1.Территория
2. Конструкция здания, логичность помещений
3. Внетренняя отделка
4. Освещение
5. Воздух
6. Мебель
7. Уборка (цсо, живность)
Водоснабжение и канализация
1) Территория.
На собственной территории Медицинской организации (в частности стоматологического терапевтического кабинета) почва по санитарно-химическим, микробиологическим, паразитологическим показателям, радиационному фактору должна соответствовать гигиеническим нормативам. Соответственно, содержание приоритетных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, уровни электромагнитных излучений, шума, вибрации, инфразвука не должны превышать гигиенические нормативы.
В многоквартирных домах и во встроенно-пристроенных к ним помещениях не допускается размещать микробиологические лаборатории (отделения).
Отделения (кабинеты) магнитно-резонансной томографии не допускается размещать смежно с квартирами.
Уровень физических факторов (шум, вибрация, постоянное магнитное поле) от работы отделения (кабинета) магнитно-резонансной томографии в помещениях с постоянным пребыванием людей или с постоянными рабочими местами не должен превышать гигиенические нормативы
2) Конструкция здания, логичность помещений.
Стоматологические медицинские организации, расположенные в многоквартирных домах, должны иметь отдельный вход, изолированный от жилых помещений.
Минимальное количество помещений, необходимых для функционирования стоматологической медицинской организации включает: вестибюльную группу, кабинет врача-стоматолога, комнату работников, туалет, кладовую.
Размещение помещений медицинской организации должно обеспечивать соблюдение требований к последовательности (поточности) технологических процессов обработки оборудования, инвентаря, материалов.
Межэтажные перекрытия, перегородки, стыки между ними и отверстия для прохождения инженерных коммуникаций и проводок должны быть непроницаемыми для грызунов.
Так как в стоматологическом кабинете проводятся парентеральные манипуляции с применением многоразового медицинского инструмента, должны быть центральные стерилизационные отделения.
Оперативные вмешательства, для проведения которых осуществляется медицинская деятельность по анестезиологии и реаниматологии, проводятся в условиях операционной, малой операционной. Для временного пребывания пациента после операции оборудуется отдельное помещение.
Для организации стоматологического приема детей выделяются отдельные кабинеты. Не допускается использование кабинетов взрослого приема для приема детей. Для организации приема детей оборудуют отдельный туалет с унитазом и раковиной.
Минимальные площади помещений, необходимые для обеспечения противоэпидемического режима, эксплуатируемых медицинскими организациями:
В стоматологических кабинетах площадь на основную стоматологическую установку должна быть не менее 14 м2, на дополнительную установку - 10 м2 (на стоматологическое кресло без бормашины - 7 м2), высота потолка кабинетов - не менее 2,4 метров.
Кабинет гигиены полости рта - 10м2
Операционный блок стоматологический:
предоперационная 6м2 (может быть совмещена со стерилизационной)
операционная 20м2
комната временного пребывания пациента после операции - 4м2
Малая операционная на территории стоматологического отделения:
шлюз - 4м2
предоперационная - 6м2
малая операционная - 20м2
При этом площади помещений могут быть уменьшены в пределах 15%.
В помещениях, к которым предъявляются требования асептических условий, должна быть скрытая прокладка воздуховодов, трубопроводов, арматуры.
Инженерные коммуникации систем водоснабжения водоотведения в лечебных, диагностических и вспомогательных помещениях, кроме административных, должны быть проложены в закрытых коробах.
3) Внутренняя отделка помещений
Материалы, из которых изготовлены потолки, должны обеспечивать возможность проведения влажной очистки и дезинфекции. Элементы потолков должны быть фиксированы без возможности сдвигания при уборке.
При наличии нескольких стоматологических кресел в кабинете они разделяются непрозрачными перегородками высотой не ниже 1,5 метров.
4) Водоснабжение и канализация
В кабинетах, где проводится обработка инструментов, должна быть отдельная раковина или двугнёздная раковина (мойка).
