Найти в Дзене
Евгений Трифонов

Ливан ждёт «договорная» война?

Противостояние Израиля с «Хезболлой» на юге Ливана зашло в тупик: его невозможно ни выиграть, ни прекратить.

Военные действия «Хезболла» начала 8 октября 2023 г. в качестве акта солидарности с ХАМАСом, напавшим на Израиль. Но её действия ограничиваются обстрелами по израильским военным, реже – по гражданским объектам в приграничной полосе. Израиль сначала отвечал огнём и авиаударами по позициям ракетчиков и миномётчиков, но со временем начал наносить всё более сильные удары, к т.ч. в глубине ливанской территории. Также израильтяне совершили несколько ликвидаций командиров «Хезболлы»: Израиль явно терял терпение, и старался заставить «Хезболлу» либо вступить в переговоры, либо начать полномасштабную войну.

«Хезболла» располагает 150 тысячами ракет различных типов (среди них - иранский ракетный комплекс «Фатех-110» с дальностью в 300 км)
«Хезболла» располагает 150 тысячами ракет различных типов (среди них - иранский ракетный комплекс «Фатех-110» с дальностью в 300 км)

Перед 7 октября Израиль ожидал нападения не ХАМАСа, а «Хезболлы», и большая часть израильской армии была сосредоточена близ границы с Ливаном. Удар «Хезболлы» должен был быть гораздо более сильным, чем атака ХАМАСа. У «Хезболлы» официально есть 100 тысяч боевиков (даже если их втрое меньше, это большая сила, тем более, что она обучена иранцами и имеет большой боевой опыт). Считается, что «Хезболла» и другие группировки боевиков в Ливане имеют около 150 тысяч ракет различных типов (14 февраля боевики впервые запустили по Израилю высокоточные ракеты). Поэтому против «Хезболлы» израильтяне сосредоточили основные военные силы, и разработали план войны. Но, скованные боями в секторе Газа, они пока проводят лишь локальные удары.

Ракеты «Хезболлы» способны поражать цели на большей части территории Израиля
Ракеты «Хезболлы» способны поражать цели на большей части территории Израиля

Учитывая огромный ракетный потенциал «Хезболлы», Израиль выселил с севера страны примерно 100 тысяч мирных жителей: экономика региона остановлена. Эвакуированные смогут вернуться, только когда исчезнет угроза со стороны «Хезболлы», но такой гарантии дать не может никто. На севере Израиль уже четыре месяца держит в состоянии повышенной боеготовности значительные силы. Всё это тяжёлым грузом ложится на экономику и социальную сферу, и продолжаться долго не может.

Израиль вынужден держать против «Хезболлы» большие силы, включая авиацию (на фото – израильские F-15 Eagle)
Израиль вынужден держать против «Хезболлы» большие силы, включая авиацию (на фото – израильские F-15 Eagle)

Израиль требует от Ливана выполнить резолюцию ООН от 2006 г., в соответствии с которой силы «Хезболлы» должны отойти за реку Литани, являющуюся естественной границей между центральным и южным Ливаном – тогда боевики не смогут ни скрытно подойти к израильской границе, ни обстреливать Израиль ПТУРами, из миномётов, гранатомётов и снайперского оружия. Даже в этом случае ракетная угроза никуда не денется, но, по крайней мере, у израильтян будет возможность приготовиться к отражению ударов.

Израиль давит на ливанское правительство (прямых контактов с «Хезболлой» у израильтян нет, а это ливанская группировка, за которую несёт ответственность ливанская государственная власть). Но власть в Ливане крайне слаба – она в военном, политическом и финансовом отношении гораздо слабее «Хезболлы», за которой стоит Иран. На Ливан давят США и Франция, требуя отойти от израильской границы. Но лидер «Хезболлы» Хасан Насралла отвечает: «Проще перенести реку Литани к границе, чем отвести наших бойцов от границы».

Южный Ливан, где расположены опорные пункты «Хезболлы»
Южный Ливан, где расположены опорные пункты «Хезболлы»

При этом «Хезболла» ведёт лишь ограниченную войну, не желая попасть под израильский удар всеми силами.

Т.е. ни Израиль, ни «Хезболла» «большой» войны не хотят, хотя и по разным причинам. «Хезболла» не может просто заявить о прекращении военных действий, поскольку война в Газе продолжается: его обвинят в предательстве палестинцев. Уйти за Литани – значит признать поражение, и уступить «сионистскому врагу». Ливанское правительство, не решающееся противоречить грозной «Хезболле», судя по всему, пытается убедить её пойти на уступки: ведь Израиль предупреждает, что в случае полномасштабной войны его войска сотрут Ливан с лица земли и вгонят в каменный век. Этого не хочется даже тем ливанским политикам, которые ненавидят Израиль и симпатизируют «Хезболле». Они знают и о том, что 70% ливанцев не хотят войны с Израилем, и не могут это игнорировать. В конце концов, шииты, поддерживающие «Хезболлу», составляют всего 27% населения.

Получается такая картина: Израиль не может вернуть в свои дома эвакуированных, возобновить экономическую деятельность и отвести огромную воинскую группировку без мирных гарантий. А «Хезболла» не может явно уступить Израилю. И, конечно, Израиль, хоть и угрожает стереть Ливан в пыль, делать этого совершенно не желает: это вызовет в мире настоящее цунами гнева.

Представляется, что Израиль и «Хезболла» могут провести ограниченную войну. Конечно, это будет совсем не то, что «договорняк» в спорте: смерть и кровь будут настоящими. Но обе стороны начнут войну, имея ограниченные цели, которые будут друг другу (точнее, враг врагу) известны. Израиль атакует юг Ливана, не нанося катастрофического ущерба Бейруту и другим ливанским городам, а «Хезболла» выпустит по Израилю часть своего ракетного арсенала. После чего «Хезболла» всё-таки отойдёт за Литани; скорее всего, после вторжения израильских сухопутных сил. Т.е. повторится Вторая Ливанская война 2006 г., когда израильская армия заняла юг Ливана, и ушла после принятия резолюции ООН, гарантировавшей невозвращение «Хезболлы» южнее Литани. Тогда «Хезболла» вернулась, теперь же этого не будет. Скорее всего, вместо бессильных «голубых касок» ООН, в буферной зоне разместятся французские войска, и воевать с Израилем «Хезболла» технически не сможет.

А потом начнутся долгие, и, скорее всего, безрезультатные переговоры Израиля и Ливана о границе. Но бесконечная трансграничная война прекратится. По крайней мере, на какое-то время.