Во все времена находились люди, не желающие жить честным трудом. Такие субъекты придумывали и продолжают придумывать способы отъема денежных средств у более доверчивых сограждан. С увеличением на дорогах количества частного автомобильного транспорта мошенники смекнули - это просто золотое дно. Если у человека есть возможность приобрести авто, значит, деньги водятся (конечно, в наш век кредитов этот показатель стал намного более размытым). К тому же “нарушитель” часто не хочет связываться с полицией, иметь проблемы с законом. Ведь часто ситуацию обставляют так, что “грозит” лишение водительских прав и комфортного способа передвижения. Это значит, жулику просто надо оказаться в нужное время в нужном месте и убедительно сыграть жертву. Люди охотно пойдут на контакт и добровольно выложат свои “кровные”. Как вы уже догадались, речь пойдет об автомобильных “подставах”.
О чем же речь?
“Автоподстава” - дорожная ситуация, в которой мошенники создают иллюзию ДТП, а затем вымогают у псевдо-виновника деньги. Возможно, первые “умники” появились на дорогах еще на заре автомобилестроения. Но в нашей стране о них услышали в лихие 90-е. Схема была проста - иномарка подрезала любой отечественный автомобиль, провоцируя аварию. А находящиеся в ней “братки” убеждали несчастного автомобилиста в необходимости дорогостоящего ремонта “крутой тачки”. При этом объективно ущерб был завышен - иномарка не такая уж дорогая. Но постсоветские граждане не слишком-то разбирались в зарубежном автопроме, часто мыслили по шаблону “забугорное - значит, дорогое”. Да и вид собеседников не располагал к здравым рассуждениям. В ту эпоху дорожные мошенники могли даже заставить переписать на них жилье через “своего” нотариуса.
С появлением обязательного страхования беспредела стало меньше. Да и особо активные любители халявы все-таки попали за решетку. Но чем больше боролись с этим видом преступности, тем хитрее и увертливее становились жулики. В последние годы “подставляют” так, что даже в суде сложно что-либо доказать. Увы, способствуют этому и формулировки отечественных ПДД, и частые в них изменения.
Кому может не повезти?
“Автоподставщики” стараются проворачивать свои аферы быстро, поэтому тщательно выбирают жертву. В зоне риска граждане, передвигающиеся в автомобиле в одиночку. Конечно, можно пытаться убедить жертву, что пассажир не может быть свидетелем. Но это время и риск, что жертва “не поведется”. К тому же, чувствуя поддержку, человек ведет себя более уверенно и его сложнее запугать. Неохотно связываются и с обладателями видеорегистраторов. В случае, если дойдет до суда, кадры могут сыграть против мошенников. Неохотно связываются с обладателями “классики” - по меркам жуликов это “нищеброды, с которых взять нечего”.
Идеальная же жертва - неуверенный водитель. Логика проста - если человек недавно за рулем, к тонкостям нормативных документов он тоже явно еще не привык. Показав себя “знатоком”, легко добиться желаемого. Обращают внимание и на иные чисто внешние признаки - восклицательный знак на заднем стекле (начинающий водитель), возраст и пол водителя (старика или женщину, особенно с ребенком в салоне “дожать” проще, чем молодого мужчину), статусная одежда или брендовые вещи в салоне (граждане “при деньгах” охотнее решают дела на месте и по-быстрому).
Как “подставляют” сегодня?
Самое простое - небольшое ДТП. Обычно это резкое торможение (иногда сопряженное с “подрезанием) с целью получить удар сзади. По ПДД виноват тот, кто сзади, а доказать, что все подстроено, сложно. Другой вариант более затратный по времени - мошенник едет рядом с жертвой в правом ряду и ждет маневра. Увидев сигнал поворотника, делает вид, что пропускает, а затем ускоряется и получает удар в левый бок. Иногда работают сообща - один просит пропустить его, второй подставляется под удар.
Вычислить таких мошенников можно по некоторым внешним признакам. Обычно у них подержанные иномарки со следами аварий, часто грязными или отсутствующими номерными знаками (особенно подозрительно они выглядят, если сам автомобиль чист). Зарубежные машины при этом могут стоить дешевле отечественных, но выглядят солидно, и для “психологической обработки” доверчивых граждан вполне подходят.
Следующий вид подставы, можно сказать, “бескровный”. Злоумышленник заранее присматривает автомобиль жертвы и либо забивает чем-либо выхлопную трубу, либо впрыскивает под капот масло. Затем дожидается, пока водитель отправляется по своим делам и следует за ним. В момент, когда сработает “имитатор поломки” - снизятся обороты или повалит дым, мошенник тут как тут. Он проявит участие, посоветует сервис, поможет до него добраться. Как вы уже догадались, жертва заплатит за помощь и липовый “дорогостоящий ремонт”.
Могут “подставить” и без авто - под ваши колеса или на капот внезапно бросается пешеход. Особенно распространены такие действия зимой, когда дороги скользкие. У злоумышленника будет либо заранее подготовленный разбитый смартфон (возможно - муляж), либо он станет ссылаться на травмы. Цель мошенника - получить деньги наличкой. Потому что при вызове полиции могут вскрыться неприятные для “пострадавшего” факты -техника вовсе не дорогая, а травмы, якобы полученные при ударе, застарелые. Поэтому если вы стали участником ДТП с пешеходом, ни в коем случае не соглашайтесь “договориться на месте”. Вызвать стражей порядка и настоять на медицинском освидетельствовании, конечно, дольше. Но значительно лучше для вас.
А вот пакеты, упомянутые в заголовке, используют преступники, менее заботящиеся о внешней стороне “дела”. Пакет или тряпка наматываются на зеркало со стороны пассажира. Расчет злоумышленников прост - увидев помеху для обзора, владелец машины выйдет, чтобы устранить проблему. Скорее всего, дверь он не закроет. А на водительском сидении обычно остаются телефоны, барсетки с деньгами и документами. Иногда водитель оставляет в замке зажигания ключи. Так что, в такой ситуации можно лишиться не только ценностей, но и авто. И с точки зрения уголовного кодекса трактуются действия преступников уже не как мошенничество, а как грабеж или угон.
Знаете ли вы еще какие-то способы “автоподстав”? Сталкивались ли с подобным на дорогах? Пишите об этом в комментариях.