Стоматологические кабинеты оборудуются раздельными или двухсекционными раковинами для мытья рук и обработки инструментов. При наличии стерилизационной и организации в ней централизованной предстерилизационной обработки инструментария в кабинетах устанавливается одна раковина. В операционном
блоке раковины устанавливаются в предоперационной.
В хирургических кабинетах, стерилизационных, предоперационных устанавливаются локтевые или сенсорные смесители.
Помещения стоматологической (зуботехнической) лаборатории и стоматологического кабинета, в которых проводятся работы с гипсом, должны иметь оборудование для осаждения гипса из сточных вод перед спуском в
канализацию.
5) Система отопления, вентиляция, микроклимат и воздушная среда
В стоматологических медицинскихорганизациях общей площадью не более 500 кв. м, в помещениях классов чистоты Б и В (кроме операционных, рентгенокабинетов, кабинетов компьютерной и магнитно-резонансной томографии) проветривание помещений осуществляется через открывающиеся фрамуги или вытяжную вентиляцию без механического побуждения.
Нагревательные приборы должны иметь поверхность, исключающую адсорбирование пыли и устойчивую к воздействию моющих дезинфицирующих растворов. При устройстве ограждений отопительных приборов должен быть обеспечен свободный доступ для текущей эксплуатации и уборки.
Один раз в год должна проводиться проверка эффективности работы, а также очистка и дезинфекция систем механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования.
Здания, строения, сооружения медицинских организаций должны быть оборудованы системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим и (или) естественным побуждением.
Воздух помещений медицинских организаций должен соответствовать предельному значению содержания общего количества микроорганизмов в 1 м' (далее - класс чистоты) с учетом температуры и кратности воздухообмена в соответствии с приложением No 3 к настоящим правилам.
В помещениях классов чистоты А и Б в воздухе не должно быть золотистого стафилококка. В помещениях классов чистоты В и Г золотистый стафилококк не нормируется.
Эксплуатация вентиляционных систем должна исключать перетекание воздушных масс из помещений класса чистоты Г - в помещения классов чистоты В, Б и А, из помещений класса чистоты В - в помещения классов чистоты Б и А, из помещений класса чистоты Б в помещения класса чистоты А.
Температура и организация воздухообмена.
Каждая группа помещений (операционные, реанимационные, рентгенокабинеты, лаборатории, боксированные помещения, пищеблоки) оборудуется раздельными системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим и (или) естественным побуждением, либо вентиляционная система нескольких помещений класса чистоты А должна исключать обратный переток воздуха между помещениями.
Во все помещения воздух подается в верхнюю зону. Удаление воздуха должно организовываться из верхней зоны, кроме наркозных и рентгенопроцедурных, в которых воздух удаляется из двух зон: 40 % - из верхней зоны и 60 % - из нижней зоны в 60 см от пола.
Приточно-вытяжная система вентиляции помещений класса чистоты А должна работать в непрерывном режиме. В нерабочее время воздухообмен может быть уменьшен на 50 %. Перевод в рабочий режим осуществляется не менее чем за 1час до начала работы. В период проверки эффективности работы, проводимой в соответствии с пунктом 4.5.2 настоящих правил, а также очистки и дезинфекции систем механической
приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования производится отключение вентиляции до окончания работ. В этот период обслуживаемые помещения класса чистоты А и Б не функционируют.
Вне зависимости от наличия систем принудительной вентиляции во всех лечебно-диагностических помещениях, за исключением помещений класса чистоты А, должно быть предусмотрено естественное проветривание через форточки, фрамуги или отверстия воконных створках.
В случае отсутствия естественного проветривания из-за конструктивных особенностей здания, система приточно-вытяжной вентиляции должна обеспечивать подачу достаточного объема наружного воздуха, обеспечивать должную кратность воздухообмена и чистоту воздушной среды в соответствии с
гигиеническими нормативами.
