Никто из нас не может избежать впадение в состояние, близкое к отчаянию. Состояние, когда кажется, что все пропало, и исправить ничего невозможно.
А уж о малодушии, когда знаешь, что надо сделать, и сделал бы, но одолевают страхи, бессилие и уныние, и говорить не приходится.
Такое состояние – это всегда бесовское искушение хотя бы потому, что выводит сознание верующего человека из сознания постоянного Божьего промысла над ним.
Мало того – такое состояние это еще и как бы преддверие геенны огненной, в которой могут оказаться человеческие души, пораженные злобой, безверием, ропотом, хулой, гневом, отчаянием.
Однако такое состояние – иногда бывает и специальным Божьим попущением, когда кого-то из нас нужно поставить на место, дать ему возможность увидеть свои грехи и покаяться в них.
Давайте послушаем по этому поводу рассуждения великого святого преподобного Исаака Сирина.
Он начинает с подробного описания всего спектра этих богопротивных состояний – от малодушия до отчаяния:
«Когда Богу угодно повернуть человека в большие скорби, Он попускает ему впасть в руки малодушия. Оно рождает в нем крепкую силу уныния, в котором он испытывает душевную тесноту, и это есть предвкушение геенны; вследствие же сего находит дух исступления, от которого происходят тысячи искушений: смущение, ярость, хула, жалоба на свою участь, развращенные помыслы, переселение из места в место и тому подобное».
Обратили внимание на упоминание о духе исступления.
Собственно, это и есть главный бесовский дух, заставляющий человеческую душу забыть о себе, выйти за свои собственные рамки и подвергнуться всем описанным искушениям.
Исступление – это и есть выход, от слова «ступать». То есть "ступать не туда".
Да – ты выходишь из самого себя, твоя душа выходит из своего законного положения, из-под Божьего покрова. Выходит – и сразу оказывается под атакой бесчисленного сонма разнообразных бесовских духов, как вышедший в бурю на улицу тут же подвергается бесчисленным ударам непогоды.
Что ж, само состояние преподобным Исааком разобрано подробно. Теперь надо поставить ему диагноз – почему оно возникает.
Прислушаемся:
«Если спросишь: какая сему причина? то скажу: твое нерадение, потому что ты не позаботился поискать уврачевания их. Ибо врачевание для всего этого одно, при помощи которого человек скоро находит утешение в душе своей. И что же это за врачебство? Смиренномудрие сердца. Ничем, кроме него, человек не может разрушить оплот сих пороков, а напротив того находит, что сии превозмогают над ним».
Фу-х!.. Давайте разберемся.
Итак, первое и очень важное – мы сами виноваты в подобных состояниях. И главная наша вина – это наше нерадение.
В самом деле: твоя душа выходит из тебя, а тебе и дела нет!.. Разве это не преступное нерадение, за которым неизбежно должно последовать наказание?
Только почувствовав приближение этих состояний – уныния, малодушия, гнева, ропота, гнева, хулы, жалоб, желания переселения, не говоря уже о «развращенных помыслах» - нужно сразу же насторожиться.
Моя душа выходит из меня!.. Она начинает иступляться!.. Она ступает не туда!..
Мы сразу же должны спохватиться, но разве мы спохватываемся? Мы начинаем еще больше выталкивать душу наружу, раздувая все больше пламя этого геенского огня.
Но если мы все-таки успеваем спохватиться – вот что есть главное лекарство для нашей обезумевшей души:
СМИРЕННОМУДРИЕ СЕРДЦА
Правда же, духовная наука гораздо сложнее матанализа!.. Два слова – а попробуй-ка в них разберись!
А разобраться надо, так как преподобный Исаак настаивает, что это единственное врачебное средство против нашей обезумевшей исступленной души.
Что такое смиренномудрие: это смирение + мудрость.
Как же это можно применить к себе, когда душа начинает иступляться и выходить из себя?
Сначала – смирение. Нужно сразу себе сказать: я достоин всего того, что со мной случилось по грехам своим.
Что бы ни произошло – обозвали, оболгали, предали, избили, обокрали…
Достоин – и все!... Если сумеешь удержать свою душу в себе, не выталкивая ее геенские состояния – ты смирил себя. А значит – и смирил свою душу.
Но смирения мало – нужна еще мудрость.
А мудрость будет заключаться в том, что ты не просто схватил душу за крылья и силой запретил ей выходить из себя.
Мудрость в том, когда ты поймешь, что – да!.. Меня и надо было обозвать, оболгать, предать, избить, обокрасть…
Именно – так и никак иначе. Иначе и по-другому – я бы не вразумился.
Да – в этом мудрость. И большая мудрость – искренне признать это.
И когда ты поймешь это, признаешь это, когда твоя душа вместо исступленного беснования, наполниться чувством ответной благодарности – это и будет искомое смиренномудрие.
Кто-нибудь из нас способен к нему?
Увы! Увы! Увы! Увы!..
Мы способны только к исступленному беснованию. Горе нам!..