Это третий урок второго модуля "Никейский символ веры" курса христологии от Джона Краудера. Первый урок здесь. Курс состоит из 12 модулей.
К четвертому веку арианство распространилось по всему миру, как гангрена. Оно даже повлияло на ислам много веков спустя, который признал, что Иисус был пророком, но не мог быть полностью Богом. Вот почему отцы Церкви в VII веке, когда на сцену вышел ислам, сначала считали ислам христианской ересью, потому что проблема заключалась в том, что у них было неправильное отношение к Иисусу, они называли его просто пророком.
Так или иначе, в 325 году нашей эры... продолжаем... Триста епископов со всего евангелизированного на тот момент мира, в основном это было Средиземноморье, а также другие места, собрались вместе, чтобы бороться с арианской идеей об умалении божественности Иисуса, и твердо заявить, что Иисус действительно всемогущий Бог.
Я знаю, друзья, что вы, согласны с мыслью, что Иисус — Бог, иначе вы бы не проходили этот курс. Но в безумном релятивизме сегодняшнего общества вас фактически считают фундаменталистом или просто идиотом, если вы предполагаете, что существует такая вещь, как абсолютная истина.
Вообще, довольно иронично, что есть христиане-прогрессивисты. Люди с пеной у рта утверждают, что абсолютной истины не существует в принципе. Подумайте, если вы предположите, что существует некое утверждение веры, которое может быть абсолютным, вас, по меньшей мере, обвинят в высокомерии или догматизме. Но Никейский символ веры является самой грамматикой ортодоксального христианства, о какой бы деноминации или второстепенных доктринах мы ни спорили, потому что он совершенно конкретно говорит о том, какому Богу мы поклоняемся.
В церквях символ веры сегодня не в моде. Я знаю одну посвященную христианку, разговаривал с ней, наверное, год назад. Я знаю ее уже 20 лет. Она подошла ко мне и спросила: "Что такое Никейский символ веры"? Я имею в виду, это безумие, что мы знаем слова песен Bethel, но даже не знаем, что такое символ веры. Я не говорю, что вы должны знать символ веры наизусть, но хотя бы нам нужно знать, что это такое.
Что это за единое и главное утверждение Церкви? Он будет спрятан на странице с изложением доктрины любой церкви на ее сайте, но ирония в том, что этому никогда не учат. Люди могут с легкостью произнести какую-нибудь языческую молитву грешника, не соответствующую Писанию, чтобы Иисус магическим образом вошел в вас, а вероучение же как-то неважно.
На прошлом уроке мы уже упоминали о том, что многие евангелисты и харизматы в целом, вообще против идеи любого богословия, поскольку они ассоциируют богословие с бессильными церквями, не имеющими реальных переживаний. Но в итоге они открывают себя всевозможному плохому богословию и неверно истолковывают свои переживания.
Я говорю о том, что в какой-то день вы чувствуете себя плохо, съели слишком много углеводов, получили штраф за парковку, и вдруг приходите к богословскому заключению, что Бог на вас сердится. Мы всегда занимаемся богословием, даже если мы открыто выступаем против него или обходим его стороной, считая его неважным.
Символ веры же, с силой соборного голоса всей Церкви, прежде всего провозглашает, кто такой Иисус — сама истина. Ранние отцы Церкви расходились во мнениях по многим вопросам, — спасение, освящение, небеса и ад, можете продолжить сами. Конечно, были разногласия, но отцы знали, что им нужно договориться и передать будущим поколениям истину о том, КТО такой Бог. Не что, не как, а именно КТО.
Поэтому их внимание сосредоточилось на христологии. Кто этот Иисус, Которому мы поклоняемся? — Совершенный Бог, совершенный человек, а также Троица — единый Бог в трех лицах. Так что, если мы правильно поймем, КТО, то все остальное встанет на свои места. И опять же, именно поэтому мы проводим курс христологии, именно для этого.
Итак, если мы собираемся говорить о христологии, КТО такой Иисус, то нужно начинать с вероучения Церкви. Прежде всего нам нужно отключить защитные механизмы. Если бы вы были лютеранами или католиками, то мне не пришлось бы даже говорить об этом. Но есть те, кто считает, что вероучения вызывают разделения. Многие считают, что в вероисповеданиях нет смысла, они слишком формальные, тесные, удушающие. "Брат, нам не нужно вероучение или богословие, нам просто нужен Иисус". Отлично, то, что ты сказал, и есть вероучение.
Вероучение — это просто заявление веры. Это провозглашение того, что вы считаете истиной. И если это ваше вероучение в том, что нам не нужно богословие, нам нужен только Иисус... Ну, только что изложенного символа веры крайне недостаточно, потому что он ничего не говорит мне о том, кто такой Иисус, и что Он сделал ради нас. Я имею в виду, что есть много Иисусов. Скажи мне, о каком Иисусе ты говоришь, — о католическом Иисусе, об евангелическом Иисусе, об Иисусе Виссариона, о марсианском Иисусе, Иисусе Нью-Эйдж, Иисусе BLM, Иисусе группы 25/17? Проблема в том, что часто нам впихивают какой-то религиозный заменитель Иисуса, и после этого мы даже не желаем копнуть и понять, КТО же Он на самом деле.
Есть также люди, говорящие: "Ну, брат, нам не нужно богословие или вероучение, нам просто нужно жить этим". Хорошо, но это тоже вероучение, причем оно отрицает основное положение христианства — оправдание только верой, а не жизнью.
Мы все во что-то верим, не обязательно это правда. И еще вопрос, делает ли это вас счастливее, вдохновляет ли? Есть грязное слово, которое мы должны восстановить. Мне нравится восстанавливать слова, которые являются скандальными. Например, при слове "догматик" на ум приходит придурок, который не может прислушаться к чужому мнению. Но корень этого слова — догма или вера. Вера всегда растет и учится, но все же есть уверенность и якорь, на котором мы можем покоиться. Есть отличная цитата Честертона. Он сказал: "В сущности, есть только два типа людей: те, кто принимают догмы и знает это, и те, кто принимают догмы и не знает этого".
Вот почему, если вы придете в маленькую церковь с белым шпилем в Южной Алабаме или к людям, сжигающим Портленд, штат Орегон, прямо сейчас, на самом деле они одного духа. И те, и другие фундаменталисты. У тех и других есть догмы, они их просто не осознают, это ясно. И религия, и крайний прогрессивизм — оба фундаментальны, поэтому нам полезно знать, во что мы верим, и исследовать это, а не просто быть слепыми фанатиками, не выполнив домашнюю работу, хорошо?
Символ веры на латыни звучит как credo, что означает "я верю", "я верю в", "я понимаю, что это правда, я верю". В самой первой строке говорится: "Мы верим", — это и есть вероисповедание. Поэтому оно и называется "символ веры". Это, конечно, относится к...
Позвольте мне сказать вот что, раз уж мы разбиваем слова на части, даже слово believe в английском языке происходит от немецкой фразы be liebe, что означает любить, дорожить. То есть, это не просто интеллектуальное осознание, а то, что мы принимаем сердцем, то, за что мы готовы отдать свою жизнь. Такова реальность, если вы собираетесь умереть на холме, то именно эти слова напишут о вас.
Перейти к четвертому уроку.
Этот курс в полном формате с тестами, а также другие курсы Джона Краудера можно найти в школе imhos.