В зданиях, помещениях медицинской организации общей площадью не более 500 м2 в помещениях классов чистоты Б и В (кроме рентгенокабинетов, кабинетов компьютерной и магнитно-резонансной томографии) при отсутствии систем приточно-вытяжной вентиляции проветривание осуществляется естественным способом.
Забор наружного воздуха для систем вентиляции и кондиционирования производится из чистой зоны на высоте не менее 2 метров от поверхности земли. Наружный воздух, подаваемый приточными установками, подлежит очистке фильтрами грубой и тонкой очистки.
Выброс отработанного воздуха должен организовываться
выше кровли на 0,7 м. Выброс воздуха на фасад здания должен быть после очистки фильтрами соответствующего назначения.
Воздух, подаваемый в помещения классов чистоты А и Б, подвергается очистке и обеззараживанию фильтрами или другими устройствами, обеспечивающими эффективность очистки и обеззараживания воздуха на выходе из установки не менее чем на 99% для помещений класса чистоты А и 95% для помещений класса чистоты Б или эффективность фильтрации, соответствующей фильтрам высокой эффективности. Фильтры высокой эффективности подлежат замене не реже одного раза в 6 месяцев, если другое не предусмотрено инструкцией по эксплуатации.
При применении сплит-систем в кабинетах врачей, палатах, административных и вспомогательных помещениях проводится очистка и дезинфекция фильтров и камер теплообменника в соответствии с технической документацией производителя, но не реже 1раза в 3 месяца.
Оборудование приточных вентиляционных систем, обслуживающих помещения классов чистоты А размещаются в отдельном помещении (вентиляционной камере).
Оборудование прочих приточных и вытяжных вентиляционных систем размещаются в отдельном помещении (вентиляционной камере) или в климатическом исполнении на кровле здания.
Канальное вентиляционное оборудование размещается за подшивным потолком, в коридорах и помещениях без постоянного пребывания людей.
В помещениях, в которых осуществляются манипуляции с нарушением целостности кожных покровов или слизистых используются ультрафиолетовые бактерицидные облучатели или другие устройства и оборудование для обеззараживания воздуха.
Воздуховоды приточной вентиляции и кондиционирования должны иметь внутреннюю несобирующую поверхность, исключающую вынос в помещения частиц материала воздуховодов или защитных покрытий.
Воздуховоды, воздухораздающие и воздухоприемные решетки, вентиляционные камеры, вентиляционные установки, теплообменники должны содержаться в чистоте, не иметь механических повреждений, следов коррозии, нарушения герметичности. Использование
вентиляционных камер не по прямому назначению запрещается. Уборка помещений вентиляционных камер должна проводиться не реже одного раза в месяц, а воздухозаборных шахт - не реже 1 раза в 6 месяцев. Техническое обслуживание, очистка и дезинфекция систем вентиляции проводится не реже 1раза в год.
Во всех помещениях класса чистоты А должна быть скрытая прокладка трубопроводов, арматуры. В остальных
помещениях воздуховоды размещаются в закрытых коробах.
Продухи чердачных и подвальных помещений должны быть защищены от проникновения грызунов, птиц и синантропных насекомых.
В рамках проведения производственного контроля организуется контроль аз параметрами микроклимата и показателями микробной обсемененности воздушной среды с периодичностью не реже 1 раза в 6 месяцев и загрязненностью химическими веществами воздушной среды не реже 1 раза в год.
При наличии централизованных систем кондиционирования и увлажнения воздуха в целях профилактики внутрибольничного легионеллеза микробиологический контроль данных систем на наличие легионелл проводится 2 раза в год. Кондиционирующие установки без увлажнения воздуха и сплит- системы контролю на легионеллы не подлежат.
