До Второй мировой войны слава о населённом пункте Тракенен распространялась намного дальше провинции, ведь Королевский конный завод выращивал свою собственную породу верховых лошадей, которая стала синонимом Восточной Пруссии. Именно поэтому, погружаясь в историю современного посёлка Ясная Поляна, мы в большей степени будем говорить о том, как становилось и развивалось коневодство провинции.
Первые конезаводы появляются в эпоху Тевтонского государства, т.к. в те времена конница являлась главной единицей мощного военного государства. Рыцарям принадлежал 31 завод с поголовьем, варьировавшимся от 10 до 14 тыс. единиц. В основном это были прусские лошади, которые улучшались тяжёлыми рыцарскими и восточными жеребцами, пригоняемыми из Крестовых походов. А вот фермеры для сельскохозяйственных работ использовали маленьких, невзрачных, но крайне выносливых лесных тарпанов, называемых «швайке» - «грязные».
Поголовье зависело от множества внешних факторов и постоянно пополнялось новыми породами. Так, после большого падежа в 1440 году, из Скандинавии было завезено около 900 тяжёлых лошадей, которых распределили между поселениями колонистов. В 1644 году в лесах убили последнего тарпана. Спустя 12 лет, во время Польско-Шведской войны татары истребили и увели с собой значительное количество лошадей востока провинции. В 1701 году на первую в истории Прусского королевства коронацию в Кёнигсберг прибывает Фридрих I, он привозит с собой 1000 верховых и 30 000 упряжных лошадей. Эпидемия чумы 1709-1711 годов была смертоносной не только для людей, но и для животных.
Настоящего размаха коннозаводство достигло при втором прусском короле Фридрихе Вильгельме I, которому лошади были нужны для создания мощной армии. В 1713 году правитель издаёт эдикт об улучшении коневодства в Пруссии, выделяет под его реализацию большие средства и приобретается более 400 испанских лошадей.
Одно из военных решений тоже было напрямую связано с коневодством. В 1717 году Фридрих Вильгельм I поручает генерал-майору фон Вутенау сформировать драгунский полк из 780 саксонских драгун, взятых в аренду у короля Польши Августа II Сильного. Полк изначально состоял из 8 рот, которые в декабре того же года были расквартированы в Инстербурге (совр. Черняховск), Тильзите (ныне Советск), Рагните (ныне Неман), Шталлупёнене (совр. Нестеров), Пилькаллене (ныне Добровольск) и Голдапе (сегодня расположен на территории Польши). Как вы уже заметили, все подразделения этого полка, в XIX веке получившего название «Литовской драгунский», разместились на востоке провинции, где имелись прекрасные пастбища, а статные литовцы, составлявшие значительную часть населения так называемой Малой или Прусской Литвы, оказались прекрасными наездниками. Большие свободные и необжитые пространства позволяли создавать тренировочные полигоны рядом с казармами.
Логично, что именно в этой местности должен был сформироваться главный центр по разведению резвых, выносливых и неприхотливых лошадей для кавалерии. В 1725 году князь фон Дессау советует королю объединить все имеющиеся на востоке небольшие и разорённые чумой конюшни, открыть одно большое коневодческое хозяйство на бывших охотничьих угодьях между Гумбинненом (совр. Гусев) и Шталлупёненом у реки Родап (нем. Rodap, совр. Раковка).
На подготовительном этапе пришлось решать серьёзную проблему – будущий конезавод должен был разместиться на подтопляемой и болотистой территории, что разрезалась сетью небольших речушек – притоков реки Писса. Утверждается, что король лично составил схему осушительных каналов и выделил для работ более полутысячи солдат из Мемельского гарнизона, а в руководители нанял русского инженера-гидрографа Суходольца.
Пока шесть лет выполнялись осушительные мероприятия на площади в 4 000 га, государство выкупило соседнее имение Тракенен, а также поместья Йодслаукен, Викинлаукен, Энцунен, Йонасталь и еще несколько поменьше. И это было только началом, т.к. по мере расширения конного хозяйства, число присоединённых земель и ферм постоянно прибавлялось, в итоге в начале XX века конезаводу принадлежал обширный район, на довоенных картах обозначенный как Кляйн Тракенен (нем. Klein Trakehnen). Для обслуживания будущего хозяйства сюда переселили более двухсот семей беженцев из Зальцбурга, а также местных ремесленников. Их силами началось возведение комплекса конюшен, в которые в 1731 году привезли 1101 лошадь из восьми Королевских конюшен.
Официальный приказ об учреждении Главного Прусского Королевского конного завода Тракенен (нем. Königlich Preußisch Hauptgestüt Trakehnen) подписан Фридрихом Вильгельмом I в 1732 году. Поселение позаимствовало название от присоединённого имения, в корне которого находится либо слово прусско-ятвягского наречия «trakas» - «заболоченная низменность», либо старолитовское «trakis» - «лес у болота».
К сожалению, первое десятилетие работы хозяйства не принесло качественного улучшения породы, для чего использовались жеребцы 20-ти прочих пород (розенбургские, богемские, английские полукровные, датские, испанские, арабо-английские и др). К тому же вновь начали заболачиваться пастбища, что приводило к проблемам с кормами и повышению смертности среди лошадей.
