Наверное уже перестану мучить читателей рассказами о московских «реконструированных» достопримечательностях. Расскажу о других, гораздо менее скандальных вещах.
Недавно прямо отдохнули душой, съездив в очередной раз в музей деревянного зодчества Хохловку, Пермский край. Повезло с погодой – был легкий мороз, голубое небо и начинающее уже чуть пригревать февральское солнце. Недавний снегопад добавил к уже наличествующим сугробам дополнительных сантиметров, и сияющая в солнечном свете свежая белизна превратила окружающий мир в волшебную сказку.
Отсутствие посетителей нас, в отличие от местного персонала, отнюдь не расстроило – пофотографировали вволю, правда, не ко всем интересным местам удалось подобраться из-за высоченных снеговых «гор». Прогулка доставила огромное удовольствие, но натолкнула на вопрос – насколько распространены у нас в стране такие музеи под открытым небом?
Выяснилось – весьма распространены. Только относительно крупных насчитывается в России несколько десятков, не говоря об отдельно стоящих домах или деревянных усадьбах.
Желание сохранить эту старину понятно. «Срок годности» такого деревянного жилища – 100 лет от силы, поэтому крестьянские семьи поколениями рубили себе избы, совершенствуя свое мастерство. Активно строили из дерева церкви, крепости и прочие общественные здания, благо лес во многих местах был единственным годным для строительства материалом.
И уж в 19-м веке задумались о сохранении этих шедевров, тем более такое сооружение легко можно было разобрать и перевезти на другое место. Идея даже начала воплощаться в жизнь, но значительного распространения не получила.
И совершенно естественным после 1917 года стало появление музея под открытым небом в селе Шушенское, месте ссылки В. И. Ленина. Понятно, что основное направление экспозиции, открытой в 1925 году, было идеологическим, но качественному сохранению крестьянских подворий весьма способствовало.
Настоящим бумом в создании музеев деревянного зодчества стали 60-годы. Одна из причин этого – массовая постройка гидроэлектростанций. Старые деревни затапливались водохранилищами сотнями, поэтому обычной практикой было свести сколь-нибудь ценные сооружения на безопасное место. Такие коллекции потом пополнялись и достигли внушительных размеров. Возникшая мода на такие музеи привела к созданию десятков из них по всей стране. Список возглавляют, конечно же, Кижи с потрясающей Церковью Преображения Господня.
И тут, конечно, возникает известный момент, названный «парадоксом корабля Тесея». Поскольку, как отмечалось выше, дерево, за некоторым исключением, недолговечный материал, периодически возникает вопрос о реставрации деревянных построек с естественной заменой разрушающихся деталей на новые. В итоге от старинного памятника нередко мало что остается, в чем мы убедились в той же Хохловке, где это бывает заметно. Честь и хвала мастерам-реставраторам - они максимально стараются сохранить оригинальные основные части сооружений. Но музей-то – увы, под открытым небом.. .Цените, что имеем.
Как была построена и как исчезла гостиница "Москва"
Хотите узнать все о наших путешествиях в Париж и на Канары, в Чехию и Германию, в Австрию, Словакию и Венгрию, в Тунис, на Кипр, в Италию , в Испанию , в Эстонию , а также по России - читайте и подписывайтесь на канал "Странствия дилетантов " . <--Кликать сюда!