Найти тему
Журнал «History Project»

Фредегунда: дело было в далёком VI веке

История помнит огромное количество событий, о которых сейчас могли бы сказать, что это все выдумки. Тем не менее, они были, и все позднейшие сочинения писателей, как выясняется при более пристальном взгляде, являются банальным пересказом того, что когда-то происходило на самом деле. Вспомнить, хотя бы, знаменитую леди Макбет. Оказывается, у нее был реальный прототип, только еще более жестокий и кровожадный.

Эта история уходит корнями в далекий VI век – период угасания культуры Западной Римской империи. При всех ее недостатках, в этом государстве как-то следили за порядком. Однако когда она рухнула, жесткая рука централизованного управления исчезла, и бывшие имперские территории заполонили орды разбойников-варваров, зарабатывавших себе на жизнь грабежами. Часть этих германских атаманов начали образовывать собственные владения и, расширяя их, воевать уже между собой.

Как раз в это время на основе владений одного из таких местных предводителей начало образовываться новое государство Франкия, полностью сформировавшееся при правителе Хлодвиге I. Впрочем, сказать, что все в государстве было спокойно и хорошо, значит, погрешить против истины. В ходе его построения новому территориальному образованию довелось пережить не одну войну. Правда, это позволило расширить границы новорожденной Франкии.

После Хлодвига I правление принял на себя его сын Хлотарь. Он постарался максимально расширить пределы своих владений, для чего, воспользовавшись смертью брата, перебил его сыновей. Когда пришел и его черед, на трон стали претендовать сразу три его сына – Сигиберт, Хильперик и Гонтран. Решение пришло вполне в духе тех времен. Каждому из сыновей достался свой кусок территории: Сигиберту – Австразия, Хильперику – Нейстрия, ну, а Гонтран у – Бургундия. Только вот на первом месте у этих персон была борьба за власть, и каждый из наследников первого короля старался ликвидировать своих братьев, чтобы стать единоличным властителем.

Пожалуй, самым просвещенным из всей этой троицы был Хильперик. Его вообще считали «отцом древнегерманской азбуки». Кроме того, он неплохо разбирался в богословии и даже любил заниматься строительством.

Хильперик
Хильперик

Впрочем, в остальном Хильперик мало чем отличался от своих менее просвещенных братьев: пьянствовал, безумствовал и распутствовал. Вот как раз на ниве последнего действа в королевскую резиденцию пробралась представительница прекрасного пола, которая в дальнейшем стала настоящим исчадием ада. Звали ее Фредегунда.

Девушка имела очень привлекательные физические данные и была нанята работать служанкой действующей королевы Аудоверы. Понятно, что мимо такой красоты король пройти не мог, поэтому вскоре новая прислуга оказалась в его постели. Как выяснилось, в данной сфере она могла очень многое, так что Хильперику Фредегунда очень понравилась. И хотел бы король дальше развлекаться со служанкой жены, да дела государственные оторвали его – вспыхнула очередная война, и Хильперик отправился воевать.

А пока законного правителя не было, молодая наложница решила провернуть некий план, согласно которому она могла бы занять место королевы. Момент выпал удачный: Аудовере настало время рожать, и Фредегунда между делом посоветовала ей самостоятельно крестить дочку. Не особо осведомленная в законах королева послушалась совета, крестила малышку, нарушив тем самым одну из церковных догм.

Вернувшийся с войны супруг, несмотря на распутство, был набожным человеком, придерживавшимся церковных правил. Он немедленно отстранил от себя жену, а потом и вовсе сослал ее в монастырь.

-2

Аудовера стала первой жертвой Фредегунды на пути к вожделенной короне. Правда, королевой она пока еще не стала, да и положение у нее было еще очень шатким. А тут еще подоспело новое неприятное известие – брат Хильперика Сигиберт решил жениться на дочке короля вестготов Атанагильда Брунгильде. Тогда Хильперик сосватал у того же короля его вторую дочь Галесвинту, после чего Фредегунда со свистом вылетела из королевской постели.

