Цитадель большой драмы, театр «великих слёз и великого смеха» — всё это про БДТ. Он открылся 15 февраля 1919 года трагедией Фридриха Шиллера «Дон Карлос». Долгое время репертуар Большого драматического театра ассоциировался с героическим пафосом и социальными страстями. Такое направление театру задали его основатели — символист Александр Блок и соцреалист Максим Горький. С приходом режиссёра Георгия Товстоногова, имя которого БДТ носит сегодня, театр стал лучшей драматической сценой Советского Союза. Товстоногов пригласил в труппу легендарных артистов — Олега Басилашвили и Алису Фрейндлих — оба служат на сцене БДТ до сих пор.
С 2013 по 2023 год художественным руководителем театра был Андрей Могучий. Он провёл масштабную перезагрузку: обновил репертуар и завершил капитальную реконструкцию исторического здания. Сегодня здесь не боятся смелых экспериментов: спектакли БДТ регулярно становятся лауреатами «Золотой маски», а билеты на них разлетаются с космической скоростью. Рассказываем, с чего начать знакомство с этим театром.
Могучий хит
«Губернатор»
Спектакль Андрея Могучего идёт здесь с 2017 года: за это время он стал визитной карточкой театра. В его основе — рассказ Леонида Андреева о губернаторе, который отдаёт приказ расстрелять десятки бастующих, в том числе женщин и детей. Вскоре он осознаёт, что совершил, и начинает ждать возмездия.
«Губернатор» получил четыре театральных награды: две из них — за световое оформление, одна — за художественное. И действительно, визуальная часть здесь, как и всегда у Могучего, совсем не похожа на то, что мы привыкли видеть в театрах: мертвенно-серые лица актёров оттеняют лишь редкие всполохи белого и красного.
Road trip по русской душе
«Материнское сердце»
За основу спектакля взят одноимённый рассказ Василия Шукшина. Простой парень Витька Борзов набедокурил по пьяни, и теперь ему грозит реальный срок — пять лет за то, что травмировал милиционера в драке. Его мать сразу же примчалась в отдел молить о прощении сына, но ничего не вышло — милиционер в больнице, а значит, придётся отвечать по всей строгости. Тогда она пошла к прокурору, однако и тут неудача. Только вот настоящую мать не остановишь, и она отправляется в краевые организации.
На этом оригинал Шукшина заканчивается, а спектакль Могучего только начинается: режиссёр посчитал, что дальше — как раз самое интересное. Он дополнил произведения другими рассказами Шукшина, стихами Козьмы Пруткова и фрагментами сочинений Елены и Николая Рерих. В постановке БДТ мать Витьки садится на мотоцикл «Урал» и едет в Москву через всю страну: на пути она встречает множество самобытных героев, у каждого — «своя судьба, своя история, своё горе». За «создание образа русской женщины», который воплотила актриса Нина Усатова, театр получил «Золотую маску».
«Ла-Ла Ленд» по-советски
«Слава»
Впервые стихотворную пьесу Виктора Гусева поставили именно здесь, в БДТ, аж в 1936 году — в самый разгар Большого террора. Спектакль сразу стал хитом: к 1939 году его исполнили 209 раз — абсолютный рекорд по тем временам. И вот, почти век спустя, к этому сюжету решил вернуться Константин Богомолов (режиссёр мечтал поставить «Славу» ещё со студенчества).
Сюжет строится вокруг двух инженеров, один из которых мечтает прославиться и готов даже умереть ради этого, а второй просто честно выполняет свою работу. Богомолов увидел в этом историю не столько идеологическую, сколько гуманистическую — о любви и молодости, нравственном выборе и жажде славы. Главная идея постановки сводится к тому, что бояться смерти — не стыдно и что порой вовсе не обязательно лезть на амбразуру, чтобы оставаться хорошим человеком.
Две легенды на одной сцене
«Лето одного года»
Есть актёры, на которых интересно смотреть вне зависимости от того, где и когда они выступают. В спектакле Андрея Прикотенко таких сразу два: Олег Басилашвили и Алиса Фрейндлих — легенды советского кино. Здесь они играют пожилую пару — Нормана и Этель Тэйеров, к которым внезапно, спустя восемь лет разлуки, приезжает дочь Челси, да ещё и с новым ухажёром и его сыном Билли. Отношения с отцом у неё натянутые, и только мальчишке Билли удаётся растопить сердце старика Нормана и примирить его с дочерью. Роль Челси, к слову, исполняет настоящая дочь Алисы Фрейндлих — Варвара Владимирова.
Сюжет спектакля кажется предельно простым, но тем он и хорош — это пьеса о вечных семейных ценностях, о поиске общего между близкими из разных поколений. Режиссёр Андрей Прикотенко дополнил постановку видео-артом: на стены проецируются то пейзажи, то портреты молодой девушки, то фигуры самих стариков.
Шекспир + Шнуров
«Джульетта»
На первый взгляд, трагедия Шекспира здесь — лишь обстоятельства. Сначала нам показывают видео, на котором молодой парень, Ромео 1, с нежностью рассказывает о своей девушке — она получила первую роль в театре и теперь будет играть Джульетту. Дальше начинаются репетиции: шекспировская пьеса переплетается с реальной жизнью настолько, что порой трудно отличить одно от другого. Запутавшаяся героиня разрывается между своим парнем Ромео 1 и партнёром по сцене Ромео 2, к которому у неё внезапно вспыхивают чувства.
На фоне истории о любви и молодости играют песни Сергея Шнурова, Аллы Пугачёвой и Уитни Хьюстон. В одном из составов главную роль исполняет диско-дива Муся Тотибадзе, в другом — недавняя выпускница ВГИКа Мария Мацель.
Люди-птицы
«Ау»
В 2015 году БДТ стал первым русским театром, в котором ведётся системная работа по поддержке людей с особенностями развития. Сегодня на его Малой сцене можно увидеть инклюзивный спектакль-лабораторию «Ау». Режиссёр Яна Тумина соединила на сцене профессиональных актёров и молодых людей с аутизмом. Получилась добрая и светлая история о том, как трудно порой обрести свой голос в этом мире.
Главные герои здесь — птицы и птицелов. Этот образ перекликается с самой первой инклюзивной постановкой БДТ «Язык птиц», созданной совместно с благотворительным фондом «Антон тут рядом».