В помещении стоматологической (зуботехнической) лаборатории местные отсосы и общеобменная вытяжная вентиляция могут быть объединены в одну вытяжную систему в пределах помещений лабораторий или в помещении вентиляционной камеры. Устройство общей общеобменной приточной вентиляции для помещений лабораторий и других помещений стоматологической медицинской организации, при этом подачу приточного воздуха в помещения лаборатории необходимо организовывать по самостоятельному воздуховоду, проходящему от вентиляционной камеры, с установкой на нем обратного клапана в пределах вентиляционной камеры.
6) Освещение
В медицинской организации показатели естественного, искусственного и совмещенного освещения должны соответствовать гигиеническим нормативам. Помещения с постоянным пребыванием пациентов и работников должны иметь естественное освещение.
В кабинетах с односторонним естественным освещением стоматологические кресла устанавливаются в один ряд вдоль световедущей стены.
7) Мебель
В лечебных, диагностических и вспомогательных помещениях (кроме административных и вестибюльных)
должна использоваться мебель, выполненная из материалов, устойчивых к воздействию моющих и дезинфицирующих средств.
8) ЦСО
При наличии в стоматологической медицинской организации не более 3 кресел стерилизационное оборудование устанавливается непосредственно в кабинетах.
Помещения центрального стерилизационного отделения должны
быть разделены на три зоны:
помещения приема и очистки медицинских изделий (далее - грязная зона); помещения упаковки, комплектации и загрузки в стерилизаторы (далее - чистая зона);
стерильная половина стерилизационной-автоклавной, склад стерильных материалов и экспедиция (далее - стерильная зона).
9) Санитарное содержание помещений
Влажная уборка помещений (обработка полов, мебели, оборудования, подоконников, дверей) должна осуществляться не менее 2 раз в сутки с использованием моющих и дезинфицирующих средств.
Уборка помещений классов чистоты А и Б (операционного блока, перевязочных, родильных залов, процедурных, манипуляционных, стерилизационных, и других помещений с асептическим режимом) с обработкой стен, полов, оборудования, инвентаря, светильников с применением моющих и дезинфицирующих средств, проводится по графику, но не реже одного раза в неделю. После окончания уборки проводится обеззараживание воздуха в помещении.
В медицинской организации не должно быть насекомых и грызунов.
Обращение с медицинскими отходами осуществляется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями».
Оборудование стоматологического кабинета:
- Стоматологическая установка
- Врачебный стул (кресло)
- Врачебный стол
- Стул ассистента
- Стол ассистента
- Зона хранения материалов и инструментов
- Шкаф для хранения стерильного инструмента с ультрафиолетовым облучателем
- Ультрафиолетовый облучатель (рециркулятор)
- Письменный стол
- Компьютер
- Раковина для гигиенической обработки рук
- Раковина для обработки инструментов (если обработка инструментов осуществляется в кабинете)
- Дозаторы мыла и кожного антисептика
- Фотополимеризатор
- Аппарат для ротационных эндодонтических инструментов
- Аппарат для пломбирования корневых каналов
- Визиограф и рентгеновская трубка
- Операционный микроскоп
- Аппарат для смешивания оттискных масс
- Стоматологический сканер
- Фотоаппарат
- Печь для нагрева пломбировочных материалов и анестетиков
- Стоматологическая установка
-Кресло для пациента
-Лампа-светильник
-Блок врача (unit, юнит)
-Блок управления установкой и креслом
-Блок ассистента
Кресло для пациента представляет собой кресло, оснащенное сервоприводами и регулируемым подголовником для комфортного расположения пациентов. Правый подлокотник опционально откидывается или отодвигается для удобной посадки пациента в кресло. Некоторые модели оснащаются кнопкой аварийной остановки.
Механические приводы кресла в современных условиях не применяются.
Лампа-светильник. Используется для освещения операционного поля (полости рта). Состоит из выключателя, фотоэлемента, отражателя, регулятора режимов, корпуса на шарнирах и ручками.
Выключатель может быть механическим или бесконтактным. Бесконтактный выключатель состоит из источника (лазерного или инфракрасного) и фотоэлемента. Выключатель как правило объединяется с переключателем режимов освещения.
