Здравствуйте. Очень часто читатели канала после прочтения статей рубрик "Великие сервизы мира" или "Фарфор братьев Корниловых" задают вопросы типа: "А современные фарфористы так могут?" Могут. И делают. Не хуже. А то и лучше! Другое дело, что такие изделия обычно авторские, и создаются минимальными партиями или, вообще, в единичных экземплярах, и стоят соответственно... Кроме того, ещё и ИФЗ подбрасывает поленья в костёр ажиотажа, позиционируя себя как элитный бренд, где даже простецкая тарелка или чашка с блюдцем должна стоит дороже аналогов в разы и разы. Потому что люди, кроме всего прочего, готовы платить за то, что их посуда выпущена именно на ИФЗ. И это можно понять - соревноваться с дешевым китайским фарфором, которому просто открыли Российский рынок (и убили этим фарфоровую отрасль России) ради всего лишь надежды на то, что китайцы будут покупать русский газ (!), не получается. Впрочем точно такой же трюк в своё время Российские изумительные правители проделывали и с финнами: отказались развивать свою целлюлозно-бумажную промышленность в Карелии, и согласились быть для Финляндии поставщиком кругляка, нефти, электричества и прочих ресурсов (практически - стать колонией) всего лишь за согласие на то, чтобы газопроводы СП-1 и СП-2 прошли бы по финскому дну. И где теперь Финляндия (в НАТО), где покупатель российского газа из СП-1 и СП-2 (Германия), и где теперь все эти хитроплановые Северные потоки?
Однако - к делу! Несмотря на перипетии с переходом завода в частную собственность и смены названия (с ЛФЗ на ИФЗ), предприятие до сих пор остаётся одним из лучших фарфоровых заводов мира. Во многом качество выпускаемых изделий зависит от квалификации кадров, от традиций, которые (пока что) сохраняются.
Нелли Львовна Петровна - художник сравнительно новой формации, из тех, кто был рождён после Войны. Вот основные вехи её биографии...
Родилась 11-го марта 1949-го года в Риге. С 1970-й по 1975-й годы обучалась в ЛФХПУ им. Мухиной (бывшее училище технического рисования барона Штиглица). С 1975-го года работает на ЛФЗ. С 1981-го года - член СХ СССР. В 1988-1991 гг. работала в должности главного художника ЛФЗ. Годы были, мягко говоря непростые. Затем в 1999-2009 гг. занимала ту же должность. В 2010-м году ей было присвоено звание Заслуженный художник РФ. С 2012 года Неля Петрова - вновь главный художник предприятия. С 2014-го года - почётный член РАХ.
Её трудно назвать "художником по росписи посуды", поскольку по своей внутренней сути она настоящий художник-станковист, просто вместо холста она использует фарфор. Кроме того, она - прекрасный художник-анималист. И неважно, что, скорее всего, рисунки по большей части сделаны с фотографий - потому что, кроме собственно рисунка, чтобы получилось изделие (произведение), рисунок нужно ещё вписать в определённую площадь или объём, т.е. создать композицию, а это у ней получается очень и очень хорошо (на мой вкус). Она - мастер натюрморта и пейзажа, как можно судить по её графическим рисункам на бумаге. Что касается портрета, то портреты людей у неё получаются плоскостные, "неживые". По эстетике портрета она напоминает И. Глазунова - сильно перехваленного художника позднесоветской поры. Можно сказать, что, как портретисту, ей далеко до Репина, далеко до Боровиковского, до того же Крамского, Серова и т.д. Если говорить о женщинах - мастерах портретной живописи - то до Серебряковой ей тоже - как до Монблана. Однако при всём том у ней прекрасно поставлена композиция, как впрочем, у многих художников Фарфорового завода, выпускников бывшего училища Штиглица.
Трио "Флора". 1979. Тарелка, чашка, блюдце.
А эта очень известная чайная пара называется "День поэта". Создана в 1998-м году с намерением выпуска в 1999-м - к 200-летию со дня рождения великого русского поэта. Так и случилось.
Вазочка из сервиза "Музы летнего сада". 1993.
Отдельная тема в творчестве Н.Л. Петровой - роспись тарелок и блюд. "Весна на трассе" (1984) и "Весна на трассе-2" (1978). Почему "Весна на трассе-2" создана на шесть лет ранее "Весны на трасе" - не спрашивайте - так атрибутированы блюда на сайте Госкаталог(точка)РФ...
Серия тарелок "Истоки". 1989-1990 гг. Можно сказать, что это - воспоминания детства, связанные с деревней.
В 1990-е была создана серия тарелок в росписи "Русский (народный) костюм". Причём костюмы были представлены исключительно женские (а мужику вроде как костюм и не нужен... Зачем? - ладонью утёрся, топорищем подпоясался, и пошёл с утра жене ресурсы добывать)! "Женский образ меня волнует, - отмечает Н.Л. Петрова, - изучая его, в своем творчестве я хочу хотя бы отчасти, передать удивительную глубину и многогранность непостижимого женского существа."
В 2017-м году в здании Главного штаба в Санкт-Петербурге состоялась её персональная выставка. Специально к этой выставке был выпущен альбом "Реальность и волшебство. Фарфор Нелли Петровой" издательства "Русская коллекция". Выставка прошла в традициях нового времени - с большой помпой: с кураторством от "Эрмитажа", с хвалебными словесами от ген. директора ИФЗ и от директора "Эрмитажа", и пр., и пр. До сих пор интернет полон фотографиями с этой выставки, которыми я и воспользуюсь для иллюстрации работ Нелли Львовны...
