Найти тему
imhos

Модуль 2 Урок 4 Споры вокруг Константина

Это четвертый урок второго модуля "Никейский символ веры" курса христологии от Джона Краудера. Первый урок здесь. Курс состоит из 12 модулей.

Я хочу вывести символ веры на экран. Обратите внимание, что нужен хороший перевод. Забавно, что все эти переводы сильно путаются. Нам нужна окончательная версия символа веры 381 года нашей эры. Если вы перейдете по ссылке на мой сайт, то у меня есть точный перевод с греческого. Если вы зайдете на сайт thenewmystics.com/nicea, то найдете его.

Символ веры, который сегодня у нас есть, — это Никео-Константинопольский символ веры. Потому что несколько лет спустя в Константинополе, который является современным Стамбулом, отцы немного расширили вероучение. В более ранней версии не так много говорилось о Святом Духе, но в той версии, которую мы имеем сегодня, в вероучении Церкви, которое мы имеем сейчас, по общему согласию немного добавили исповедания о Святом Духе, чтобы подчеркнуть Его божественность.

Так что окончательный вариант датируется 381 годом, но это не так важно для вас, разве что вы любитель истории. Прежде чем мы начнем копать глубже, я хочу высказать еще одну мысль, прежде чем мы вернемся к нашему слайду. Я хочу сказать про тех людей, которые думают, что вероучение — это просто попытка объяснить Бога. Вчера мы привели очень убедительные доводы в пользу того, что невозможно объяснить Бога вне откровения Иисуса Христа, в котором Бог реально явил Себя.

Т.Ф. Торренс указывает на то, что содержание вероучения в символе веры не отрицает невыразимость Бога. То есть, мы не пытаемся объяснить тайну Бога, это огромное заблуждение. Многие люди избегают вероучительных формулировок, потому что думают, что мы пытаемся заключить Бога в рамки. На самом же деле, как мы говорили на прошлом занятии, Иисус — это упаковка, в которой приходит Бог, и символ подтверждает это. А также утверждает язык самооткровения Бога в Иисусе Христе, и говорит, что другие языки запрещены и опасны, когда речь идет о Боге.

Например, Бог — это не Гитлер, Бог не плохой, Бог — не Опра, — все это истинные факты. Давайте посмотрим правде в глаза, есть способы говорить о Боге, которые просто не соответствуют действительности, а заблуждение — не наш друг. То, как мы думаем, как мы верим, влияет на всю нашу жизнь. Если вы считаете себя собакой, вы можете начать есть собственные экскременты, если вы считаете себя царем, вы можете начать ходить прямо, не разбивать счет, когда приглашаете кого-то на ужин.

Итак, смотрите, смысл хорошего богословия в том, что оно фактически освобождает нас от заблуждения. Поскольку каждый из нас приходит в этот беспорядок с обветшалыми идолопоклонническими образами Бога, созданными на основе нашего жизненного опыта, полученного в результате травмы в худшем случае или обычной скуки в лучшем.

А может быть, после десятилетий воскресной школы, нам продали современную версию Иисуса, упакованного под видом традиционного библейского Иисуса. На самом же деле это лишь американская народная версия религии, насчитывающая всего пару веков.

Если мы не сможем ясно провозгласить подлинного Христа и Христа распятого, мы просто вернемся во тьму религии, мертвых дел и ложной человеческой ориентации на то, что мы должны сделать для Бога, а не на то, Кем Бог является для нас. И мы будем несчастными, взирая на свои недостатки, вместо того чтобы восторгаться Его победой.

Хорошее богословие должно возвращать нас к тому, кем является Иисус и к тому, что Он совершил самостоятельно. Иисус не просто демонстрирует нам образ жизни с Богом, которому мы должны следовать. Он есть вливание Божьей жизни в наше человеческое состояние.

Иисус — это Бог, вмешавшийся в сам ход человеческой истории в пространстве и времени, при этом Он мистически принял в Себя весь сотворенный миропорядок. Все творение существует внутри Бога, Который есть все во всем, оно существует в Иисусе Христе и поэтому зависит от воплощения. Все Им стоит. Все через Него начало быть.

В качестве первого общецерковного собора, а всего их было семь, до того, как произошло разделение, Никейский собор был созван первым христианским императором Рима. Его звали Константин. Теперь нам нужно затронуть несколько теорий заговора, поскольку сегодня Константин является противоречивой фигурой.

