Значение спасательных шлюпок в обеспечении морской безопасности
Спасательные шлюпки представляют собой важный элемент оборудования, специально разработанный для обеспечения безопасности в море. На протяжении нескольких столетий они служат средством спасения жизней в чрезвычайных ситуациях, эвакуируя людей с тонущих или поврежденных судов. Эти коллективные спасательные средства оборудованы всем необходимым и спроектированы для работы в экстремальных условиях.
Что такое спасательные шлюпки?
Спасательные шлюпки – это специализированные средства для эвакуации судов, обеспечивающие безопасность людей в море. Их применение включает эвакуацию с тонущих судов, поисково-спасательные операции и медицинскую эвакуацию. Шлюпки эвакуируют людей с поврежденных судов, обеспечивая надежность и безопасность в экстренных ситуациях.
История развития спасательных шлюпок
Первые спасательные шлюпки появились в конце XVIII века в Англии, изготовленные из дерева и приводимые в движение веслами. В течение XIX века они постоянно совершенствовались, а вторая половина XX века принесла новые материалы и технологии, повысившие безопасность и функциональность. Современные шлюпки изготавливаются из стекловолокна или алюминия, обеспечивая высокую прочность и безопасность.
Типы и применение шлюпок
Существует множество типов шлюпок, каждая предназначена для определенных целей. В соответствии с Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море (SOLAS), максимальная вместимость шлюпок ограничена 150 человеками. Существуют частично закрытые и полностью закрытые шлюпки, обеспечивающие быструю посадку и безопасность находящихся в них людей.
Безопасность и требования
Современные спасательные шлюпки спроектированы с учетом максимальной безопасности. Они оснащены аварийно-спасательными средствами, такими как спасательные жилеты, сигнальные ракеты, радио и сигналы бедствия. Шлюпки соответствуют строгим стандартам SOLAS, обеспечивая жесткий корпус, остойчивость при повреждении и минимальное распространение огня. Удобные сиденья, системы обогрева и охлаждения делают их максимально комфортными для пассажиров.
Требования к проверке шлюпок на судне
Требования к проверкам шлюпок, которые необходимо делать исходя из требований СОЛАС и ЛСА.
За основу берем главу 3 и правило 20 и 36 СОЛАС. Инспекции, которые должен выполнять экипаж, и в присутствие представителя сервиса не требуется.
20 правило.
Первое, что говорится: перед выходом с порта все спасательное оборудование должно быть готово к немедленному использованию. Пишем в журнал перед выходом с порта: Время All LSA checked before departure and found in working order and ready for immediate use.
Дальше видим, что весь основной план должен быть составлен на основе правила 36, той же части 3, и должен включать:
1. a checklist for use when carrying out the inspections required by regulation 20.7;
2. maintenance and repair instructions;
3. schedule of periodic maintenance;
4. diagram of lubrication points with the recommended lubricants;
5. list of replaceable parts;
6. list of sources of spare parts;
7. log for records of inspections and maintenance
Согласно СОЛАС ваера необходимо проверять периодически, обращая особое внимание на места, которые проходят через блоки и менять при ухудшении их состояния либо каждые 5 лет. В циркуляре 1206 «MEASURES TO PREVENT ACCIDENTS WITH LIFEBOATS». Сказано, что месячные и недельные проверки должны проходить под руководством старшего судового офицера и в соответствии с maintanence manual.
В каждом мануале по использованию шлюпок должна быть инструкция, какие проверки проводить. Там будет готовый чек лист для вас. У ИМО есть даже специальный циркуляр для производителей оборудования, как писать эти самые инструкции – 1205 “GUIDELINES FOR DEVELOPING OPERATION AND MAINTENANCE MANUALS FOR LIFEBOAT SYSTEMS”. В уходе за ваерами следуйте инструкциям производителя. Замена же ваеров производиться не реже, чем раз в пять лет.
Переходим к проверкам
Недельные:
Требуется все визуально осмотреть и убедиться, что все готово к немедленному использованию. Стоит проверить крепеж, крюки, талрепа, который используется для крепления шлюпки. Все должно быть смазано.
Двигатели шлюпок должны быть проверены и работать как минимум по 3 минуты, включая работу на переднем и заднем ходу. Запускать его необходимо при разъединённом зарядном кабеле.
Шлюпки, за исключением шлюпки свободного падения, должны быть перемещены с места хранения и выведены в такую позицию, чтобы стало понятно, что девит работает нормально. Это, конечно, нужно делать без людей на борту и если позволяет погода.
!!! Обязательно записывать в журнал, нет записи – нет проверки!!!
Месячные:
Как в недельных, плюс проверка снабжения шлюпок. Проверить лампочки в серч лайтах и компасах. На некоторых шлюпках это можно сделать только при запущенном движке. Плюс полный осмотр снабжения шлюпки.
Снабжение шлюпки должно быть без просрочки. Особенно пиротехника. Каждый инспектор ее проверяет, а также еда, вода, таблетки и о чем часто забывают – это батарейки (на некоторых есть даты просрочки). Стоит проверить плавучий якорь на предмет его целостности и не прогнил ли он, так как сделан из парусины. Проверьте радар рефлектор.
Если установлены баллоны в шлюпке, проверьте их давление и наличие утечек в системе. Проверьте отсек, где находится двигатель – нет ли там протечек. Проверьте, в правильном положении ли стоит компас.
Дальше перейдем к наклейкам. Тут все просто: всё спасательное оборудование должно быть промаркировано соответствующими стикерами. В соответствии с резолюцией “Symbols related to life-saving appliances and arrangements adopted by the Organization by resolution A.760(18)”.
Полезные ресурсы для моряков:
Ежедневные вакансии с высокими зарплатами на ТОП флот:
➡️ https://t.me/seafarervacancies
Всё о зарплатах морякам - лучшие способы для переводов в РФ:
➡️ https://t.me/seafarersalary
Надежный контакт, где помогут оформить счет дистанционно:
➡️ https://t.me/paygercard
Помогут пройти или подготовиться к сдаче морских тестов:
➡️ https://t.me/seatesthelp
Помощь в оформлении виз США и Шенген для моряков:
➡️ https://t.me/CREW_USA
Чат моряков из России:
➡️ https://t.me/seafarerrussia
Чат судоводителей:
➡️ https://t.me/navigators_chat
Чат судомехаников:
➡️ https://t.me/engineers_chat
Чат танкерного флота:
➡️ https://t.me/tanker_fleet
Чат оффшорного флота:
➡️ https://t.me/offshore_fleet
Чат рыболовного флота:
➡️ https://t.me/fishingfleet
Чат балкерного флота:
➡️ https://t.me/bulkfleet
Чат контейнерного флота:
➡️ https://t.me/containerfleet
Чат сухогрузного флота:
➡️ https://t.me/generalcargofleet
Чат круизного флота:
➡️ https://t.me/cruisesfleet