Фотоэлемент может быть галогеновым, диодным, лазерным. Для увеличения эффективности и концентрации светового пучка используется отражатель, который располагается позади лампы. Опционально могут использоваться фокусировочный линзы.
Регулятор режимов - переключатель, который регулирует мощность светового потока (при недостаточной освещённости можно увеличить мощность) и позволяет выбрать светофильтр (например жёлтый для работы с фотополимеризуемыми материалами для увеличения рабочего времени). Выключатель и переключатель режимов могут дублироваться на стоматологический пульт и на аспирационный блок ассистента.
Всё это располагается в корпусе на шарнирах с ручками для регулировки угла падения света. Корпус крепится к направляющей штанге (штанга имеет регулируемую пружину, которой управляется усилие для приведения и отведения светильника).
Блок врача или юнит представляет собой пульт, содержащий в себе систему управления бор-машиной. Состоит из корпуса, в котором находится блок бор-машины, рукавов подачи воды, воздуха и электричества, держателей наконечников, кранов регулировки подачи на рукава количества воды и воздуха, фильтра-маслоотстойника обратной подачи воздуха. Опционально блок врача может включать в себя пульт управления ультразвуковым наконечником, рукав ультразвукового наконечника, переключателем подачи воды, пульт управления положением кресла, пульт управления электромотором и дополнительный столик.
Устройство блока бор-машины рядового стоматолога не интересует. Эта информация предназначена для технического персонала, осуществляющего ремонт и периодическое техническое обслуживание.
Рукава подачи воды, воздуха и электропитания представляют собой шланги, выполненные из ПВХ (обладают малым ресурсом) или силикона (обладают намного большим ресурсом). Внутри шланги разделены на секции, по которым осуществляется подача и обратный забор воды и воздуха, электричество для питания диодов, ультразвука и электромоторов осуществляется по проводам внутри рукава. На конец шланга, который устанавливается в держатель наконечников, устанавливается соединительный наконечник.
Опционально может быть рукав ультразвукового наконечника.
Верхняя и нижняя подача - предпочтения каждого доктора, на эргономику приёма влияют незначительно.
Держатель наконечников собственно держит рукава и наконечники. В держателе нижней подачи устанавливаются датчики активации наконечника. При верхней подаче датчики устанавливаются в рычаги рукавов. При одновременной активации нескольких датчиков (то есть несколько наконечников не находятся в держателе) наконечники работать не будут (для обеспечения безопасности и исключения случайной травматизации врача и пациента).
Краны регулировки количества подачи воды и воздуха располагаются на правой боковой панели корпуса (редко на нижней поверхности, редко на задней поверхности). При повороте против часовой стрелки кран открывается и количество подаваемой воды или воздуха увеличивается. При повороте по часовой стрелки краны закрываются. Кран подачи воздуха как правило общий, краны подачи воды соответствуют количеству наконечников и нумеруются слева-направо. Пустер (пистолет вода-воздух) в нумерации не учитывается.
Фильтр-маслоотстойник располагается на нижней или задней поверхности корпуса. Фильтр открыватся (разбирается), внутри расположен сменный фильтрующий элемент.
Опционально на нижней, правой или задней поверхности врачебного блока располагется пульт управления ультразвуковым наконечником. Состоит из переключателя режимов работы (тумблер с тремя положениями) и регулятора мощности (вращающаяся ручка).
В более современных моделях управление ультразвуковым наконечником осуществляется с сенсорного пульта (который тоже располагается на врачебном блоке). На этом же пульте располагается пульт управления электромотором и дублируются переключатель быстрого отключения/включения подачи воды и пульт управления положением кресла.
Опционально на верхней поверхности или под блоком врача (в зависимости от подачи) располагается дополнительный столик для основных инструментов (лоток стоматологический, зонд, пинцет, гладилки для реставраций, эндодонтические инструменты и др.).
