПВО, на защиту России. А он выбрал поиски пространных общечеловеческих идей, которые никого из нас не объединили. Потому что стрелял громко, но в воздух. 

В поисках этих идей нет жертвенности, которая сегодня в зоне СВО, например, является повседневной вещью. А горькое желание некоторых русских людей стать универсальными общечеловеками подчёркивал ещё Достоевский в "Дневнике писателя" (я тоже на тему общечеловеков писал, ну да не буду к великому подмазываться).

Мне нравилось то, как шутит Михаил Манич: структура шуток, неожиданный подбор слов, восхитительный одесский темперамент. Однако некоторые его вещи в компании моих товарищей в Екб нулевых про нашу страну я бы говорить не решился, потому что за такое до сих пор в морду дадут. И это не в пользу якобы "страдающего за общую правду" шутника. Видимо нету этой универсальной для всех правды, и нас, жителей планеты, ещё долго всех придётся мирить, и не факт, что это предприятие принесёт успех. Успех, который имел и ценил Михаил Манич.

В общем, намудрил Жванецкий, да так, что и нас запутал, и сам запутался. И сейчас это можно сказать с уверенностью - свернул не туда.

#россия #сво #ссср #украина #жванецкий