Это второй урок второго модуля "Никейский символ веры" курса христологии от Джона Краудера. Первый урок здесь. Курс состоит из 12 модулей.
До арианства существовала другая крупнейшая ересь, которая процветает и сегодня, особенно в харизматических кругах — это гностицизм. Гностицизм — это обратная сторона медали. Гностицизм умалял человечность Иисуса. Гностики говорили, что Иисус действительно был Богом, но Он не был полностью человеком. Он был как призрак, привидение или голограмма. На кресте умерло не настоящее тело, это была просто тень.
У гностиков был очень антителесный, антиматериальный мир. Поэтому речь шла о том, чтобы выйти за пределы тела, стать духовным, отвергнуть тело. Я имею в виду, опять же, подумайте о сегодняшних культах поста и тому подобного. Хорошо. Поэтому, когда мы говорим о гностицизме, мы займемся этим позже. Мы посвятим этому целый урок, потому что это заслуживает отдельного урока. Ведь, говоря о христологии, вы должны попасть прямо в яблочко, хорошо?
Гностики не были какой-то организованной деноминацией или чем-то подобным. Они не были каким-то официальным движением, вывесив над дверью вывеску "Мы — гностики". Это был скорее образ мышления, это было мировоззрение, которое заразило Церковь, и оно очень похоже на сегодняшнее харизматическое движение. Потому что у них были все эти уровни и градации ангелов, каждый ангел имел свое имя, у них были, например, Эммы или типа того. Вам нужно было все преодолевать, проходить все эти уровни, новый уровень, сильнее дьявол, это так похоже на сегодняшнее харизматическое движение. Но вся суть была в том, чтобы вырваться из тела.
Ладно, об этом мы поговорим позже. Но просто помните, что это две самые большие проблемы за всю историю богословия. Не кальвинизм против арминианства, понимаете? Самой большой проблемой был гностицизм, утверждавший, что Иисус не был полностью человеком. Вторая ересь — арианство, которое мы рассмотрим на этом и следующем занятиях, то есть сегодня и в следующую субботу. Арианство утверждало, что Иисус не был полностью Богом. Оно дуалистически отделило Христа от полного существа Бога.
Прежде чем мы действительно углубимся в человечность Христа, мы проведем время, говоря о Его полной божественности, об этом разделительном мышлении. Это можно увидеть сегодня в церквях, где Бог слишком свят, слишком отстранен, слишком удален, чтобы взаимодействовать с этим падшим материальным миром. Конечно же, это языческое представление о святости, потому что есть попкорн — свято, выгуливать собаку — свято, заниматься любовью с супругом — свято. Все эти человеческие дела святы, но воплощение свидетельствует о слиянии, соединении, переплетении Бога и материального мира. По сути, наша падшая человеческая плоть была принята во Христе. Скандал на все века заключается в том, что Бог соединился с человеческой плотью.
Перейти к третьему уроку.
Этот курс в полном формате с тестами, а также другие курсы Джона Краудера можно найти в школе imhos.