Блок управления установкой и креслом представляет собой педальный узел. Педаль управления креслом бывает совмещена с педалью управления установкой.
Педаль управления креслом - джойстик с четырмя стрелками, которые поднимают и опускают сиденье и спинку кресла. Зачастую на педали есть программатор, запоминающий положения кресла, которы впоследствии можно быстро воспроизводить.
Педаль управления установкой - регулятор подачи воды и воздуха на наконечник. Регулировка бывает плавной, бывает типа «включено-выключено». Так же на педали управления установкой располагается переключатель включения и отключения подачи воды на наконечники.
Блок ассистента включает в себя гидроблок и блок аспирации. Опционально может быть пульт управления лампой-светильником и пульт управления положением кресла.
Гидроблок состоит из раковины-плевательницы со смывом (подключены к канализации) и крана для наливания воды в стаканчик. Вода подаётся при помощи кнопок-актуаторов. (Как правило плевательница не используется, а застилается пакетом, который потом утилизируется в контейнер для отходов класса Б).
Блок аспирации состоит из рукавов аспираторов (количество не нормируется: может быть один, а может быть три), на которые цепляются наконечники слюноотсоса и пылесосов. В наконечники вставляются одноразовые слюноотсосы, пылесосы, хирургические пылесос.
2) Врачебный стул (кресло). Подкатной стул. Состоит из опоры на колёсиках, газового упора, сидения, опционально: спинка и подлокотники.
Газовый упор в хороших профессиональных моделях высокий. На низком газовом упоре обеспечить комфортную эргономичную посадку проблематично. Высота газового упора регулируется рычагом.
Сидение бывает двух видов: стандартное и в форме седла (выбор дизайна сиденья зависит от врача, сёдла считаются более эргономичными). Наклон сиденья регулируется рычагом.
Спинка кресла выполняет роль поясничного упора, снимая до 30% нагрузки с мышц спины и позвоночника. Высота спинки регулируется.
Подлокотники позволяют разгрузить плечевой пояс оператора, уменьшая утомляемость. Бывают статичными и подвижными (выбор зависит от врача). Ширина и высота подлокотников регулируется.
3) Подкатной врачебный стол. На врачебном столе располагаются инструменты быстрого доступа: лоток (зонд, зеркало, пинцет) боры и прочее, что с наибольшей вероятностью понадобится во время приёма. Также на врачебном столе можно выполнять манипуляции по замешиванию материалов и препаратов. Материалы стола должны быть устойчивыми к воздействию растворов антисептиков. В столе опционально могут быть выдвижные ящики.
4) Стул ассистента. Подкатной стул. Состоит из опоры на колёсиках с подножкой, газового упора, сидения и локтевого упора.
Подножка нужна для опоры во время работы (так как ассистент должен сидеть высоко)
Газовый упор в хороших профессиональных моделях высокий. На низком газовом упоре обеспечить комфортную эргономичную посадку проблематично. Высота газового упора регулируется рычагом.
Сидение. Наклон сиденья регулируется рычагом.
Локтевой упор служит для дополнительной точки опоры и разгрузки спины и плечевого пояса ассистента при работе с аспиратором и во время фотополимеризации.
Высота локтевого упора регулируется.
5) Стол ассистента. Подкатной столик с выдвижными ящиками. В ящиках в быстром доступе хранятся материалы и средства, которые понадобятся во время врачебной смены (анестезия, композит, пасты, и прочее). На поверхности стола размещаются материалы и средства, которые понадобятся на приёме конкретного пациента.
6) Зона хранения материалов и инструментов. Гарнитур из шкафчиков с полочками, который располагается неподалёку от ассистента. В гарнитуре расположен запас материалов (запас композита, оптрагейты, гуттаперча и прочее), которые срочно могут понадобиться, если материалы в столике ассистента закончатся или если какой-то из материалов упадёт на пол.