Однако настойчивости этой дамы можно только позавидовать. Она вновь устроилась во дворец в качестве прислуги, после чего Хильперик опять потащил ее в постель. Дальше служанка-наложница сделала все, чтобы король отдалил от себя Галесвинту, полностью заменив ее собой. Дело получилось. Хильперик перестал жить с Галесвинтой, правда и из дворца не выгонял – уж больно отец у нее был грозен. Дабы развязать себе руки, он вскоре задушил законную жену, вновь став свободным мужчиной. А чтобы долго не страдать без женщины, официально оформил свои отношения с Фредегундой.

Гибель Галесвинты
Гибель Галесвинты

Казалось бы, главная цель жизни достигнута, но в дело вмешалась сестра безвременно ушедшей Галесвинты Брунгильда. Посчитав, что ее сестру банально убили, она заставила своего мужа Сигиберта пойти войной на Хильперика. Войну он выиграл, а Хильперик сбежал. Захватив Париж, Стигиберт назначил дату коронования, только вот дожить до нее не смог. Фредегунда, не став дожидаться, когда ее официально лишат короны, наняла убийц, и те исполосовали короля Астразии отравленными ножами.

Узнав о чудесном избавлении, в Париж возвратился Хильперик, объявив уже себя победителем. А раз так, то и Брунгильда – его трофей, и она, следовательно, становится его женой. Планам ликвидации Брунгильды помешал один из сыновей Хильперика от первой жены Аудоверы. Он воспылал страстью к этой женщине, а нужная информация без замедления пошла Хильперику. Тот немедленно выслал Брунгильду обратно в Астразию, а сына отправил в монастырь, где тот вскорости покончил с собой.

Статус кво вновь был восстановлен, однако потомство Аудоверы стало серьезно мешать планам Фредегунды. Вскоре все ее дети были убиты, а сама Аудовера умерла в монастыре. И вот что внезапно открылось. Фредегунде понравилось убивать. Как оказалось, пытки и убийства ей стали нравиться больше, чем постельные утехи. Причем, иногда случалось, что казни подвергались совершенно ни к чему непричастные люди. Так однажды она приказала отрубить кисти рук и ступни ног палачам, несколько часов до этого поровших ремнями одного несчастного.

-4

Кстати, первое сожжение живых людей на костре не было выдумкой инквизиторов. Данный вид казни придумала и воплотила в жизнь именно Фредегунда. Произошло это после того, как от оспы умерли все ее дети, и королева обвинила за это в колдовстве трех женщин. Несчастные погибли, однако королевство лишилось наследников. Нужно было что-то предпринимать, но стареющий Хильперик на роль отца уже не годился. Вопрос решился быстро: королева открыла постель практически для каждого встречного мужчины.

Спустя некоторое время королевство обзавелось наследником, который в будущем стал королем Хлотарем II. Только вот страсть к мужчинам после рождения сына у Фредегунды не пропала, а наоборот, обострилась. В покои королевы вновь потянулись мужчины, и однажды об этом узнал сам король, не вовремя зашедший в покои супруги. Итог был закономерен. Очень скоро Хильперик неудачно съездил на охоту, и Фредегунда овдовела. Теперь она стала полноправной правительницей королевства.

Однако, помимо государственных дел, чем же занять время свободной женщине? Естественно, любовью. Учитывая непревзойденную страсть к этому делу, еженощно в спальню королевы приводили по десятку, а то и более мужчин, которые к утру, полностью обессиленные, покидали королевские покои. Правда, некоторые были лишены «Адамова достоинства», ибо не смогли удовлетворить Фредегунду в полной мере. Данный марафон закончился лишь со смертью королевы в 597 году.

Тогда же на должность правителя встал ее сын Хлотарь II. Новому властителю многое пришлось пережить и перетерпеть. Однако это уже была совершенно другая история, не имеющая отношения к его матери.