Вот ещё одни женские образы, которые так волнуют Нелли Львовну. Она нарядила женщин в народные костюмы допетровской эпохи. И вот что получилось (с выставки 2017-го года)... Кто такие "Мария Николаевна" и "Валентина Александровна", я не знаю. Надеюсь, знатоки-читатели подскажут в комментариях.
Предметы сервиза "Ягоды" и две настенные тарелки...
Предметы в "ромашковой" росписи...
Восстановленные (в форме) дворцовые вазы XIX-го века с "охотничьей" росписью Н.Л. Петровой: "Дворянское гнездо. Глухари" и ""Дворянское гнездо. Кроншнепы"...
Блюда на тему сказки о курочке Рябе: "Ряба и яйцо" и "Не простое, а..." Опять идут фактически воспоминания детства в русской деревне...
Деревенская любовь на сеновале представлена в композиции "Аллегории. Игра в прятки по-взрослому" из двух блюд: "Физика и лирика" и "Гравитация".
Ещё одни вазы, восстановленные в формах XIX-го века, расписанные Н.Л. Петровой в анималистической тематике: "Леопарды" (2014) и "Полуденный отдых львов" (2016)...
Серия из трёх пластов называется "Леопарды". Правда, скорее, это размышление на тему хищника и жертвы: снежного барса и горного козла.
В данном стенде помещены сервиз "Северное лето" в сине-золотых тонах и пласты "Лель" и "Снегурочка".
Предметы столового (что для ЛФЗ редкость!) сервиза "Уткина заводь". 2015-2016 гг.
Основная цветовая гамма сервиза "Солнечный свет" (2014) у Н.Л. Петровой ассоциируется с золотом.
Композиция "Выезд на охоту. Трапеза." создана в 2015-2016 гг. Интересна тем, что в композицию, кроме фарфора, включены предметы из хрусталя (стопки\стаканы) и бронзовые подставки под скульптуры и некий "клинок", которого я на фотографиях не вижу.
Предметы сервиза "Дворянское гнездо" созданы на восстановленной форме "Гербовая" XVIII-века. В императорской России она носила название "Китайская", поскольку, действительно, напоминала старинные китайские образцы с плоскими прямоугольными ручками и хватами, которые активно копировали саксонские мастера в раннем Мейсене...
У Н.Л. Петровой месяцы и времена года ассоциируются с образом лошадей. Вообще, образы лошадей - это какая-то мистическая женская загадка: девочки с раннего возраста очень любят рисовать лошадей, и при возможности, всегда просят родителей покатать их "на лошадке".
Композиция "Цвет саванны" посвящена зебрам. Т.е. опять лошади, лошади, лошади.
Вазы и пласты с выставки 2017-го года.
А это "Песня про зайцев"! Точнее, "Про зайца"...
Композиция "Пойма цветущего лотоса". Очевидно, это работа навеяна хранящимся в "Эрмитаже" блюдом "Белый букет" химика (составителя фарфоровой массы ИФЗ) Петра Ульяновича Иванова (ок. 1789-1851). Смотрим и сравниваем... Своими впечатлениями делитесь в комментариях.
Та же форма, но расписанная тетеревами... Такая вещь используется для чисто декоративных целей.
К семейству фазановых у Н.Л. Петровой, похоже, слабость... "Фазаны". 2016.
Уникальная композиции, состоящая из подноса с двумя чайными парами и фарфоровой коробочки для мелочей (или - для обручального кольца?). Называется комплект "Предложение.
Отдельно стоит отметить блюдо с лисой на фоне пейзажа с зимней деревней.
Лиса - одно из животных Средней полосы России, которую Н.Л. Петрова часто и с удовольствием рисует...
Вообще, рисует Н.Л. Петрова на бумаге много. Натюрморты, пейзажи, анималистические композиции, портреты, проекты росписей фарфоровых предметов.
Ещё один интересный сервиз. К сожалению, неподписанный.
И настенные блюда со стенда (см. галерею выше)... Продолжение ассоциаций месяцев календаря с женскими образами.
Композиция из трёх предметов "Утро туманное". 1992-1993.
Чашка с блюдцем "300 лет Петергофу". 2005. Роспись сделана на форме "Гербовая".
Эти яблоки с листиками также сделаны из фарфора.
Нелли Львовна Петрова со своими работами...
А это блюдо (на фото внизу) называется "Посвящение Петербургу". Н.Л. Петрова: "Я очень люблю создавать образы Петербурга. Это великолепный, прекрасный город, волшебный в белые ночи и очень красивый в плохую погоду. Петербургские мотивы встречаются и в этой коллекции – на некоторых блюдах есть изображения фрагментов архитектуры Северной столицы".
Всем, кому интересен фарфор! Не как материал, не как, собственно, посуда, статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь. Помощь каналу можно оказать здесь - карта Сбера 5469 3800 2742 6328.
P.S. Напоминаю - в ВКонтакте организована группа "Порцелиновый фан". Если интересно - записывайтесь. В этой группе https://vk.com/club221912172 стараюсь не только копировать материалы с Дзена, но и рассказывать что-то новое.