7) Шкаф для хранения стерильного инструмента с ультрафиолетовым облучателем. Поддерживет стерильность инструментов при помощи жесткого ультрафиолетовго излучения. Не стерилизует инструменты. Оказывает разрушительное воздействие на резиновые и силиконовые изделия. Стекло фильтрует ультрафиолетовое излучение, поэтому чашки Петри хранятся в открытом виде.
8) Ультрафиолетовый рециркулятор. Рециркулятор воздуха внутри которого стоит ультрафиолетовый излучатель. Нужен для дезинфекции воздуха.
9) Письменный стол. Стол, за которым врач и пациент ведут переговоры, заполняют медицинскую документацию и прочее. У стола должны стоять 2 стула: один для врача, другой для пациента. Технические стул может быть один, но тогда врач должен будет использовать врачебный стул.
10) На письменном столе располагается компьютер. На нём удобно показывать демонстрационные материалы. При наличии (лазерного) принтера, можно распечатывать документы.
11) Раковина для гигиенической обработки рук должна быть устойчива к воздействию антисептиков.
12) Если в кабинете инструменты подвергаются предстирилизационной обработке, для них нужна отдельная раковина. Она тоже должна быть устойчива к воздействию антисептиков.
13) Дозаторы мыла и кожного антисептика рационально снабжать локтевым или бесконтактным (инфракрасным или лазерным) активатором.
14) Фотополимеризатор. Источник света с длиной волны 400-500нм, мощностью светового потока 450Вт и минимальной плотностью рассеиваемой мощности 1000мВт/см2.
Проводные и беспроводные. Проводные полимеризаторы могут быть встроенными в стоматологическую установку. Беспроводные мобильнее и эргономичнее своих проводных аналогов. В настоящий момент не имеют каких-либо критичных недостатков по сравнению с проводными аналогами.
Фотоэлемент может быть галогеновым и диодным. В настоящий момент диодные фотоэлементы предпочтительнее и не имеют критичных недостатков перед галогеновыми.
Наличие и отсутствие световода. Световод - оптоволоконная трубка, которая позволяет проводить свет от источника до зуба с максимальным КПД. При отсутствии световода фотоэлемент располагается в головке фотополимеризатора, минимизируя потери излучения, но такие решения обладают большими размерами светоотдающей головки.
15) Аппарат для ротационных эндодонтических инструментов. Беспроводные модели. Беспроводные более эргономичны, проводные могут обеспечивать большую скорость вращения. Опционально обладают встроенным апекслокатором.
16) Аппарат для пломбирования корневых каналов. Бывают проводные и беспроводные. Беспроводные эргономичнее. Состоят из двух инструментов: термоплаггера и инжектора разогретой гуттаперчи.
17) Визиограф и рентгеновская трубка. В кабинетах с рентген-установкой стены должны быть оштукатурены баритовой штукатуркой, на окнах должны быть закрыты специальными защитными экранами, двери тоже должны быть экранированы, в кабинете должен находится специальный защитный фартук.
Визиограф - это датчик, который оцифровывает излучение из рентгеновской трубки и отправляет информацию на компьютер.
18) Операционный микроскоп. Может быть мобильным или иметь фиксацию к стене или потолку.
19) Аппараты для смешивания оттискных масс. Альгамикс помогает замешивать альгинат или гипс. Пентамикс - аппарат для автоматического смешивания А-силиконов, силиконы для автоматического замешивания поставляются в специальных тубах.
20) Стоматологический сканер. Устройство для создания 3d моделей зубо-челюстной системы.
21) Фотоаппарат для дентальной съёмки. Зеркальный или беззеркальный фотоаппарат, оснащённый макрообъективом и кольцевой или биполярной вспышкой.
22) Печь для нагрева анестетиков и композитных материалов. Устройство, способное разогревать карпулы анестетик да температуры, близкой к температуре тела для уменьшения неприятных ощущений при инъекции. Композиты разогревают до 30-40 градусов для улучшения их пластичности.