Найти тему
Лавка Древностей

Могильный камень на браке королевы

В иллюстративных целях
В иллюстративных целях

- Милорд, вы предлагаете мне признать, что все эти годы я прожила у королях в девках? - бывшая королева гордо выпрямилась. - Никогда этого не будет, пока я жива.

В замок Кимболтон, графстве Кембриджшир, Катерину сослали умирать. Она мешала всем: и своему неверному мужу, и его возлюбленной, и даже католической церкви, настойчиво предлагавшей ей уйти в монастырь...

Посланники, которые должны были убедить королеву признать ее супружество недействительным, уныло писали королю, что "испанская принцесса", как велено было величать Екатерину Арагонскую, проявляет недюжинное упорство и отказывается признавать состоявшимся как развод с его величеством Генрихом VIII, так и свой брак с принцем Артуром.

Она и правда демонстрировала железную волю, эта старая, рано поблекшая и уже безнадежно больная женщина. Потеряв все: любовь мужа, почести и богатства, Екатерина черпала силу в вере и убеждении, что своей стойкостью она спасет и свою бессмертную душу, и душу заблудшего короля, отрекшегося от истинной религии ради порочной прелести Анны Болейн.

А ведь когда-то юная принцесса, приплывшая в Англию из далекой Испании, дочь могущественных правителей Фердинанда и Изабеллы, была ослепительна хороша и желанна. Рыжеволосая почти шестнадцатилетняя девочка сочеталась браком с пятнадцатилетним наследником английского трона Артуром в Соборе Святого Павла Лондона 14 ноября 1501 года. К алтарю невесту вел десятилетний Генрих, брат жениха.

Испанка была не только миловидна, но и умна. Когда ее свекр Генрих VII вознамерился лично посмотреть на невесту до венчания, прискакав ей навстречу, чопорная свита Екатерины воспротивилась этому, сочтя его желание неприличным. Но король не привык, чтобы ему перечили, и, повысив голос напомнил, что принцесса является отныне его подданной. Услышав жаркий спор во дворе, Екатерина послала прислугу узнать, в чем там дело. И поняв, что у нее за дверью сам король Англии с принцем Уэльским, приказала немедленно впустить их в свои покои. А дабы сгладить неловкость, велела позвать шутов и музыкантов позабавить знатных гостей, чем заслужила расположение свекра.

Семейная жизнь двух знатных особ не предполагала любви, но приятная внешность, ум и уживчивый характер юных супругов давали им надежду на счастье. После свадебных торжеств большая часть испанской свиты отбыла на родину, увозя с собой любезные письма с наилучшими пожеланиями Фердинанду и Изабелле от английской королевской семьи.

Поскольку наследному принцу полагалось получить опыт в управлении, в конце ноября он отправился в Уэльс наместником отца. Встал вопрос: как поступить с Екатериной? Оставить девушку в Лондоне или отправить с мужем в Ладлоу? Генрих VII опасался, что раннее начало супружеской жизни подорвет слабое здоровье Артура, но советники испанской принцессы настаивали на скорейшем зачатии наследника и указывали на возможное недовольство Фердинанда и Изабеллы, если брак не будет консуммирован. Колеблющийся король решил спросить у своей разумной невестки: какое решение ему принять по поводу их брака?

Принцесса и здесь проявила дипломатичность: скромно ответствовала королю, что покорится любому его решению. А через время прислала к его величеству духовника, который слезно просил не разлучать новобрачных и отпустить Екатерину вместе с Артуром в Уэльс. Генрих VII не стал противиться горячим просьбам и благословил совместное проживание молодых.

21 декабря 1501 года супруги отправились в путь. Их путешествие проходило довольно приятно: по пути в Вудстоке отпраздновали Рождество, а потом неспеша прибыли в Ладлоу.

Сплетни и слухи вокруг отношений четы не роились. Артур и Екатерина были приятны друг другу, ночи проводили вместе, но, по уверениям дуэньи Эльвиры впоследствии, они были безгрешны.

Опасения Генриха VII насчет здоровья старшего сына оказались не беспочвенны. Артур принялся за управление делами Уэльса, вернулся к занятиям с Томасом Линакром, гуманистом, ученым и врачом. Но в начале февраля здоровья наследника стало ухудшаться, а уже в конце марта он слег окончательно. Врачи тщетно искали причину его болезни, а окружение шепотом сходилось во мнении, что в слабости принца виновата его пылкость по отношению к юной жене. Екатерина тоже расхворалась, но не так серьезно, и, по счастью для нее, выжила.

2 апреля 1502 года принц Артур умер, а 4 апреля эту скорбную весть получил король Генрих VII. Встал вопрос: что делать с Екатериной? Не понесла ли она дитя от покойного мужа? Ее с великим бережением перевезли в Лондон, и через положенное время стало ясно: она не беременна, а значит наследником английского трона станет младший брат Артура Генрих. А через семь лет, после смерти старого короля, он поведет к венцу красавицу-испанку, сделав тогда ее своей королевой...

Но тень юного принца, похороненного в далеком соборе на берегу реки Северн, так и не отпустила Екатерину. Тот счастливый, короткий и полный надежд брак стал могильным камнем на супружеской жизни королевы с Генрихом VIII.