Вопреки мнению некоторых, Константин не использовал власть императора, чтобы навязать свою собственную доктринальную позицию. Константин хотел сохранить мир среди христиан, разделявшихся на фракции, вся Церковь была охвачена арианством. Опять же, арианство было самой большой по численности ересью в ранней Церкви.

Константин говорит: «Ребята, разберитесь между собой». Таким образом, Никейский символ веры был составлен в разгар полномасштабного наступления на понимание природы Иисуса, а также Троицы. Позвольте мне сказать следующее: не покупайтесь на популярный миф о том, что Никейский собор был политическим трюком Константина и он, по сути, придумал божественность Иисуса, чтобы объединить все завоеванные земли под одной религией.

На следующей неделе мы поговорим о нелепом обвинении, что отцы Церкви в Никее придумали божественность Иисуса. Это просто неисторическая чушь, и я могу доказать это миллионом способов. Также часто можно услышать, что Константин составил Библию, решив, какие книги должны войти в канон Писания, а какие надо выкинуть. Это, друзья мои, лишь выдумка Дэна Брауна из "Кода ДаВинчи", она берет начало в 1990-х годах, настолько недавно это выдумали. Это фильм с Томом Хэнксом, это не история. Это современная городская легенда, не имеющая под собой абсолютно никакой исторической основы. Не успев оглянуться, вы окажетесь в кроличьей норе заговора, как Николас Кейдж с факелом в поисках тайных масонских ходов под пирамидами, чтобы доказать, что земля плоская.

Да, Константин, строил большие здания. Возможно, покупал священникам смешные шапочки. Да, и была куча проблем от смешения Церкви и государства. Абсолютно, я согласен. Но имя Константина сегодня воспринимается значительно хуже, чем он того заслуживает, все из-за современного протестантского анти-институционального мировоззрения. И я понимаю это, я близок к либертарианцам, но сегодняшняя культура просто очень антиинституциональна, поэтому мы очень скептичны.

Друзья, послушайте, епископы, сидевшие за столом в Никее в 325 году, не были теми, кто продался римскому императору, просто передав все свои богословские убеждения царю, чтобы тот принимал решение. Вы шутите?

У этих мужчин еще были на спине шрамы от гонений Диоклетиана — самого большого, самого жестокого и массового убийства христиан за всю историю, которое произошло лишь одним императором ранее. Эти люди не были политическими марионетками. Они заплатили за свою веру кровью, их друзья, их семьи, их прихожане были убиты.

Некоторых продавали в рабство, насиловали, детей убивали. Эти люди не придерживались партийной линии. Братья в Никее были настолько легитимными, насколько это возможно, и они не собирались принимать ересь о том, что их Господь Иисус Христос был простым человеком. Они отстаивали истину, понимаете? И это приводит нас к тому слайду, который я собирался вам показать.

На этой картине изображен, Санта-Клаус, бьющий Ария по лицу в Никее. На самом деле этого не было, но это забавная легенда. Легенда гласит, что Арий якобы был в Никее, и постоянно проповедовал, что Иисус был просто сотворенным существом. Святой Николай больше не мог этого выносить, подошел к нему и заехал прямо в челюсть. Потом они содрали с него все эти священнические одеяния и бросили его в камеру, где им чудным образом явилась Дева Мария и вручила новый священнический жилет.

В любом случае, это гораздо более поздний миф. Ладно, на самом деле этого не было, но думать об этом забавно. Все, что я хочу на Рождество, это два передних зуба Ария. Вот так вот, да.

С Константином все неоднозначно, это правда. Но все равно это чудо, что он был обращен в веру и взошел на трон, и мы еще поговорим о Константине. Я знаю, друзья, что некоторые из вас через пару месяцев будут проходить курс по Истории Пьяной Церкви. И опять же, это не просто беспардонная реклама, но если вы еще не записались, то рекомендую, думаю, вам понравится. До Константина мы доберемся позже, это не то, на чем нам нужно сосредоточиться в данный момент.

Истина в том, что задолго до Никейского собора, Церковь уже органически тяготела к двадцати семи книгам, считавшимися боговдохновенными писаниями Нового Завета. Первый церковный историк, Евсевий, который и записал для нас биографию Константина, еще до встречи с ним составил список книг, которые подавляющее большинство епископов и церквей уже использовали в качестве священного Писания к тому моменту, и это было до Никейского собора.