Фридрих Вильгельм I разочаровывается в проекте и в 1739 году передаёт конезавод кронпринцу и будущему легендарному королю Фридриху Великому. Непосредственное управление заводом находится в руках двух управляющих - по хозяйственной части и коннозаводству (обершталмейстер). Ответственную должность по разведению лошадей король доверил Иоганну Фридриху фон Домхардту, которого считал прекрасным сельскохозяйственным управленцем, применяющим на практике все современные разработки.
Наследник престола Фридрих II так увлёкся идеей коневодства, что даже поселился в небольшом доме в Тракенене. На его средства приобрели английских и испанских жеребцов, от герцога Курляндского в подарок получен персидский производительный жеребец по кличке Персианер, оставивший большое потомство и ставший основателем первой тракененской линии.
31 мая 1740 года Фридрих II становится королём Пруссии и чем глубже погружается в дела государственные, тем больше, как и его отец, перестаёт верить в перспективность дела по разведению восточно-прусской породы лошадей. Вскоре он отказывается выделять средства на покупку новых племенных жеребцов и расширение конюшен, а лучших молодых жеребцов забирает в личную конюшню, раздаёт придворным и продаёт. Причина такого холодного отношения объяснима: завод не давал нужного для армии количества лошадей, а ведь именно в этом и была его задача.
В 1746 году Фридрих Великий, к тому моменту размышлявший о роспуске предприятия, назначает военного советника, члена государственной палаты и советника по надзору за государственными землями Гумбиннена Домхардта единоличным управляющим Тракенена.
Невзирая на все сложности, поголовье с каждым годом стало показывать прирост (правда, с падением качества) на 30-40%, что привел к нехватке конюшен и кормов. Домхардт решается на сокращение завода, оставив только 300 кобыл и 150 голов молодняка и просит вернуть из Берлина 32 тракененских жеребца. Коннозаводчик отказывается от бессистемного скрещивания лошадей различных пород и переходит к разведению по линиям.
В 1756 году Домхардт стал президентом Кёнигсбергской и Гумбинненской государственных палат, что означало управление всей Восточной Пруссией. Перед началом Семилетней войны король Фридрих Великий обязал оберпрезидента провинции, помимо прочего, обеспечить Королевский конный завод всем необходимым.
Домхардт в очередной раз продемонстрировал прекрасные управленческие навыки, а в период русской администрации смог ограничить её влияние на деятельность завода, хотя та и настаивала на экспериментах с четырьмя жеребцами «русских пород», которых Иоганн отбраковал.
Хотя в начале военной кампании и произошло разграбление завода казаками, племенная работа по разведению местной породы не остановилась, Домхардт достиг существенных результатов, увеличив выносливость и скорость тракенена посредством примешивания к породе крови английских пород.
После войны король наконец выделил средства на покупку трёх английских и трёх датских жеребцов, а также из Георгенбурга привезли внука того самого персидского жеребца, положившего начало первой тракененской линии. Позже завод приобрёл ещё несколько английских, турецких, испанских жеребцов.
В 1770 году Домхарду пришла идея улучшения общественного коннозаводства в Восточной Пруссии посредством создания сельских «конных депо», где тракененские жеребцы покрывали бы крестьянских кобыл. Фридрих Великий неизменно отвечал, что уже стар и пусть этим занимаются его наследники. Не дождавшись поддержки от короля, Домхард самостоятельно открывает случную конюшню и выделяет в неё 10 жеребцов. Сначала спрос на услугу был низким, но после того как в 1783 году один крестьянин продал трёхлетнего жеребчика за цену в 8 раз превышающую стоимость простой крестьянской лошади, популярность тракененских жеребцов стала расти. С 1780 по 1787 года случка жеребцов с частными кобылами была бесплатной, а содержали их за счет казны.
Тракененские лошади поставлялись в армейские конницы и придворные конюшни. Расстояние из Берлина в Потсдам они преодолевали за 2 часа, более чем на полчаса превосходя английских, русских и мекленбургских лошадей. Говорят, что король не мог поверить в такие успехи, но увидев всё своими глазами, таки оценил по достоинству дела Домхардта, наградив его дворянским титулом и в качестве «наивысшей благосклонности» прислал в Тракенен английских и турецких жеребцов, сыгравших свою роль в улучшении тракененской породы.
Иоганн Фридрих фон Домхардт скончался в 1781 году в возрасте 69 лет. Его вклад в развитие сельского хозяйства Восточной Пруссии оценивается немецкими историками, как «огромный, не имеющий аналогов», случные депо жеребцов вскоре набрали обороты, став отличным подспорьем для конного завода и сельского хозяйства.
Продолжение следует…
© Дмитрий Галлис
(Проект «Познавая Пруссию»).
Продолжение истории вы можете прочесть в книге Дмитрия Галлиса «Прусская Атлантида: исторический путеводитель по Калининградской области», которую можно приобрести, отправив заявку на почту автора, либо через сайт проекта:
- Эл.почта для заказа: dm.owlstuduo@gmail.com
- Сайт проекта: knowprussia.tilda.ws
P.S.: Подборка статей «История Ясная Поляна-Тракенен»:
- Часть 1: Королевский конезавод Фридриха Вильгельма I и его спаситель Домхардт.
- Часть 2: Лошади провинции – родственники тракенов и новый конезавод «Маленького русского».
- Часть 3: Тракены уходят из кавалерии в большой спорт, и о судьбе военных захоронений.
- Часть 4: Как тракены оказываются в СССР, олимпийский чемпион Пепел и возвращение «Хранителя храма».