На Ульяновском автозаводе работают не только профессионалы, но и настоящие фанаты своего дела. Герой нашего сегодняшнего рассказа — Владимир Константинович Пьянов, инженер-испытатель, чья трудовая биография с момента возвращения из армии в 1971-м до выхода на пенсию в 2014 году неразрывно связана с УАЗом.
Это легендарная личность, которой своим появлением во многом обязаны теперь уже известные армейские проекты: различные модификации УАЗ-469, амфибии «Ягуар» и спецавтомобили «Баклан» для погранвойск.
Не секрет, что Министерству обороны страны нужны транспортные средства для конкретных задач: преодолевать определенные подъемы, брать водные преграды, двигаться в танковой колее и далее по списку. Конструкторы завода предлагают вариант автомобиля, собирают опытный образец и передают инженерам-испытателям, которые с помощью разных тестов определяют, соответствует ли он требованиям заказчика. Составляют программу, гоняют машину «в хвост и в гриву» в различных температурных режимах, погодных и природных условиях и возвращаются с обратной связью — что нужно доработать, какие элементы конструкции заменить. Именно таким инженером-испытателем Владимир Пьянов проработал на УАЗе целых 43 года.
Профессия инженера-испытателя сопряжена с риском: тесты проходят в экстремальных условиях, а поведение перспективного автомобиля не всегда предсказуемо. Так, за свою карьеру Владимир Константинович и тонул, и горел на работе — к счастью, обошлось без серьезных травм. По его словам, самые необычные испытания были, конечно, у амфибий «Ягуар» и «Баклан».
Краткая историческая справка.
«Ягуар», он же УАЗ-3907, назван в честь единственного представителя семейства кошачьих, который не боится воды и неплохо плавает. Техзадание Минобороны предусматривало способность машины преодолевать водные преграды и бездорожье, высокую степень ремонтопригодности в полевых условиях и «авиатранспортабельность». Конструкторы взяли за основу серийный УАЗ-469, чтобы в будущем максимально снизить производственные расходы. Затем перепроектировали его: удлинили лонжерную раму с обоих концов и встроили ее в водоизмещающий корпус (как у всех плавающих транспортных средств). В результате получили герметичный восьмиместный автомобиль, с запасом хода по воде при полной заправке до 50 километров.
Наш герой принимал непосредственное участие в испытаниях «Ягуара». Чтобы оценить его поведение на воде, устроили спуск по Волге от Волгоградской плотины до Астрахани. Во время тестирования пробили днище об топляк (плавающее бревно, которое не видно на поверхности). Машину стало заливать водой со скоростью 400 литров в минуту. Владимир Константинович рассказывает, что в случае аварий и форс-мажоров испытатели до последнего пытаются спасти автомобили, но здесь, увы, не было вариантов. Инженер-испытатель с водителем не пострадали, если не считать душевных мук от потерянных наработок.
Несмотря на опасности, профессия открыла перед Владимиром Константиновичем невероятные высоты. В 1974 году он на 469-м поднялся на Эльбрус до высоты 4200 метров. Выше в то время было нельзя, там начинаются ледовые трещины, невидимые под снежным покровом, которые стали причиной гибели многих альпинистов. Сам подъем на Эльбрус стал частью экспортной рекламной кампании — в СССР тогда о нем никто не писал, не считая журналов «Юность» или «Смена». Что не менее важно, УАЗ удалось с Эльбруса «спустить», тогда как многие иномарки навсегда остались в горах. Но самую большую высоту Владимир Пьянов взял на амфибии «Баклан» — 4650 метров на Восточном Памире, когда автомобиль перегоняли через проезжий перевал Акбайтал.
Владимир Константинович 43 года посвятил УАЗам, сравнивал их по работе с другими отечественными и зарубежными автомобилями. Его профессиональное мнение — такой проходимости, как у ульяновского внедорожника, нет ни у одного из одноклассников! Не говоря уже о надежности, неприхотливости и простоте обслуживания. По скорости он может уступать другим моделям, но на бездорожье ему нет равных — однозначно УАЗ!
Но не всегда профессиональное мнение испытателей или технические характеристики определяют будущее автомобиля. Так, в судьбу амфибий вмешался злой рок — когда цеха уже готовили к производству уникальных плавающих машин, грянул 1989 год, началась конверсия — военно-промышленные предприятия стали переоборудовать на выпуск гражданской продукции. Аналогов амфибий в мире до сих пор нет, хотя сейчас подобные транспортные средства были бы просто незаменимы для егерей, геологов, МЧС и пограничных войск.
Наш герой уже девять лет на пенсии, и все это время скучает по работе, считая ее работой мечты, полной дорог и приключений. «Ни одной ночи не спал в нормальных гостиницах, только у костра, в пустыне или тайге. Всю страну объехал: от Магадана до Калининграда, от Мурманска до Кушки, от Каракумов до Якутска. Такая вот моя жизнь — как испытательный полигон», — говорит сам Владимир Константинович.