Я понимаю, что мы охватываем довольно много вопросов, прежде чем перейти к вероучению, но это от того, что идет атака на веру Церкви. Люди просто говорят то, что не имеет абсолютно никакого отношения к реальности.

Таким образом, не Константин создавал вашу Библию. Вы можете проигнорировать авторитетного теолога Дэна Брауна. Но, что на самом деле сделала Никея, так это поощрила и поддержала дальнейшее использованию этих книг, свидетельствовавших о тринитарной сущности Отца, Сына и Духа Святого. Церковь сформулировала это в Никейском символе веры.

Я говорю о том, что некоторые из книг ранняя Церковь считала полезными, например, "Пастырь Ерма" или "Дидахе", которые, могут быть немного законническими, также Послание Варнавы. Кое-что там было полезным, прочитайте, например, Послание Варнавы. Это полезно, это интересно. Но, как правило, эти книги выходили из употребления, потому что не были так сильно нацелены на Троицу и воплощение.

Но гностические же материалы, такие как Евангелие от Фомы или Евангелие от Иуды, и все, что вы видите на Facebook "О, церковные религиозники выкинули эти книги из Библии, потому что не хотели, чтобы вы это узнали", — Церковь уже не воспринимала эти книги всерьез. Это не другие законные Евангелия, которые вы можете упустить, они уведут вас от Иисуса, и вы иссохнете очень быстро.

Окей, у нас есть недоверие к авторитетам, и я это понимаю, правда. Но, позвольте сказать, что Никея была не для того, чтобы закрепить имперскую доктрину преследования ариан. Если бы это было так, то почему последующие императоры, взошедшие на трон после Константина, были арианами на всю голову? Если бы римские правители хотели задушить арианство, чтобы укрепить свою власть, то почему следующим императором стал арианин?

Не думайте, что символ веры просто остановил распространение арианства. В сущности, после того, как был составлен символ веры, за Константином последовали проарианские императоры, фактически преследовавшие ортодоксальных никейских христиан. Они забирали их имущество, отбирали церкви.

Были императоры, которые поддерживали арианских епископов и проводили проарианские соборы. Был период около 20-30 лет, когда ариан было больше, чем христиан, это было расцветом арианства. Как я уже сказал, к середине четвертого века они расцвели в самую большую ересь. Иероним писал, что весь мир стонал и изумлялся, обнаружив, что он арианин.

Пусть это будет для вас ободрением. Если вся Церковь упустит Евангелие, если все перейдут в "Нью Эйдж" или в какую-нибудь глупую фундаменталистскую штуку и выбросят свои Библии в окно, что бы там ни было, даже если большая часть Церкви совсем съедет с катушек, мы можем уповать на то, что Святой Дух пробудит нас обратно. И Он поднимает разные голоса.

Одним из великих святых, как никто другой смело выступавшим против Ария, был вот этот человек Афанасий. Он был прямо с заднего двора Ария, из Александрии. Будучи молодым человеком, Афанасий присутствовал на Никейском соборе и стал величайшим защитником Троицы и воплощения в истории Церкви. Он был сослан или заключен в тюрьму пять раз. Он противостоял императорам, противостоял арианам, даже противостоял никейским христианам, которые пошли на компромисс, пытаясь найти золотую середину. Со временем, они признавали, что, возможно, арианство не так уж и плохо, мы можем пойти на компромисс.

Есть известное изречение "Athanasius contra mundum" — Афанасий против мира. Помните об Афанасии, потому что он является одним из самых важных отцов ранней Церкви, наряду с самими апостолами. Мы вернемся к этому позже. Если вы хотите прочитать что-нибудь из Афанасия, я бы настоятельно рекомендовал вам книгу о воплощении. Это короткая книга, вы можете ее найти. Возьмите то издание, где Клайв Льюис написал небольшое предисловие. Это замечательная книга, хороший перевод на английский, и очень короткая. Это очень легкое чтение, несмотря на то что книге уже 1700 лет, вам понравится. Именно это является основой христианской веры. И что самое удивительное, автору был всего 21 год. Абсолютное безумие.

Перейти к пятому уроку.

Этот курс в полном формате с тестами, а также другие курсы Джона Краудера можно найти в школе imhos.